Депутат Госдумы от Севастополя Дмитрий Белик заявил, что украинские истребители МиГ-29, оставшиеся в Крыму после присоединения полуострова к России, проще и дешевле сдать на металлолом, чем починить. Самолеты с 2014 года стояли на авиабазе вблизи моря без техобслуживания и теперь, по словам сенатора, похожи больше на хромых уток, чем на ястребов. «ФедералПресс» разбирался, какая еще военная техника осталась после Украины, в каком она сегодня состоянии и что ее ждет в дальнейшем. Подробности – в материале.
Что забрал Киев
К концу февраля 2014 года в Крыму находилось чуть более 20 тысяч украинских военных, из которых на Украину вернулись 6 тысяч. Такие цифры назвали в Верховной раде. Однако по другим данным, озвученным экс-министром обороны Игорем Тенюхом, в регионе базировались 12 тысяч военных, 10 тысяч из которых перешли на сторону России и остались в Крыму.
Общие официальные цифры по технике озвучены Киевом так и не были, зато был оценен ущерб в 18 млрд гривен (примерно 1,7 млрд долларов по курсу 2014 года) – на эту сумму в виде компенсации Украина претендовала в случае, если ей так и не удастся вернуть военное имущество. Но вывоз техники Россия разрешила. Он шел вплоть до 15 апреля 2014-го, когда Москва приостановила процесс передачи из-за активизации боевых действий в Донбассе, – Киев перебрасывал оружие на линию фронта. Однако это решение, как тогда пояснил министр обороны Сергей Шойгу, не коснулось кораблей и авиации.
Что осталось в Крыму
Около десяти истребителей МиГ-29 ВВУ Украины на аэродроме совместного базирования Бельбек на северо-западе Севастополя находятся с 2014 года. Оставленные МиГи старой модификации – 1983 и 1986 годов. В течение пяти лет военные самолеты, как заявил в мае севастопольский сенатор Дмитрий Белик, за это время никак не обслуживали и не ремонтировали, а лишь охраняли от разграбления и пожара. Из-за близости моря истребители покрылись следами коррозии. В результате техника, по словам Белика, пришла в полную негодность и сегодня ее нельзя использовать даже в качестве доноров оборудования и деталей для российских самолетов. Находящиеся при Украине в Бельбеке Су-27 и большинство учебно-боевых самолетов L-39, по данным ИА «Оружие России», вывезли еще весной 2014-го. Остались только три L-39.
В открытых источниках фигурируют данные о 17 боевых кораблях и судах обеспечения, в числе которых подлодка «Запорожье», десантный корабль «Константин Ольшанский», два морских тральщика «Чернигов» и «Черкассы», противолодочные корветы «Тернополь», «Луцк», «Хмельницкий», спасательное буксирное судно «Кременец» и ракетный катер «Приднепровье».
Черноморский флот охраняет суда, однако, как и в случае с самолетами, речи ни о каком ремонте и техобслуживании не идет. Состояние практически всех судов неудовлетворительное, все они стоят на приколе в Севастополе. По словам вице-адмирала, бывшего начальника штаба Черноморского флота ВМФ России Петра Святашова, они утонут сразу, как только отойдут от берега. Единственная украинская подводная лодка «Запорожье» является одной из старейших на всем постсоветском пространстве. Ее построили в 1970-х годах. Подлодка не могла перемещаться самостоятельно еще до 2014 года, ее буксировали от базы к базе. За 5 последних лет корпус подлодки обветшал и проржавел.
Корвет «Луцк», который был спущен на воду в 1993 году, принял участие в 20 международных учениях, но с 2008 года в море не выходил, а на момент присоединения Крыма к России находился в ремонте. На БДК «Константин Ольшанский», который участвовал во многих операциях и учениях ВМСУ, в июле 2013 года вышел из строя один из двигателей. В 2016 году в украинских СМИ появилась информация о том, что судно починили и планируют использовать его для доставки гуманитарных грузов в Сирию, но в ВМФ России информацию опровергли. Спасательное буксирное судно «Кременец», морские тральщики «Чернигов» и «Черкассы» также в числе прочих стоят на приколе в Севастополе и покрываются ржавчиной.
Однако не все украинские корабли представляют собой музейные экспонаты, не способные выполнять боевые задачи. Так, разведчик «Славутич» (самый большой из оставшихся в Крыму украинских кораблей), который был включен в состав ВМСУ в 1990 году, регулярно участвовал в маневрах и даже совершил трансатлантический рейс до Америки. Наиболее боеспособными кораблями, по оценкам специалистов, также являются три корвета. Корвет «Хмельницкий», принятый на вооружение Украиной в 1985 году, отремонтировали и модернизировали около 7 лет назад, и он даже участвовал в военно-морском параде в Севастополе в годы Украины, но в море практически не выходил и находился в резерве. Ракетный корвет «Приднепровье» также прошел ремонт в 2013 году и успешно выходил в море. Противолодочный корвет «Тернополь» ввели в эксплуатацию в 2006 году, и он полноценно функционировал до декабря 2013 года.
На металлолом
В январе 2018 года Владимир Путин заявил СМИ, что Россия готова вернуть Украине оставшиеся на полуострове военные корабли, авиационную технику и бронетехнику. Речь идет, прежде всего, о десятке кораблей и военных самолетов. Москва даже готова помочь переправить корабли в порт Одессы. Однако боезапас, который также остался после Украины, будет уничтожен, так как транспортировать его невозможно из-за рисков.
По словам Путина, вся оставшаяся украинская военная техника сегодня находится в плачевном состоянии. «Но это уже не наше дело. Она в таком практически и была – за эти годы никем, конечно, не обслуживалась», – отметил президент. Украина же уверяла, что у нее все работало, как надо.
Командующий ВМСУ вице-адмирал Игорь Воронченко тогда заявил, что из восьми боевых кораблей был не на ходу только один БДК «Константин Ольшанский» и что оставшиеся в Крыму корабли «не хлам». Тем не менее, Воронченко предложению Путина не обрадовался и заявил в эфире одного из телеканалов, что «надо подумать», переложив принятие решения на политическое руководство страны. Позже министр иностранных дел Украины Павел Климкин сообщил, что Киев не согласится на предложение Москвы, сославшись на то, что это причинит вред украинской позиции в международных судах по Крыму. Вице-адмирал, бывший командующий ВМСУ Сергей Гайдук пояснил, что Украина не может забрать технику из-за «западных партнеров», которые сочтут это слабостью и готовностью наладить диалог с российской стороной. Однако затем замглавы СНБО Украины Михаил Коваль потребовал от России отремонтировать корабли, прежде чем передавать их. В Госдуме заявили, что это «не укладывается в рамки здравого смысла».
«Военная техника без техобслуживания становится просто опасной, тем более украинская техника, которая годами находилась в плохом состоянии. Это старая советская техника, сейчас являющая фактически металлоломом. Затраты на ее охрану незначительны, но она занимает мощности – военные склады, причалы и так далее. На самолетах просто нельзя летать, они опасны, их даже предлагали передать в разобранном виде. Мотострелковая техника, артиллерийские системы, бронетехника, возможно, и представляет интерес для Киева, но таких образцов на Украине достаточно. На сегодня вся эта техника не нужна ни Украине, ни России», – считает политолог Владимир Джаралла.
Если Киев свое военное наследие с территории полуострова не заберет, его сдадут в утиль. Об этом несколько дней назад заявил председатель комитета по обороне Госдумы Владимир Шаманов. Россия утилизирует военное наследство Украины в Крыму, если Киев до 2024 года не вывезет военную технику. Такой срок – в десять лет – определен международными нормами. Шаманов отметил, что на полуострове осталась старая техника, которая России «не интересна». Более того, по словам вице-адмирала Петра Святашова, Россия не собирается принимать корабли на баланс Черноморского флота, так как суда уже непригодны для ремонта и они затонут в течение 3–5 лет.
«Есть два момента в вопросе украинской техники. Первый – военно-технический. Значительная часть этого вооружения уже подлежит списанию. По большому счету, это металлолом. И поскольку Киев ставит себе целью вступление в Евросоюзе и переход на стандарты НАТО, рано или поздно они будут оснащены техникой западноевропейского и американского производства. Второй момент чисто юридический. Как вы себе представляете передачу украинской техники? Прибыла официальная делегация Украины, составили акта приема, подписали все документы? Это же фактически означает, что Украина отказывается от своей территории и считает себя побежденной стороной в этом вопросе. Никогда они на это не пойдут, поскольку считают, что это временно оккупированная территория, которая захвачена государством-агрессором», – военный эксперт Михаил Хадаренок.
Фото:kmu.gov.ua, графика: ФедералПресс