Миллиардер и филантроп Владислав Тетюхин скончался, оставив с туманными перспективами основанный им Уральский клинический лечебно-реабилитационный центр. Учреждение, оснащенное по последнему слову техники для эндопротезирования и реабилитации, оказалось недостаточно востребованным в условиях российской системы здравоохранения. О том, с чем столкнулся госпиталь, какие решения проблемы предлагаются и как уральский кейс высветил характерные для всей страны недостатки, – в материале «ФедералПресс».
Бывший совладелец титановой корпорации ВСМПО-АВИСМА Владислав Тетюхин решил построить на Урале клинику после того, как в Германии ему «отремонтировали» колено так, что он смог вернуться к любимому горнолыжному спорту. Тетюхин счел, что эндопротезирование на европейском уровне должно проводиться и на Урале, и вложил большую часть собственных средств – свыше 3 млрд рублей – в его строительство.
Оснащенный по последнему слову техники центр открыл свои двери в 2014 году и практически с самого начала столкнулся с трудностями. Проблемы связаны с тем, что центр, рассчитанный на 7,7 тысяч операций в год, в действительности оказался загружен лишь наполовину. Тетюхин осознавал, что оплачивать операции из своего кармана могут лишь немногие, и рассчитывал на то, что будет лечить больных за счет бюджета и ОМС.
Тем не менее, несмотря на многочисленные обращения филантропа, госпиталю не разрешили лечить больных за счет федерального бюджета. Чиновники Минздрава ссылались на то, что «федеральные квоты» не положены частным лечебницам. Тетюхин возражал, что фактически строительство госпиталя велось на участиях государственно-частного партнерства: миллиард рублей вложила «Корпорация развития Среднего Урала». «Вся надежда на новое правительство», – говорил он в одном из интервью за год до смерти. Тем не менее, многолетняя борьба Тетюхина за квоты осталась безрезультатной.
«Решение найдено?»
В результате основным источником доходов для центра стали операции по системе ОМС. Для тех больных, чьи показания не входят в программу ОМС, были выделены областные квоты. Проблемой стало то, что больные по системе ОМС также направлялись в госпиталь по квотам, за которые Тетюхину ежегодно приходилось биться с чиновниками областного минздрава. В нынешнем году квоты были урезаны с 4600 до 3500 операций. Это вызвало возмущение филантропа и коллективное письмо сотрудников центра губернатору Свердловской области Евгению Куйвашеву.
«Министерство здравоохранения Свердловской области год из года все глубже погружало Уральский клинический лечебно-реабилитационный центр в кризисное состояние, делая все для невозможности защищать жизнь и здоровье жителей региона», – говорилось в обращении. Медики назвали реальным закрытие центра в ближайшие три месяца.
В марте Тетюхин добился аудиенции у губернатора, которая стала для бизнесмена последней. Евгений Куйвашев поручил восстановить квоты. Решился и еще один вопрос, тормозившийся минздравом. В прошлом году центр сделал операции нескольким десяткам пациентов сверх квоты. По закону они также должны быть оплачены из резервов фонда ОМС, но бюрократические проволочки не давали Тетюхину получить деньги.
Несмотря на это, системная проблема сохранялась. Через несколько дней после встречи Тетюхина с губернатором в Нижнем Тагиле состоялось совещание с участием вице-губернатора Павла Крекова и министра здравоохранения Андрея Цветкова, на котором обсуждались пути выхода из кризиса. «Решение найдено», – прокомментировал корреспонденту «ФедералПресс» присутствовавший на совещании депутат Госдумы Алексей Балыбердин.
«Важно решать вопросы сейчас, иначе комплекс захиреет»
В действительности ситуация не так проста. Чиновники предложили два возможных варианта, но оба они вызывают вопросы у специалистов. В частности, как сообщил Балыбердин, центру было предложено расширить спектр услуг, включив в него и другие виды операций. «Ситуация тяжелейшая, даже всех квот не хватит для загрузки. Единственный путь – расширение списка услуг. Важно прямо сейчас решать вопросы, иначе комплекс просто захиреет», – сказал корреспонденту «ФедералПресс» депутат областного заксобрания Вячеслав Вегнер.
Впрочем, у такой идеи есть существенные ограничения. «Сейчас иногда говорится, пусть они занимаются всем чем угодно, но это не совсем технологически правильно. Сочетания гнойной и «чистой» хирургии в одном здании не считается, мягко говоря, оптимальным, полагается, чтобы это было разведено, иначе будет реализован риск внутрибольничной инфекции», – объяснил корреспонденту «ФедералПресс» руководитель свердловской общественной организации по защите прав потребителей медицинских услуг «Здравоохранение» Максим Стародубцев.
Второй путь – прием пациентов из других регионов, но на нем тоже возникают трудности. «Если есть политическая воля, то квоты из других регионов можно перераспределить. Но министры здравоохранения и ТФОМС других регионов в этом не заинтересованы, потому что перераспределение квот – это и перераспределение финансирования. На мой взгляд, они идут в ущерб жителям своих регионов, не направляя их в такие центры. Это организационная проблема федерального уровня», – заявил корреспонденту «ФедералПресс» депутат Госдумы Андрей Альшевских.
Эксперты считают главной проблемой то, что в ситуации ограниченных расходов на здравоохранение и федеральному, и областному министерству выгоднее лоббировать интересы подконтрольных им больниц, а не независимого медцентра. «Тетюхину было дико и абсолютно непонятно, почему качественное предложение проигрывает более худшим. Сколько бы мы ни говорили о рынке медицинских услуг, пример госпиталя Тетюхина вопиет об отсутствии должной конкуренции, о том, что она проигрывает административным решениям», – говорит Максим Стародубцев.
Отдельно он отмечает, что Тетюхин закупал протезы по низким ценам, от которых можно было отталкиваться, чтобы «резать заявки на закупку протезов больницам, занимающимся аналогичными видами деятельности». «В этом отношении госпиталь Тетюхина был неудобен многим государственным больницам, потому что уменьшалась коррупционная составляющая», – говорит аналитик.
В итоге «крайними» оказываются сами больные, которых «административные решения» ограничивают в выборе лечения. «Если бы квалифицированным образом работала страховая медицина, заинтересованная в том, чтобы пациент получал качественную услугу, было бы проще. Здесь беда следующая: пациент в этой истории не представлен. Лоббиста интересов пациента не существует. У нас нет независимой организации, которая могла бы сравнить качество лечения, а в такой ситуации всегда будет побеждать ведомственный интерес», – объясняет Стародубцев.
Смерть Тетюхина, который даже при своем огромном авторитете и связях на федеральном уровне с трудом боролся с защитниками «ведомственных интересов», поставила под вопрос само существование центра. Свердловские власти и сейчас обещают поддерживать госпиталь, но, учитывая отношения клиники с областным минздравом, поверить в реализацию обещаний трудно. Без лоббистского ресурса Тетюхина центр может остановиться, опасается даже Вячеслав Вегнер.
«Насколько мне известно, дополнительные квоты уже выделены», – заявил корреспонденту «ФедералПресс» пресс-секретарь свердловского минздрава Константин Шестаков. Оценивать перспективы госпиталя в ведомстве отказались.
К слову, в многочисленных интервью Владислав Тетюхин выражал недовольство российской системой ОМС, приводя в пример Германию, где пациент сам выбирает, где ему лечиться за ее счет – в государственной или частной больнице. Заслуженный экономист России Владимир Гришин, которого называют разработчиком отечественной системы, в разговоре с корреспондентом «ФедералПресс» объяснил, что именно такое медстрахование является классическим. «Но это возможно, если программа государственного медико-социального страхования будет наполнена деньгами. Сейчас в России нет соответствия между наполнением программы государственных гарантий и обязательствами, о которых нам государство говорит в Конституции. Поэтому и бизнесменам нужно быть сейчас аккуратными с реализацией своих планов, которым порой не суждено сбыться», – предостерегает он.
Фото: Pixabay