«Газпром» потерял партнера по проекту «Балтийский СПГ» – из него вышел международный гигант Shell. Теперь российская компания будет заниматься Балтикой фактически в одиночку. Одновременно пробуксовывает проект «Владивостокский СПГ» – строительство завода СПГ даже не началось. Все это отрицательно может сказаться на финансовом положении «Газпрома». Подробности – в материале «ФедералПресс».
Прощай, Балтика
Транснациональный энергетический концерн Shell принял решение выйти из проекта «Балтийский СПГ», сообщил председатель Shell в России Седрек Кремерс через представителя компании (цитируются «Ведомости»). При этом ни Shell, ни «Газпром» официально пресс-релизов о прекращении сотрудничества по проекту не публиковали.
Вместо Sheel «Газпром» будет заниматься «Балтийским СПГ» вместе с компанией «РусГазДобыча». Она была зарегистрирована в 2012 году. По данным «Контур.Фокуса», 99 % уставного капитала «РусГазДобычи» принадлежит ликвидируемому АО «Русская холдинговая компания», 1 % – Артему Оболенскому (учреждено Оболенским и офшорной «Олпон Инвестментс»). В 2017 году чистый убыток «РусГазДобычи» составил 150,7 млн рублей.
Оболенский также владеет 0,1 % уставного капитала ООО «УК «Развитие». Еще 40 % принадлежит Борису Ротенбергу и ему же – 67,43 % уставного капитала ООО «Развитие-Строй».
Проектом «Балтийский СПГ» предусматривается создание мощностей по переработке 45 млрд кубометров природного газа в год, производству 13 млн тонн СПГ, 4 млн тонн этана и свыше 2,2 млн тонн сжиженных углеводородных газов.
Сырьем для «Балтийского СПГ» должен служить этансодержащий газ, добываемый «Газпромом» в Надым-Пур-Тазовском регионе (Ямало-Ненецкий автономный округ). Оставшийся после переработки природный газ (порядка 20 млрд кубометров) будет отправляться в систему трубопроводов «Газпрома».
Первая очередь производства должна заработать в 2023 году, вторая – в 2024-м.
Санкционный толчок
Отраслевые эксперты указывают, что Shell могла покинуть «Балтийский СПГ» из-за санкций со стороны США, и ожидают возможных проблем с реализацией проекта.
«По всей видимости, Shell решила не рисковать в условиях действующих против «Газпрома» американских санкций, – размышляет старший аналитик компании «БКС Премьер» Сергей Суверов. – Строительство «Балтийского СПГ», конечно, завершится, так как экспорт СПГ – это приоритетное направление для «Газпрома», но может затянуться, в том числе из-за ухода Shell и удорожания проекта. «Газпрому» теперь надо найти замену Shell для получения технологий сжижения».
«Shell либо не увидела перспектив дальнейшего участия в «Балтийском СПГ», либо может опасаться санкций против самой себя: в западных компаниях вообще сейчас осторожно подходят к вопросу инвестиций в Россию. Однако без нее «Газпрому» даже вместе с «РусГазДобычей» будет непросто реализовать подобный проект – Shell накопила большой опыт в области производства СПГ. Вряд ли «РусГазДобыча» может быть альтернативой Shell», – говорит промышленный эксперт Леонид Хазанов.
Аналитик «Финама» Алексей Калачев обращает внимание на пару интересных нюансов. «Еще в прошлом году Shell и не помышляла о выходе из «Балтийского СПГ». Компания была заинтересована в его реализации. Однако концепция поменялась, и прежде всего у самого «Газпрома». Было решено объединить «Балтийский СПГ» с проектом газохимических комплексов в Усть-Луге, который помимо СПГ будет производить этан и пропан. В него, как понимаю, Shell не пригласили. Да и вряд ли он ей был бы интересен», – рассказал он.
Дела давно минувших дней
«Газпром» занимается «Балтийским СПГ» почти 15 лет. В 2004 году он организовал вместе с «Совкомфлотом» совместную фирму Baltic LNG, планировавшую построить завод мощностью 7 млн тонн СПГ в Приморске. Затем в 2007 году «Газпром» отказался от него, решив разрабатывать Штокмановское газоконденсатное месторождение в Баренцевом море. Он продал свою долю в Baltic LNG «Сибуру», который хотел на земельном участке, выделенном под завод СПГ, создать газохимическое производство. Однако дело не сдвинулось с места, и в 2013 году Baltic LNG была ликвидирована.
«В ближайшие годы Россия не уступит звание крупнейшего экспортера энергоресурсов»
В 2013 году «Газпром» вернулся к старой идее. Концепция проекта претерпела изменения: мощность будущего завода СПГ была увеличена до 10 млн тонн в год. Компания даже заключила с правительством Ленинградской области меморандум о взаимопонимании. Власти обязались обеспечить необходимые согласования с уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления, предоставление соответствующих разрешений, регистрацию прав собственности «Газпрома» на построенные объекты и приобретенные земельные участки.
В качестве партнера «Газпром» в 2014 году привлек «Газпромбанк», взявший на себя привлечение финансирования. В 2015 году «Газпром» определил в качестве места для размещения завода СПГ район морского порта Усть-Луга.
Западный партнер
Претворять в жизнь столь масштабный проект, как «Балтийский СПГ», «Газпрому» вместе с «Газпромбанком» было, по всей видимости, трудно – надо было привлечь в качества партнера какую-нибудь компанию, обладающую опытом и технологиями сжижения газа.
«Европейские лидеры не станут доверять только одному поставщику газа»
Таким кандидатом оказалась Shell – партнер «Газпрома» по проекту «Сахалин-2», в рамках которого был запущен завод СПГ, поэтому почва для дальнейшего сотрудничества у них была. И в 2016 году между Shell и «Газпромом» был подписан меморандум, предусматривающий изучение перспектив совместной работы в рамках «Балтийского СПГ».
В июне 2017 года «Газпром» и Shell заключили два соглашения: одно об организации совместного предприятия (которое должно было осуществлять работы по привлечению финансирования, проектированию, строительству и эксплуатации завода СПГ), второе – о технико-экономических исследованиях по проекту.
Месяцем же ранее «Газпром» подписал с малоизвестной компанией «РусГазДобычей» меморандум, предусматривающий развитие газохимического производства на базе углеводородных месторождений Надым-Пур-Тазовского региона на Ямале. Возможно, уже тогда «Газпром» рассматривал «РусГазДобычу» в качестве замены Shell.
Тем не менее в октябре 2018 года топ-менеджеры Shell и «Газпрома» поставили подписи на соглашении о разработке технической концепции проекта. Видимо, доделывать ее будут «Газпром» с «РусГазДобычей».
Экономика хромает
Проект «Балтийского СПГ» вызывает сомнения с точки зрения его будущей рентабельности и окупаемости инвестиций. Ведь его конкурентом может считаться прокладываемый по дну Балтийского моря газопровод «Северный поток – 2»: прокачка газа по трубе обходится дешевле, чем его сжижение, транспортировка на корабле и последующее разжижение.
«Там, где присутствует трубопроводный газ, СПГ не может составлять серьезную конкуренцию, хотя и может давить на цены. Стоимость производства и доставки СПГ заведомо выше транспортировки природного газа по трубам, и в силу этого его конкурентные ценовые возможности ограничены», – констатировал Алексей Калачев.
В то же время доставлять СПГ на судах можно туда, куда труба не доходит. Вдобавок спрос на голубое топливо в Европе растет и не полностью удовлетворяется поставками по газопроводам из России. Европейские страны импортируют СПГ откуда только можно (несмотря на его дороговизну) – из Норвегии, с Ближнего Востока и из США.
«Транспортировать СПГ из Норвегии на морских судах на европейский рынок – несложное занятие: расстояние от нее до Франции или Испании, активно закупающих СПГ, – небольшое. Шторма в Норвежском и Северном морях газовозам не помеха», – указывает Леонид Хазанов.
Соответственно газ с «Балтийского СПГ» может быть дороговат, и европейские потребители будут требовать скидки. Снизить цены «Газпрому» будет непросто – ему еще надо окупить капитальные вложения, оцениваемые в 11 млрд долларов.
Азия заждалась
Помимо «Балтийского СПГ» у «Газпрома» есть еще один затянувшийся проект – «Владивостокский СПГ», реализуемый с 2013 года. Про него на сайте «Газпрома» написано крайне мало: проект предусматривает строительство в районе Владивостока завода СПГ, потенциальный рынок сбыта – страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
«Газпром» предполагал ввести в эксплуатацию первую очередь «Владивостокского СПГ» мощностью 5 млн тонн в 2018 году, выведя производство СПГ на проектную загрузку в 10 млн тонн в 2020 году (потом он сдвинул запуск на 2019-й).
В 2015 году «Газпром» вообще приостановил проект, поскольку его руководство посчитало приоритетным расширение завода СПГ в проекте «Сахалин-2». Затем в 2017 году «Газпром» договорился с японской Mitsui о кооперации в области мало- и среднетоннажного производства СПГ и вернулся к «Владивостокскому СПГ». Его масштаб был изменен: теперь предусматривался выпуск всего 1,5 млн тонн СПГ в год. На сегодняшний же день «Газпром» рассчитывает приступить к строительству предприятия в 2020 году.
«Владивостокский СПГ» не имеет особых перспектив; с нашей точки зрения, дешевле расширить трубопроводные поставки газа», – отметил Сергей Суверов.
В принципе, газопровод «Сила Сибири» и проектируемая «Сила Сибири – 2» (ранее – газопровод «Алтай», планируемый к прокладке от месторождений Западной Сибири к границе с Китаем, где он может быть состыкован с местным газопроводом «Запад – Восток») отчасти можно рассматривать в качестве альтернативы «Владивостокскому СПГ» в плане его поставок в Китай.
С другой стороны, с него можно отгружать газ в Японию, Южную Корею, на Тайвань и т. д. В них он будет конкурировать по цене с СПГ из Индонезии, Малайзии, Австралии. Проблема лишь в том, что «Газпрому» понадобится потратить много денег на строительство завода СПГ, и если не получится привлечь средства в банках или у иностранных инвесторов, то сделать он это сможет только за счет выручки. Она, как известно, формируется из платы простых потребителей за газ, горящий в их конфорках. И чем дороже будет «Владивостокский СПГ», тем дольше им придется оплачивать расходы «Газпрома» на этот проект.
На запрос «ФедералПресс», направленный в пресс-службу «Газпрома», на момент публикации статьи комментариев не было получено.
Фото: pixabay.com