Top.Mail.Ru
Промышленность
Москва
0

Съезжая в кризис. Почему банкротится производитель УАЗов и саньонгов

Sollers
Sollers может остановить несколько заводов

Уровень государственной поддержки автопрома в 2019 году снизится почти в 3 раза. Это, в свою очередь, приведет к падению выпуска автомобилей. Под ударом окажутся едва ли не все производители и, в первую очередь, Sollers, который выпускает машины марок УАЗ, Ford, Mazda, SsangYong. Перед ним уже маячит угроза банкротства. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Денег на всех не хватит

В нынешнем году государство выделит на финансирование мер поддержки автомобилестроения примерно 10,4 млрд рублей, хотя в прошлом оно было щедрее, потратив на него свыше 30 млрд рублей.

Урезание ключевых программ будет серьезное – льготный лизинг машин профинансируют на 25 % меньше, чем в 2018 году, выделив на него 4,9 млрд рублей, по льготному кредитованию сокращение будет трехкратное – до 3 млрд рублей.

«В последнее время заметно усиливается тенденция к ограничению расходов бюджета. Это касается и субсидирования автопрома. Отчасти это сокращение является плановым – оно было анонсировано заранее. Отчасти связано с ростом конкурентоспособности отрасли в связи с ростом конкурентоспособности за счет ослабления рубля», – отметил Сергей Хестанов, советник генерального директора компании «Открытие Брокер».

Словно не дожидаясь уменьшения государственной поддержки, автомобилестроение стало понижать выпуск машин. По данным Федеральной службы государственной статистики, в январе производство легковых автомобилей сократилось на 0,1 % (к итогу годовой давности) до 113 тыс. штук, грузовиков – на 20,9 % до 4,1 тыс. штук.

Продажи машин тоже не выросли. Согласно информации комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, реализация, например, автомобилей УАЗ в январе составила 1,940 тысячи, оставшись практически неизменной. Сбыт Mazda упал на 12 % до 1,812 тысячи, Ford рухнул на 44 % до 1,740 тысячи, SsangYong – на 93 % до 3 машин.

Ниши, занимаемые данными марками на внутреннем рынке, коррелируют с динамикой их продаж. Доля УАЗ осталась неизменной – 1,9 % от всей емкости рынка, Mazda – уменьшилась с 2 до 1,8 %, Ford – c 3,1 до 1,7 %, SsangYong – была и осталась в районе нуля.

9ea44a0b8546a215435adb56cd1ac7d5.jpg

Ford готовится к уходу

Автомобили марок УАЗ, Ford, Mazda и SsangYong выпускает компания Sollers, владеющая Ульяновским автомобильным и Заволжским моторным заводами (УАЗ и ЗМЗ соответственно), предприятием «Sollers – Дальний Восток» и совместными фирмами Ford Sollers, Mazda Sollers и «Sollers-Буссан».

«Продажи Sollers по итогам 2018 года составили 41,4 тыс. автомобилей или 2,3 % российского рынка. Компания демонстрирует отрицательную динамику продаж последние годы. Традиционно сильны позиции компании на рынке недорогих внедорожников, однако данный сегмент сейчас переживает не лучшие времена», – сообщил Максим Худалов, директор группы корпоративных рейтингов АКРА.

И проблемы у Sollers растут подобно снежному кому. В январе появилась информация о возможности прекращения производства Ford автомобилей в России в рамках пересмотра его деятельности в странах Европы, и на ум сразу же пришел Ford Sollers, располагающий тремя автомобильными заводами во Всеволожске (Ленинградская область), Елабуге и Набережных Челнах (Татарстан) и двигателестроительным предприятием в Елабуге.

В Набережных Челнах собираются принадлежащие марки Ford Fiesta и Ford EcoSport, в Елабуге – Ford Kuga и Ford Explorer, во Всеволожске – Ford Focus и Ford Mondeo. И их сбыт идет вниз: в 2008 году в нашей стране было реализовано почти 187 тыс. автомобилей Ford, в 2018-м – чуть более 53 тысяч. Учитывая почти четырехкратное падение продаж за 10 лет, руководство Ford вполне может принять решение полностью отказаться от их выпуска в России.

Правда, пока оно на такой шаг не пошло, хотя угроза закрытия точно висит над заводом во Всеволожске. «Легковые автомобили Ford после успеха Ford Focus десятилетней давности в последние годы теряют долю российского рынка. Вероятная причина может заключаться в неудачной ценовой политике концерна, – считает Алексей Калачев, аналитик «Финама». – Альтернативой закрытия предприятия во Всеволожске может быть как спонсирование его деятельности со стороны Ford, так и инвестиции в перепрофилирование его деятельности и смена модельного ряда».

Максим Худалов не исключает остановки Ford Sollers: «Потенциально мощности могут быть перестроены на производство автомобилей более дешевого ценового сегмента либо для увеличения экспорта машин, собранных в России. Однако указанные преобразования довольно трудны для реализации, поэтому мы не исключаем возможного полного закрытия мощностей».

b62c1e3dae1e4fd49bbd7e92eadfca6b.jpg

Aurus не вывезет

Сохранить бизнес на плаву Sollers пытается за счет производства автомобилей представительского класса Aurus (изначально спроектированных для президента Владимира Путина). Он привлек арабский фонд Tawazun в качестве стратегического инвестора в предприятие, продающее Aurus (его владельцы сейчас – Sollers и ФГУП «НАМИ»). Tawazun получит 36 % его уставного капитала и предоставит 110 млн долларов, которые пойдут на организацию серийного выпуска Aurus на одном из двух заводов Sollers в Татарстане. Вдобавок Tawazun будет продвигать Aurus в странах Ближнего Востока.

Есть маленькая трудность – Aurus cлишком дорог для обывателей, его потенциальные потребители – представители истеблишмента, отличающиеся и без того привередливыми вкусами и не готовые выкладывать деньги за нераскрученный бренд.

Еще более печальная ситуация сложилась с «Sollers – Дальний Восток» мощностью 35 тыс. автомобилей в год (на нем выпускались южнокорейские внедорожники SsangYong) – он ликвидирован. Предприятие несло убытки, и шансов стать рентабельным у него не было.

Sollers старается выкрутится на Дальнем Востоке за счет загрузки мощностей Mazda Sollers, недаром в ноябре на нем стартовало производство новой Mazda6 (на нем также выпускаются кроссоверы Mazda CX-5 и Mazda CX-9). Однако спрос на машины Mazdа на Дальнем Востоке и в Сибири вряд ли велик, да и лучше бы их, с точки зрения логистики, делать на каком-нибудь из двух заводов в Татарстане.

Не приносит особой рентабельности ЗМЗ, изготавливающий двигатели для УАЗ и ПАЗ. «Это примерно пятая часть от количества автомобильных двигателей внутреннего сгорания, производимых в РФ. Но это на самом деле довольно небольшой объем, если учесть, что в России собирается около 1,56 млн легковых и более 160 тыс. грузовых автомобилей», – констатирует Алексей Калачев.

Все вышеперечисленные трудности влияют на финансовое состояние Sollers: в 2016 году его чистая прибыль рухнула на 48,4 % до 1,6 млрд рублей, в 2017-м – на 37,5 % до 1 млрд рублей, за первую половину минувшего года она равнялась 443 млн рублей. И есть основания полагать, что в целом за 2018 год она опять упадет, если вообще Sollers не получит убыток.

Урезания финансирования государственной поддержки и стагнация внутреннего рынка непременно больно ударят по автомобильным компаниям. «Конкурентное преимущество получат те производители, у которых выше доля локализации производства. Остальные будут вынуждены либо останавливаться, либо уходить с рынка», – прогнозирует Сергей Хестанов.

Похоже, к остальным будет относиться именно Sollers. Ждать осталось совсем недолго.

На запрос «ФедералПресс», направленный по электронной почте в пресс-службу Sollers, никаких ответов и комментариев получено не было.

Фото: pixabay.com

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.