В ближайшие годы российский гигант «Русал» планирует построить предприятие по выпуску алюминиевого проката в США. В этом случае в Штатах будут созданы новые рабочие места, тогда как из России будет всего-навсего отгружаться алюминий. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Экспансия в Америку
Компания «Русал» заявила о намерении построить вместе с американским холдингом Braidy Industries прокатный завод в США. На его строительстве будет занято 1,5 тыс. человек, на самом предприятии будет трудится 650 сотрудников. Его мощность составит 500 тыс. тонн горячекатаного и 300 тыс. тонн холоднокатаного проката в год.
Поставки алюминия на будущее прокатное предприятие будут вестись с Тайшетского алюминиевого завода (ТАЗ), который «Русал» хочет достроить в ближайшие годы. 40 % уставного капитала американского завода получит «Русал», 60 % – Braidy Industries.
Отгрузки же продукции с прокатного предприятия будут вестись в адрес автомобильных заводов Северной Америки: местное автомобилестроение постепенно расширяет закупки плоского алюминиевого проката.
Способ снять санкции
Отраслевые эксперты неоднозначно оценивают проект «Русала» и Braidy Industries.
«Строительство завода в США может быть расценено как в контексте более тесной работы в Америке в обмен на снятие санкционной удавки, так и в свете того, что «Русал» – глобальная компания, которая работает на международных рынках, где американский сегмент – один из ключевых», – отмечает Сергей Суверов, старший аналитик «БКС Премьер».
«Одна из версий говорит о том, что инвестиции в США – часть сделки с американским Минфином, с другой стороны, если речь пойдет только о прокатных мощностях, тогда это хороший способ обойти пошлины в США», – считает Максим Худалов, директор группы корпоративных рейтингов АКРА.
Аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев с ним не согласен. «Не думаю, что это решение стало результатом закулисных договоренностей по поводу снятия санкций. Предполагать-то можно все, что угодно, однако я не вижу смысла искать скрытые причины, если достаточно рациональных соображений. Участие в совместном производстве позволяет «Русалу» закрепиться на крупнейшем рынке алюминия, американском рынке, обойдя и китайских поставщиков, и американские импортные пошлины, обеспечить сбыт для алюминия со своего нового завода в Тайшете и получить доступ к новым и перспективным компетенциям», – указывает он.
Спасительная соломинка
Braidy Industries пытается построить прокатный завод уже в течение двух лет. Еще в апреле 2017 года она объявила, что потратит на его создание 1,3 млрд долларов. Строительные работы должны были начаться в 2018 году и завершиться в 2020-м. Мощность предприятия была определена в 370 тыс. тонн алюминиевого проката в год с возможностью его дальнейшего увеличения.
Тогда ожидалось, что новый завод будет отгружать прокат в адрес расположенных поблизости двух предприятий американского гиганта Ford, собирающих соответственно легковые машины и грузовики. Braidy Industries планировала построить рядом с заводом железнодорожный и речной терминалы для поставок клиентам в различные штаты США.
С тех пор дело с мертвой точки не сдвинулось, и сотрудничество с «Русалом» стало для Braidy Industries в определенной степени спасительной соломинкой. «Braidy Industries давно и безуспешно пытается выбить преференции у властей США на строительство завода, прежде ее пожелания не удовлетворялись в связи с большими рисками реализации проекта. Партнерство же с «Русалом» фактически гарантирует техническую сторону реализации проекта, для «Русала» же наличие американского контрагента является существенным упрощением доступа на рынок США», – констатирует Максим Худалов.
Россия не в приоритете
Ориентировочную стоимость строительства прокатного завода в США «Русал» не объявил, тем не менее, в сообщении Braidy Industries говорится о том, что он потратит на проект 200 млн долларов. Молчит «Русал» и про дату открытия предприятия и срок его окупаемости.
«Стоимость проекта оценивается в 1,6 млрд долларов, запустить его планируется в 2021 году», – говорит Сергей Суверов.
«Американская сторона называет цифру в 1,7 млрд долларов. Если речь пойдет о полноценном заводе с плавкой первичного металла, я бы оценил затраты в 2–3 млрд долларов. Если оценка американцев верна, то при экономии на пошлине можно рассчитывать на окупаемость в течение 7 лет, в случае отсутствия скидки – до 11 лет», – оценивает Максим Худалов.
«Стороны оценивают полную стоимость проекта в 1,6–1,7 млрд долларов. 40 % от этой величины составляет 640 млн долларов, но на встрече с инвесторами представители «Русала» сообщили, что планируют инвестировать в проект 200 млн долларов. Как бы то ни было, построенный завод может обеспечить возврат инвестиций в течение 10 лет», – указывает Алексей Калачев.
«Русал» явно не намерен создавать прокатные мощности в рамках Красноярской технологической долины, организуемой на свободных земельных участках Красноярского алюминиевого и Красноярского металлургического заводов (КраМЗ). Между тем на КраМЗе имеется недостроенный прокатный комплекс, и было бы дешевле и логичнее достроить именно его. Или же можно было создать прокатное предприятие рядом с ТАЗом.
Выходит, что «Русалу» для загрузки ТАЗа и получения валютной выручки предпочтительнее построить прокатное предприятие в США, нежели в России. Однако тогда в нашей стране не будут созданы новые рабочие места, которые могли бы появиться, если бы «Русал» решил достроить прокатный комплекс на КраМЗе или же построить с нуля прокатный завод в России. В этом случае, если «Русал» снова подпадет под санкции США, нет особого смысла оказывать ему поддержку – он же зарегистрирован на острове Джерси, который в состав России не входит.
На запрос «ФедералПресс», направленный в пресс-службу «Русала», на момент публикации статьи комментариев получено не было.
Фото: pixabay.com