Представители 55 российских регионов приняли участие в межрегиональном совещании по вопросу снижения бедности в Нижнем Новгороде. Перед государством стоит задача сократить число россиян, чьи доходы ниже прожиточного минимума, в два раза – с 20 млн до 10 млн человек. Чего Минтруд ждет от регионов, читайте в материале «ФедералПресс».
Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин в среду провел в Нижнем Новгороде межрегиональное совещание по вопросу снижения уровня бедности. Напомним, что в майском указе глава государства Владимир Путин поставил задачу сократить этот показатель в два раза к 2024 году. Сейчас в России насчитываются около 20 млн граждан, или 13 % населения, доход которых ниже прожиточного минимума.
«Последние серьезные движения по снижению численности населения, которые имеют доходы ниже прожиточного минимума, явно положительная динамика наблюдались в 2000-е годы, когда серьезным образом росла заработная плата, – напомнил Топилин. – И сейчас нам предстоит на совершенно другом экономическом и демографическом фоне осуществить фактически прорыв, чтобы 10 млн человек из 20, которые находятся за чертой бедности, преодолели эту ситуацию».
Планы по достижению обозначенных в президентском указе показателей Минтруд согласовывает с каждым субъектом РФ. Глава министерства призвал регионы, которые решили не брать на себя такие обязательства, считая, что перед ними такая задача не стоит, в кратчайшие сроки пересмотреть ситуацию и до конца недели представить свои «разумные предложения».
Борьбу с бедностью начнут с реализации в 2019 году пилотных проектов в восьми регионах: Татарстане, Кабардино-Балкарии, Приморском крае, Нижегородской, Ивановской, Липецкой, Томской и Новгородской областях. В рамках пилотных проектов планируется проанализировать причины бедности и разработать универсальные механизмы по ее снижению и увеличению доходов граждан. Оценка эффективности принимаемых мер ляжет в основу рекомендаций для региональных программ снижения бедности.
Со слов Топилина, 80 % находящихся за чертой бедности составляют семьи с детьми. И от пилотных регионов потребуется составление портретов таких семей и представление о том, почему они сегодня находятся в таком положении.
«Мы, с одной стороны, должны выйти на улучшение демографии и естественный прирост населения, увеличение суммарных коэффициентов рождаемости. С другой стороны, все это, безусловно, ведет к тому, что риски уменьшения доходов в среднем на семью увеличиваются. Нам с вами очень важно решить обе задачи. Это означает, что с огромной долей вероятности (и это подтверждают данные статистики) эти меры все больше и больше должны концентрироваться на семьях с двумя–тремя детьми», – подчеркнул он.
На результатах эксперимента предполагается также доказать эффективность такого механизма господдержки как социальный контракт, чтобы регионы, которые его используют, могли претендовать на финансовую поддержку из федерального бюджета.
«Сейчас социальный контракт, чего греха таить, на самом деле воспринимается как источник получения соответствующей выплаты, и какие-то конкретные обязательства по нему выполняются формально, – констатировал губернатор Нижегородской области Глеб Никитин. – Наша задача – чтобы человек лечился, занимался спортом, реально занимался трудоустройством, переподготовкой, обучением. Мы должны собственные ресурсы, которые выделяются по линии образования, здравоохранения и другим направлениям, ему предоставить. Многие не знают, что им положено, что они могут использовать».
Глава региона поддержал мнение Топилина о том, что решать проблему бедности государство должно не просто за счет экстенсивного увеличения финансирования мер социальной поддержки: «Мы должны подходить к вопросу комплексно, по сути заниматься развитием человека, давая ему не рыбу, а удочку».
Говоря о поддержке регионами сельского населения, Топилин обратил внимание, что натуральные доходы статистикой не учитываются. «Тоже неправильно, когда вы тратите деньги, и это просто не отражается статистически, хотя люди эту помощь получают и пользуются ей, выходят из тяжелой жизненной ситуации», – сказал министр.
Отдельно глава Минтруда остановился на том, что необходимо использовать уже действующие инструменты поддержки. В качестве примера он привел поступившее предложение продлить пособие по уходу за ребенком до достижения им трех лет. По мнению Топилина, в условиях, когда идет снижение предложения на рынке труда, крайне важно создать для молодых мам и молодых людей после достижения их ребенком 1,5 лет условия для возвращения на рынок труда, если они этого хотят.
«Со следующего года мы начнем программу (регионам предстоит к этому подготовиться, в том числе в рамках этого эксперимента) по обучению тех мам, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком, – сообщил он. – Напомню, что программы частично реализовывались в регионах, но они никогда не субсидировались с федерального уровня. Со следующего года всем субъектам РФ федеральный бюджет будет предоставлять субсидии на эти цели». По мнению министра, это означает, что государство и регионы смогут оказать помощь тем семьям, для которых проблема дефицита доходов стоит наиболее остро.
Профессор Российской экономической школы Ирина Денисова в целом поддерживает подход к оценке эффективности тех или иных мер посредством пилотных проектов. Однако, по ее словам, в идеале должны быть случайные регионы, которые могут показать, где тот или иной механизм начнет или не начнет работать.
«Здесь важно, что пилотные регионы – чаще всего отобранные Минтрудом исходя из того, какие задачи перед собой ставит Минтруд. Если он ставит задачу, чтобы это работало, он будет отбирать такие. Или регионы сами заявились в качестве пилотных (таковой оказалась Нижегородская область – прим. ред.), потому что знают, что у них это будет работать. Для целей измерения это не очень хорошо, потому что это означает, что они не случайные. «Хорошо измерить» важно для того, чтобы понимать, работает это или нет. А это в свою очередь означает, что не будут тратиться большие ресурсы на программу, которая не работает», – говорит Ирина Денисова.
Эксперты обращают внимание, что глубина бедности не всегда очень высокая: некоторой части населения помощь требуется в отдельные периоды, – но многие домохозяйства находятся вокруг черты бедности. «На самом деле 42 млн человек находятся на грани, они балансируют: сегодня мясо кушаем – завтра не кушаем, – приводит данные профессор Центра социальной демографии и экономической социологии Института социально-политических исследований РАН Игорь Богданов. – Поэтому говорить о том, что за пять лет можно сократить бедность – это все равно сказки». Эксперты подчеркивают, что возможность выполнения задачи по сокращению бедности зависит от того, как складываются экономические обстоятельства.
Фото: «Нижегородские новости» / Александр Воложанин, rosmintrud.ru