Столица Среднего Урала во второй раз проиграла конкурс на право проведения международной выставки «ЭКСПО-2025». Решение было принято в минувшую пятницу, 23 ноября, в Париже после голосования стран – членов Международного бюро выставок (МБВ): 92 государства проголосовали за японскую Осаку, российская заявка набрала только 61 голос. Екатеринбург остался без «ЭКСПО», без миллиардных вливаний со стороны федерального центра, без международных инвестиций. Впрочем, представители свердловской делегации уже заявили, что все запланированные проекты все равно будут реализованы. Вопрос лишь – когда и на какие средства. Были ли у Екатеринбурга реальные шансы на победу, в чем объективные и субъективные причины уже второго фиаско российской заявки, и кто на самом деле оставил Екатеринбург без «ЭКСПО», – в материале «ФедералПресс».
«Надо было посмотреть на конкурентов»
Как отмечают эксперты, японская Осака, стала слишком сильным и недооцененным екатеринбуржцами конкурентом для Среднего Урала. Третий по величине город «страны восходящего Солнца» – мегаполис известный во всем мире, как развитый туристический и бизнес-центр с мощной инфраструктурой. Осака уже принимала «ЭКСПО» в 1970-м году и стала рекордсменом по посещаемости выставки (64 млн.чел. – прим.Ред.), который только сорок лет спустя смогла побить всемирная выставка «ЭКСПО-2010» в Шанхае.
«Чтобы побеждать, нужно менять отношение не к Екатеринбургу, а к России в целом»
«Я предполагал, что так оно и будет, и удивляюсь тому, что руководство Свердловской области и Екатеринбурга думало иначе. Во-первых, надо было посмотреть на конкурентов. Осака –
брендированный, интересный, привлекательный город. Конкуренты были очень сильными», – прокомментировал ситуацию «ФедералПресс» руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев.
Согласен с ним и руководитель уральского филиала Фонда развития гражданского общества Анатолий Гагарин. «Япония оказалась очень сильным соперником, несмотря на то, что она уже получала возможность проводить всемирную выставку. Это, кстати, вызывает вопросы к организаторам, зачем давать одному и тому же городу несколько раз проводить «ЭКСПО». Я думаю, что олимпийский принцип, когда в движение включаются новые города и страны, был бы более продуктивен», – поделился он мнением с корреспондентом «ФедералПресс».
«Екатеринбург стал заложником внешнеполитической повестки»
Еще одна причина поражения заявки Екатеринбурга, озвучиваемая экспертами, – геополитическая ситуация в мире. «Надо понимать, какая сейчас обстановка складывается в мире вокруг России. Есть серьезные имиджевые проблемы нашей страны, связанные с внешнеполитическим курсом. Было бы наивно предполагать, что страна, проводящая неоднозначную, по мнению других, внешнюю политику может получить право проведения выставки «ЭКСПО-2025». Никто не знает, что у нас будет в 2024-м году, а «ЭКСПО» это уже 2025-й. Япония кажется более привлекательной со всех сторон, с точки зрения политической стабильности, с экономической, ее имиджа и так далее», – поделился мнением Калачев.
Аналогичной точки зрения придерживается и политолог Алексей Швайгерт. «Это международный уровень, и здесь скорее выбирали не Екатеринбург, а страну. И внешнеполитический контур последних лет был основным драйвером сложившейся ситуации. Екатеринбург стал заложником внешнеполитической повестки», – уверен эксперт.
«Кадровая чехарда»
Дополнительным препятствием на пути к победе могли послужить и кадровые ротации внутри заявочного комитета России. Первоначальная команда лоббистов, как на федеральном, так и на региональном уровне, с момента включения Екатеринбурга в борьбу за право проведения выставки, претерпела существенные изменения, если не сказать потери. Так, в феврале этого года внезапно уволился замгендиректора заявочного комитета Тото Дарч. Замену ему нашли не быстро. А уже в мае свой пост покинул главный идеолог идеи проведения «ЭКСПО» из правительства РФ вице-премьер Аркадий Дворкович.
Месяц спустя, вслед за ним глава заявочного комитета «ЭКСПО-2025» Светлана Сагайдак также заявила об отставке «в связи с переходом на другое место работы». При этом, о деятельности последней на посту директора заявочного комитета ходили неоднозначные отзывы, а в анонимных телеграм-каналах и вовсе была развернута целая кампания, связанная с расходами заявочного комитета на заграничные поездки.
Очевидно, что все эти факторы не стали плюсом в «командной работе по продвижению заявки», особенно, учитывая тот факт, что Россия заявила о своем намерении почти на год позднее конкурентов – Японии и Азербайджана. Нельзя сказать, что «кадровая чехарда» сыграла ключевую роль, но, по мнению экспертов, свою лепту внесла.
«Здесь вопрос не в кадровой пертурбации, а в том, что изменилась политическая конъюнктура международная. Здесь не только «ЭКСПО» можно вспомнить, мы несколько спортивных заявок проиграли в последнее время. Тренд он наметился. А что происходили замены команды, если были какие-то кадровые замены в заявочном комитете, это оказало третье или четвертое место по влиянию, а может и вообще этого влияния нет», – отметил в разговоре с «ФедералПресс» директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.
«Федеральный центр проявил отстраненность»
По мнению наблюдателей, первыми ответственность за повторный проигрыш российской заявки могут понести «лоббисты от региона», при том, что их вина не очевидна. Так, например, эксперты сходятся во мнении, что «держать удар», например, придется члену СовФеда Аркадию Чернецкому, который якобы не уделял должного внимания продвижению заявки в других странах и, как будто, увлекся внутрирегиональной политикой. В частности, выборами в городскую думу Екатеринбурга и лоббированием «своего человека» на пост главы города.
В аналогичной ситуации могут оказаться и региональные чиновники, курирующие заявку столицы Среднего Урала. Так, например, некоторых из них уже упрекнули в излишней «включенности» в те же выборы в гордуму Екатеринбурга и внутриэлитные конфликты в регионе. Однако не стоит забывать, что продвижением заявки в больше степени занимались федеральные чиновники, а здесь стоит вспомнить опыт того же «Иннопрома». К слову, куратором международной промышленной выставки является министр промышленности страны Денис Мантуров. Он же занимался продвижением заявки Екатеринбурга на право проведения «ЭКСПО-2025», возглавлял российскую делегацию на конкурсе и презентовал заявку столицы Среднего Урала. По мнению наблюдателей, когда финансовые и имиджевые рычаги сконцентрированы в руках федералов, продвижение мероприятий, как будто, «спускается на тормозах», а организации не уделяют должного внимания.
«Екатеринбург номинировался второй раз, и по сравнению с первым, федеральный центр проявил отстраненность. Я думаю, что дело не в том, что региональные элиты не смогли убедить центр, а в том, что такие мега-проекты очень затратны, и в данном случае федеральные власти не проявили должного рвения, учитывая и бюджетные проблемы, и внешнеполитическую ситуацию. Так что дело в том, что Москва изначально проявляла меньший интерес, чем региональные элиты», – поделился мнением с «ФедералПресс» политолог Сергей Мошкин.
«Если говорить о победе заявки – ситуации «здесь и сейчас», для федеральной власти – это хороший информационный повод, потому что критически важно демонстрировать населению и элитам, что они не оказались в полной международной изоляции, что на Западе есть «здравые силы», которые готовы сотрудничать с Россией... Если проиграет – федеральные власти этого просто предпочтут не заметить. Они контролируют информационное пространство, поэтому там ничего не вылезет. Что касается местных властей, поскольку они эту тему педалировали, то, наверное, поражение негативно скажется на их положении, но точно не критически», – прокомментировал ситуацию Павел Салин.
Кого сделают «крайним» за повторный проигрыш столицы Среднего Урала – покажет время. «ФедералПресс» будет следить за развитием событий.
Фото: ФедералПресс/Евгений Поторочин
«ЭКСПО-2025»