Top.Mail.Ru
Общество
Волгоградская область
0

«Когда хотят взорвать, делают это без предупреждений». Волгоград нашел позитив в непрекращающихся «минированиях»

работа МВД и СКР
Волгоградские спецслужбы работают в усиленном режиме

Волгоград переживает очередную волну сообщений о минировании школ, больниц, администраций и торговых центров. Почему эта ситуация, происходящая и во многих других регионах, так важна для города-героя, как работают органы и реагируют жители, а также кто и почему вообще может стоять за этими провокациями, разбирался «ФедералПресс».

«За решетку негодяев, не жалеть их»

«У детей видимого испуга не было, а вот некоторые родители были на грани нервного срыва», – рассказал «ФедералПресс» педагог школы № 130, расположенной в Ворошиловском районе. Это учреждение вместе с еще пятнадцатью получило анонимные письма на электронную почту о заложенных бомбах. Во всех случаях специалисты экстренных служб проверили сообщения о минировании – ни по одному из адресов взрывчатки не обнаружили.

Массовые анонимные сообщения на эту тему стали появляться в Волгограде 31 января, а 1 февраля повторились уже по новым адресам. Помимо школ эвакуировать пришлось также несколько больниц, четыре торговых центра, администрации нескольких районов Волгограда, а также городскую думу, отделение соцзащиты и даже контрольно-счетную палату Волгограда.

Напомним, что по тому же сценарию развивались события еще в двух десятках российских городов – от Красноярска до Санкт-Петербурга. Особенно острой ситуация оказалась в Москве. Напомним, похожая волна уже проходила по России в сентябре 2017 года.

Именно в Волгограде, как ожидалось, ситуация потенциально могла быть самой тревожной из-за ранее случившихся трагедий. Напомним, в конце 2013 года в городе произошло сразу три теракта, причем два последних и самых кровопролитных состоялись 29 и 30 декабря. Страшные события унесли жизни 42 человек.

Память о событиях 5-летней давности в городе, конечно, жива. «Да после всего за такое надо очень строго наказывать! За решетку негодяев, не жалеть их», – говорят родители учащихся в школе «Поколение» Центрального района Волгограда.

Тренировка, тренировка и еще раз тренировка

Опыт 31 января(было эвакуировано 32 школы, одна из них дважды) повлиял на слаженность действий спецслужб и школьных администраций. Уже 5 февраля учащиеся под присмотром педагогов покинули здания оперативно, слаженно, но при этом работники школ четко проконтролировали, чтобы ученики выходили на улицу только в верхней одежде.

То, что это не всегда давали делать при первой волне «минирований», было одной из главных претензий со стороны общественности. Особенно возмущались пациенты больниц, которых в ряде случаев действительно выводили на мороз неодетыми. В школах процесс эвакуации все-таки оказался более отлаженным: ребят из младших классов временно направляли в соседние детсады, а старшеклассников распускали по домам.

Общественник Алексей Ульянов, помогавший при эвакуации нескольких школ, рассуждает: «Эвакуация в такой ситуации – это правильно, на этот счет есть соответствующие нормы, которые надо соблюдать. Но вот нюансы надо прорабатывать и поправлять; говорят, есть случаи, что чуть ли не в одних халатах выкидывали».

При этом, отвечает Ульянов, у волгоградских граждан «очень развита категоричность», которая мешает адекватно воспринимать действия правоохранителей и городских служб. «Может быть, такое недоверие развито постоянными неудачами региона, они шли давно и накопили этот эффект, который можно и нужно разрушать открытостью власти. Чем ближе власть будет к людям, тем это будет проще», – констатирует Ульянов.

«У людей сформировалась позиция, причем, она во многом обоснованна, которая звучит так: когда хотят взорвать, взрывают без предупреждения», – рассуждает политолог Виталий Арьков.

«Это страшно звучит, но это жизнь, – продолжает Арьков. – В самой ситуации, к которой надо относиться со всей серьезностью, можно найти даже позитив. Эти «минирования» позволяют отработать некоторые моменты мобилизации».

Интересно, что информацию о происшествиях транслировала преимущественно мэрия. Пресс-службы региональных главков силовых ведомств прокомментировали лишь ситуацию с задержанием единственного «минера». Так, 1 февраля был задержан 23-летний охранникТРЦ, который звонил с угрозами по телефонам. Сам он пояснил, что пытался «проверить готовность спецслужб». Впрочем, их готовность как раз подтверждена той самой «разведкой боем». Очевидцы событий в основном оценивают действия полиции и других структур как профессиональные и достаточно оперативные. По всем адресам, кстати, сразу же приезжали не просто полицейские группы, но с обязательными специалистами – криминалистами, психологами и т. п.

«Не зная деталей, сложно говорить о конкретике, но, видя общее количество инцидентов и то, как слаженно проводятся основные меры, в первую очередь эвакуация, могу сказать, что службы справляются. В МВД и других службах подтвердили, что, как говорится, не зря едят свой хлеб», – считает подполковник полиции в отставке Вячеслав Кофанов.

«С другой стороны, эти постоянные акции отвлекают очень много сил и средств. В этой ситуации, не дай бог, где-то случится реальная диверсия или какое-то еще ЧП, тогда опасность более тяжких последствий возрастает. Хотя и не реагировать, конечно, права не имеют. Поэтому остается ждать, что источник угрозы на системном уровне будет выявлен и проблема будет решена», – подытожил Кофанов.

В какой стране живут террористы

«Не думаю, что таким образом приручают, чтобы постепенно, как говорится, расслабились. Скорее это тактика, чтобы психологически издергать, – рассуждает учредитель нескольких охранных предприятий, полковник запаса ФСБ и председатель общественного совета при ГУВД Саратовской области Владимир Незнамов, – вызывается негативное отношение к органам. Люди начинают злиться на охрану, на власть, которые не могут справиться. Хотят вызвать панику и недоверие».

При этом, отмечает эксперт, не реагировать на сообщения нельзя. «Парадокс в том, что если противник идет на теракт, то этому, конечно, не тренируют, к этому не готовят. Да и что-то сделать на стадии совершения теракта, как правило, практически невозможно. Нужна профилактика. Но и сигналы все надо проверить», – уверен Незнамов.

«Все делается специально, лишь бы отвлечь людей от проблем, – такое утверждение вбрасывать в соцсети, – пояснил Алексей Ульянов. – А на самом деле негодяи решили дезориентировать не только людей, но и спецслужбы».

Виталий Арьков поясняет, что доминирующая версия на сегодня, по словам его источников, в том, что мнимая угроза исходит с Украины. «Для них важно посеять не хаос, а недовольство и недоверие. Особенно к власти», – уточнил Арьков.

Вторая версия, отмечает политолог, в том, что вся волна «минирований» может быть масштабными учениями спецслужб. Настолько секретными, что даже руководители региональных главков не знают, как реагировать на происходящее. «Сегодня мы живем в таком мире, где неплохо бы отработать все это до автоматизма. В том числе и для школьных учителей», – добавил Арьков.

Осведомленный источник в главном управлении одного из силовых ведомств по Волгоградской области отмечает, что, по их данным, «это все поступает не отсюда, точнее – из-за рубежа». А вот распространенная ранее информация о том, что для рассылки использовался IP-сервис из Бельгии, источник не подтверждает.

Фото:«ФедералПресс» / Ярослав Малых

Сюжет по этой теме
19 сентября 2017, 14:16

Массовые сообщения о минировании

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.