Top.Mail.Ru
Общество
Москва
1

Первые итоги «мусорной реформы» в России. Кто оказался не готов к чистоте

С нового года на территории России вступила в силу «мусорная реформа». На протяжении многих лет в нашей стране пытались запустить программу, которая бы предполагала раздельный сбор мусора, новые правила обращения с отходами и стандарты переработки. Казалось бы, январь 2019 года станет переломным периодом в этом плане. Однако некоторые регионы оказались неготовыми к «мусорной реформе» и вынуждены были ретироваться, а многие граждане восприняли без энтузиазма новые платежки за услуги, связанные с вывозом и переработкой отходов. Какие регионы забуксовали на самых первых этапах реформы и чего удалось добиться за первый месяц? Подробности – в материале «ФедералПресс».

Лидеры и аутсайдеры

В Национальной службе новостей (НСН) состоялась пресс-конференция, посвященная реализации «мусорной реформы». Ее участники рассказали о том, что 70% российских регионов с начала года работают в полном соответствии с нововведениями. Заместитель председателя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Ирина Гехт заявила, что начало реформы можно назвать успешной. Однако в некоторых субъектах возникли проблемы с ее реализацией. Среди них Забайкалье, Ненецкий автономный край, Бурятия, Ленинградская область, Хабаровский край, Амурская область, Еврейская автономная область, Рязанская, Омская, Курганская и Архангельская области.

«С 1998 года мы занимаемся этой реформой. Но все время чего-то не хватало. В декабре выяснилось, что ряд регионов не готов к той схеме, которая прописана в законодательстве. Причины в этих субъектах разные, начиная от судебных споров при выборе оператора, и заканчивая проблемой с выбором места размещения твердых коммунальных отходов», – отметила Гехт.

Аутсайдерами в этом плане можно считать Ленинградскую область и Краснодарский край. Там, несмотря на наличие утвержденных тарифов, региональные операторы до сих не выбраны.

Но есть и отличившиеся регионы со знаком «плюс», где все готово для запуска реформы. К ним относятся Нижегородская, Новосибирская, Белгородская, Мурманская области, Республика Адыгея.

За что платить?

Главный риск «мусорной реформы» связан с вопросами сдерживания тарифов, утверждают эксперты. И он должен быть на контроле правительства. Во-первых, люди пока не понимают, с чем связана дополнительная строка в новых платежках. Для этого необходимо проводить с населением разъяснительную работу. Во-вторых, в разных регионах цена за коммунальную услугу по вывозу твердых бытовых отходов (ТБО) отличается в разы. Это связано с тем, что региональные власти сами устанавливают тарифы. Координатор проекта ОНФ «Генеральная уборка» Дмитрий Миронов заявил, что на заниженных тарифах власти пытаются установить более низкий тариф. По его словам, в таких субъеутах со временем будут платить больше.

«Власти в некоторых регионах решили не прибегать к мерам, которые, по нашему мнению, были бы логичными: выделение социально незащищённых групп и скидок для них, предоставление скидок тем, кто ведёт раздельный сбор отходов. Они решили просто снизить норматив образования отходов, что неправильно. Это сделано, чтобы населению снизить тариф ради политических мотивов. Потом всё равно эту норму прибыли, которая должна быть у регионального оператора, будут компенсировать из региональных бюджетов. В таких регионах люди будут в будущем платить больше», – отметил Миронов.

По словам спикера, судить о справедливости тарифов можно будет лишь тогда, когда гражданам придут первые платежки.

«Нечистые» митинги

Естественно, что любое повышение тарифов не может быть встречено населением с восторгом. На этой почве возможны новые социальные конфликты, и они возникают. Однако зачастую за призывами бойкотировать мусорную реформу в регионах стоят теневые операторы, убежден исполнительный директор Национального центра экологической и эпидемиологической безопасности Владислав Жуков. Если население не будет платить по новым тарифам, то это может не просто затормозить реформы, но и в ряде субъектов ее сорвать.

«Это те силы, которые исторически находятся в теневом секторе экономических отношений в сфере обращения с мусором. Это нерегиональные операторы, нелегитимные хозяйствующие субъекты, которые занимаются мусором. Это теневая сфера, которая получала сверхдоходы из-за чёрных схем. Они обладают определёнными ресурсами и заинтересованы в саботаже этой реформы», – отметил Жуков.

Однако проблемы, возникающие в ходе первых этапов «мусорной реформы», могут считаться нормой. К такому заключению приходят эксперты. В России не существует даже системы раздельного сбора мусора, а соответственно и культуры обращения с отходами. Главным плюсом мусорной реформы можно считать то, что она уже началась. От бесконечных деклараций наконец приступили к конкретным шагам. Отношение населения к реформе теперь зависит от политики региональных и федеральных властей.

Фото: РИА Новости/Максим Богодвид

Сюжет по этой теме
11 июня 2021, 19:05

Мусорная реформа

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.