Top.Mail.Ru
Общество
Красноярский край
1

Платили за свой, отремонтируют чужое? В Красноярске делят фонд капремонта

В некоторых населенных пунктах годами приходится копить деньги на ремонт крыш
В некоторых населенных пунктах годами приходится копить деньги на ремонт крыш

Сегодня, 17 мая, в красноярском горсовете проходит внеочередная сессия . В повестке – вопрос о поправках в региональный закон о капремонте многоквартирных домов. Краевое заксобрание в первом чтении приняло законопроект, который предусматривает переброс средств, собранных на капремонт в одном населенном пункте, в другие муниципалитеты. Горсовет выступил против такого порядка – ведь перебрасываться будут в основном деньги, собранные в Красноярске. Депутаты в этой связи подготовили обращение в региональный парламент. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Собрали в Красноярске – потратили в Козульке

В апреле 2019 года краевое министерство промышленности, энергетики и ЖКХ внесло на рассмотрение в заксобрание проект поправок в закон о капремонте многоквартирных домов.

Некоторые корректировки носили чисто технический характер – были связаны, например, с изменениями Жилищного кодекса РФ. Но одно из предлагаемых нововведений вызвало бурные споры среди краевых парламентариев и резкое неприятие у городских депутатов. Речь шла о том, чтобы взносы на капремонт, собранные в разных населенных пунктах края, отправлять в общий котел. Это означало, что деньги, которые в региональный фонд капремонта направили жители Красноярска, могут быть использованы для ремонта домов не в краевой столице, а, например, в Козульке. Средства в другой муниципалитет передаются как бы взаймы – в перспективе их вроде бы должны вернуть в тот город, откуда взяли.

По словам заместителя министра промышленности, энергетики и ЖКХ Евгения Гаврилова, такая мера позволит проводить комплексный капитальный ремонт домов без привлечения средств краевого бюджета в районах, где своих собранных средств не хватает.

«Это сделано для того, чтобы те муниципальные образования, которые еще не принимали участия в программе капитального ремонта, также смогли выполнить капитальный ремонт своего жилищного фонда, не дожидаясь, когда, например, двухэтажный дом накопит для этого необходимое количество средств. Поправка позволит нам улучшить ситуацию тех граждан, которые проживают в отдаленных муниципальных образованиях. Возвратность обеспечивается исправными взносами жителей территорий, где ремонт завершен, в адрес тех, где он только предстоит. На нас как органе исполнительной власти лежит ответственность по ремонту всего жилого фонда края до 2046 года в полном объеме, поэтому мы не должны разделять территории с хорошей собираемостью взносов и проводить там ремонты, а где этот показатель хромает – капремонт не выполнять», – подчеркнул Гаврилов.

В ведомстве пояснили: в некоторых районах края за короткий срок собрать достаточное для проведения капремонта количество средств просто физически невозможно. Многоквартирных домов там не очень много, а квартир в них иной раз от 2 до 6. И пока их жители накопят нужную для ремонта сумму, дома успеют превратиться в аварийные объекты. Поэтому и предлагается использовать для их ремонта «излишки» средств, которые есть на счетах в других муниципальных образованиях. К слову, подчеркнули в министерстве, прибыль от размещения средств фонда капремонта на банковских счетах составляет до 250 млн рублей ежегодно. Так что деньги есть.

Гаврилов также отметил, что практика общего котла уже действует в 19 регионах России.

Однако именно эти предложения и вызвали несогласие депутатов горсовета. В своем обращении в заксобрание они потребовали исключить Красноярск из общего котла. Позже появились разные поправки уже к самому обращению. Одна из них – не распространять предложенную схему на города с населением более 500 тысяч человек, хотя в Красноярском крае под это определение и попадает только региональная столица. Другая поправка: система общего котла не должна касаться никаких городских округов. В окончательном виде обращение в региональный парламент будет утверждено на сессии 17 мая. В любом случае, как подчеркнул один из его инициаторов, депутат Роман Крастелев, с тем, что подобная практика Красноярску не нужна, согласен практически весь горсовет.

«Красноярцы начиная с 2015 года платили за ремонт конкретно своего дома, их плата рассчитывалась исходя из определенных параметров. А в итоге за эти деньги будет отремонтировано непонятно чье жилье. Законопроект предусматривает возврат заимствованных средств, но мы понимаем, что из условной Козульки эти деньги не вернутся никогда», – заявил Крастелев в беседе с обозревателем «ФедералПресс».

По его словам, опыт тех регионов, где действует принцип общего котла, вряд ли может быть примером для Красноярского края.

«В некоторых регионах такая практика применялась изначально, с 2015 года. Как правило, это маленькие регионы, и для них такое решение логично. А у нас разброс размеров населенных пунктов и численности их жителей очень большой. Так что вряд ли такой порядок применим в Красноярском крае», – уточнил депутат.

Самим не хватает

Претензии депутатов горсовета вызвал и еще один момент. Дело в том, что, хотя на красноярских счетах скопились довольно крупные суммы – по данным Романа Крастелева, на данный момент около 10 млрд рублей, – в самой краевой столице программа капремонта не выполняется. То есть эти деньги лежат без движения не от хорошей жизни, а потому, что средства должным образом не осваиваются, подчеркнул депутат.

«ФедералПресс» ранее уже писал о скандальной ситуации, сложившейся вокруг краевого фонда капремонта. Его работа была оценена как крайне неэффективная на федеральном уровне и в правительстве Красноярского края. Такие же выводы сделали Счетная палата и прокуратура. Так, по состоянию на начало 2018 года с жителей края были собраны взносы в размере 8,5 млрд рублей, а потрачено по назначению всего 1,4 млрд. Конкретно в Красноярске в 2017 году программа капремонта была выполнена всего на 7 %. В следующем году краевые власти сделали все возможное, чтобы нагнать упущенное, – капремонт стали проводить опережающими темпами, а у регионального фонда наконец сменилось руководство. Но застарелые проблемы ощущаются до сих пор.

«В 2018 году программа капремонта в Красноярске была выполнена всего на 2/3. И отставание от графиков не особенно сокращается, скорее накапливается. Из тех почти 10 млрд рублей, которые сейчас лежат в региональном фонде, около 60 % – деньги жителей краевой столицы. И именно в Красноярске сконцентрирована основная часть многоквартирных домов региона. То есть программа не выполнена ни в районах, ни у нас. Но там пока и свои-то средства освоить не могут, а мы им хотим еще денег дать, причем в ущерб себе. Я считаю, решение проблемы не в том, чтобы перебрасывать деньги из одного места в другое, причем с неясными перспективами, а в том, чтобы выработать механизмы их эффективного использования. В региональном фонде капремонта совсем недавно сменилась дирекция – ну так давайте дадим людям поработать, пусть они и займутся выработкой таких механизмов», – пояснил Роман Крастелев.

Фонд капремонта не финансовая пирамида

Отсутствие четко прописанных механизмов заимствования денег муниципалитетами друг у друга – пожалуй, главная претензия к законопроекту.

«Подобная система может использоваться только в том случае, если будет гарантирована максимальная прозрачность по расходованию собранных средств и контроль этого процесса. А как этой прозрачности добиться – большой вопрос. Я считаю, прежде чем подобные принципы внедрять в масштабах края, их стоило бы опробовать локально. Проверить, например, возможно ли перекинуть средства хотя бы между расчетными счетами разных домов в одном городе, а затем вернуть долг. Лично у меня как у человека, который исправно платит взносы на капремонт, сразу возникает вопрос: кто будет следить за тем, как тратятся мои деньги на ремонт дома где-то в Козульке и как потом будут возвращены мне эти деньги», – рассказал адвокат, юридический обозреватель Андрей Осетров.

Такие же вопросы возникли и у депутатов заксобрания при обсуждении законопроекта. По словам депутата Егора Бондаренко, документ не проработан именно в той части, которая связана с возмещением заимствованных средств.

«Безусловно, существует определенный дисбаланс между муниципалитетами: в одних собираемость взносов хорошая, но ремонт в должном объеме не ведется, а деньги просто лежат мертвым грузом. В других муниципалитетах домам нужен экстренный ремонт, но денег нет. Тем не менее считаю принятие решения о так называемом общем котле преждевременным. Нет понимания – как будут возвращены людям их деньги. А оно необходимо, чтобы фонд капремонта не превратился в некую финансовую пирамиду. Чтобы перекрестное финансирование муниципалитетов шло по понятным правилам. И чтобы были учтены интересы не только «проблемных» населенных пунктов, но и «богатых». А то получится так, что подойдет время в них делать капремонт, а будет не на что. Такой ситуации быть не должно. Тем более что мы говорим о деньгах самих же граждан», – акцентировал внимание Бондаренко.

Однако, несмотря на все вопросы и претензии, в первом чтении законопроект все-таки был принят. К следующему его рассмотрению, которое состоится 23 мая, краевое министерство ЖКХ должно представить в заксобрание документы, разъясняющие, как конкретно будет действовать принцип общего котла в регионе. Только после этого и будет принято окончательное решение.

А депутаты горсовета надеются, что их мнение не останется в краевом парламенте без внимания.

Фото: мэрия Красноярска

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.