Уровень государственной поддержки автопрома в 2019 году снизится почти в 3 раза. Это, в свою очередь, приведет к падению выпуска автомобилей. Под ударом окажутся едва ли не все производители и, в первую очередь, Sollers, который выпускает машины марок УАЗ, Ford, Mazda, SsangYong. Перед ним уже маячит угроза банкротства. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Денег на всех не хватит
В нынешнем году государство выделит на финансирование мер поддержки автомобилестроения примерно 10,4 млрд рублей, хотя в прошлом оно было щедрее, потратив на него свыше 30 млрд рублей.
Урезание ключевых программ будет серьезное – льготный лизинг машин профинансируют на 25 % меньше, чем в 2018 году, выделив на него 4,9 млрд рублей, по льготному кредитованию сокращение будет трехкратное – до 3 млрд рублей.
«В последнее время заметно усиливается тенденция к ограничению расходов бюджета. Это касается и субсидирования автопрома. Отчасти это сокращение является плановым – оно было анонсировано заранее. Отчасти связано с ростом конкурентоспособности отрасли в связи с ростом конкурентоспособности за счет ослабления рубля», – отметил Сергей Хестанов, советник генерального директора компании «Открытие Брокер».
Словно не дожидаясь уменьшения государственной поддержки, автомобилестроение стало понижать выпуск машин. По данным Федеральной службы государственной статистики, в январе производство легковых автомобилей сократилось на 0,1 % (к итогу годовой давности) до 113 тыс. штук, грузовиков – на 20,9 % до 4,1 тыс. штук.
Продажи машин тоже не выросли. Согласно информации комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, реализация, например, автомобилей УАЗ в январе составила 1,940 тысячи, оставшись практически неизменной. Сбыт Mazda упал на 12 % до 1,812 тысячи, Ford рухнул на 44 % до 1,740 тысячи, SsangYong – на 93 % до 3 машин.
Ниши, занимаемые данными марками на внутреннем рынке, коррелируют с динамикой их продаж. Доля УАЗ осталась неизменной – 1,9 % от всей емкости рынка, Mazda – уменьшилась с 2 до 1,8 %, Ford – c 3,1 до 1,7 %, SsangYong – была и осталась в районе нуля.
![]()
Ford готовится к уходу
Автомобили марок УАЗ, Ford, Mazda и SsangYong выпускает компания Sollers, владеющая Ульяновским автомобильным и Заволжским моторным заводами (УАЗ и ЗМЗ соответственно), предприятием «Sollers – Дальний Восток» и совместными фирмами Ford Sollers, Mazda Sollers и «Sollers-Буссан».
«Продажи Sollers по итогам 2018 года составили 41,4 тыс. автомобилей или 2,3 % российского рынка. Компания демонстрирует отрицательную динамику продаж последние годы. Традиционно сильны позиции компании на рынке недорогих внедорожников, однако данный сегмент сейчас переживает не лучшие времена», – сообщил Максим Худалов, директор группы корпоративных рейтингов АКРА.
И проблемы у Sollers растут подобно снежному кому. В январе появилась информация о возможности прекращения производства Ford автомобилей в России в рамках пересмотра его деятельности в странах Европы, и на ум сразу же пришел Ford Sollers, располагающий тремя автомобильными заводами во Всеволожске (Ленинградская область), Елабуге и Набережных Челнах (Татарстан) и двигателестроительным предприятием в Елабуге.
В Набережных Челнах собираются принадлежащие марки Ford Fiesta и Ford EcoSport, в Елабуге – Ford Kuga и Ford Explorer, во Всеволожске – Ford Focus и Ford Mondeo. И их сбыт идет вниз: в 2008 году в нашей стране было реализовано почти 187 тыс. автомобилей Ford, в 2018-м – чуть более 53 тысяч. Учитывая почти четырехкратное падение продаж за 10 лет, руководство Ford вполне может принять решение полностью отказаться от их выпуска в России.
Правда, пока оно на такой шаг не пошло, хотя угроза закрытия точно висит над заводом во Всеволожске. «Легковые автомобили Ford после успеха Ford Focus десятилетней давности в последние годы теряют долю российского рынка. Вероятная причина может заключаться в неудачной ценовой политике концерна, – считает Алексей Калачев, аналитик «Финама». – Альтернативой закрытия предприятия во Всеволожске может быть как спонсирование его деятельности со стороны Ford, так и инвестиции в перепрофилирование его деятельности и смена модельного ряда».
Максим Худалов не исключает остановки Ford Sollers: «Потенциально мощности могут быть перестроены на производство автомобилей более дешевого ценового сегмента либо для увеличения экспорта машин, собранных в России. Однако указанные преобразования довольно трудны для реализации, поэтому мы не исключаем возможного полного закрытия мощностей».
![]()
Aurus не вывезет
Сохранить бизнес на плаву Sollers пытается за счет производства автомобилей представительского класса Aurus (изначально спроектированных для президента Владимира Путина). Он привлек арабский фонд Tawazun в качестве стратегического инвестора в предприятие, продающее Aurus (его владельцы сейчас – Sollers и ФГУП «НАМИ»). Tawazun получит 36 % его уставного капитала и предоставит 110 млн долларов, которые пойдут на организацию серийного выпуска Aurus на одном из двух заводов Sollers в Татарстане. Вдобавок Tawazun будет продвигать Aurus в странах Ближнего Востока.
Есть маленькая трудность – Aurus cлишком дорог для обывателей, его потенциальные потребители – представители истеблишмента, отличающиеся и без того привередливыми вкусами и не готовые выкладывать деньги за нераскрученный бренд.
Еще более печальная ситуация сложилась с «Sollers – Дальний Восток» мощностью 35 тыс. автомобилей в год (на нем выпускались южнокорейские внедорожники SsangYong) – он ликвидирован. Предприятие несло убытки, и шансов стать рентабельным у него не было.
Sollers старается выкрутится на Дальнем Востоке за счет загрузки мощностей Mazda Sollers, недаром в ноябре на нем стартовало производство новой Mazda6 (на нем также выпускаются кроссоверы Mazda CX-5 и Mazda CX-9). Однако спрос на машины Mazdа на Дальнем Востоке и в Сибири вряд ли велик, да и лучше бы их, с точки зрения логистики, делать на каком-нибудь из двух заводов в Татарстане.
Не приносит особой рентабельности ЗМЗ, изготавливающий двигатели для УАЗ и ПАЗ. «Это примерно пятая часть от количества автомобильных двигателей внутреннего сгорания, производимых в РФ. Но это на самом деле довольно небольшой объем, если учесть, что в России собирается около 1,56 млн легковых и более 160 тыс. грузовых автомобилей», – констатирует Алексей Калачев.
Все вышеперечисленные трудности влияют на финансовое состояние Sollers: в 2016 году его чистая прибыль рухнула на 48,4 % до 1,6 млрд рублей, в 2017-м – на 37,5 % до 1 млрд рублей, за первую половину минувшего года она равнялась 443 млн рублей. И есть основания полагать, что в целом за 2018 год она опять упадет, если вообще Sollers не получит убыток.
Урезания финансирования государственной поддержки и стагнация внутреннего рынка непременно больно ударят по автомобильным компаниям. «Конкурентное преимущество получат те производители, у которых выше доля локализации производства. Остальные будут вынуждены либо останавливаться, либо уходить с рынка», – прогнозирует Сергей Хестанов.
Похоже, к остальным будет относиться именно Sollers. Ждать осталось совсем недолго.
На запрос «ФедералПресс», направленный по электронной почте в пресс-службу Sollers, никаких ответов и комментариев получено не было.
Фото: pixabay.com


