Top.Mail.Ru
Политика
Москва
0

Смыслы недели: ПМЭФ, нацпроекты, свалки и Путин

Экспертиза самых знаковых событий недели с Алексеем Мартыновым, Дмитрием Журавлевым, Маратом Башировым, Денисом Буцаевым

Петербургский международный форум (ПМЭФ) перекрыл все возможные информационные поводы этой недели. Представители крупнейших компаний, ведущие политики, экономисты и эксперты, руководители государств собрались в эти дни в Северной столице. Площадки форума стали не только местом подписания многомиллиардных контрактов, но и полем «боя» между сильными мира сего. Одним из центральных мероприятий стало выступление президента России Владимира Путина в окружении лидеров Китая, Армении, Болгарии, Словении и генсекретаря ООН. Вряд ли нам хватит страниц, чтобы поговорить о всех событиях ПМЭФ, но ключевые смыслы обсудим с ведущими экспертами страны.

Усомнились в нацпроектах?

Нацпроекты стали одной из самых обсуждаемых тем ПМЭФ – 2019. Так или иначе, практически все топовые спикеры, начиная от главы Счетной палаты Алексея Кудрина и заканчивая президентом России Владимиром Путиным, касались ее. Инвестициям в нацпроекты посвятили одну из экспертных площадок. Но едва ли не ярчайшим инфоповодом стал деловой завтрак «Сбербанка», на котором Герман Греф предложил участникам анонимно проголосовать – помогут ли нацпроекты обеспечить темпы роста выше средних мировых. Результаты удручающие – 78% ответили отрицательно. Но тут большинство обеспечили голоса бизнесменов. В отдельном опросе чиновники и госслужащие преимущественно проголосовали за утвердительный ответ. Чем обусловлен пессимизм бизнесменов на ПМЭФ в отношении нацпроектов? Может ли форум стать переломным моментом в их понимании и реализации?

e981c261676eec468d85b748a5130cee.png

Комментирует политолог Марат Баширов:

«Скептицизм бизнеса понятен. Бизнес всегда оперирует критериями оценки любого бизнес-проекта. Нацпроекты они тоже рассматривают через эту призму. Так как до сих правительство не вышло на четкое описание, на обрамление этих общих параметров нацпроектов, в данный момент это некий поток намерений, и они еще не композируются на то, с чем бизнес привык иметь дело. Отсюда скептицизм. Им непонятно, во что вкладывать, какое будет участие государства, какая будет возвратность, какая будет форма управления, и где будет скапливаться добавленная стоимость.

Скептицизм только в той части, которая касается нацпроектов. Если говорить про Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), я посмотрел сессию с главой фонда Кириллом Дмитриевым, и там уже такого скептицизма нет. РФПИ действует как обычный, хоть и государственный фонд, инвестирующий в реальные проекты. Мне было более интересно посмотреть на эту сессию. Если правительство дойдет до такого же формата взаимодействия, о котором говорил Дмитриев, то этого скептицизма на следующем ПМЭФ будет гораздо меньше».

09a6230d05fe2b34814cb96284f6317d.png

Комментирует политолог Дмитрий Журавлев:

«Президент говорит чиновникам по этим проектам, что надо развивать здравоохранение, например. Чиновники – создатели этих проектов. Они не могут сказать, что проекты невозможны. Иначе, они либо халтурщики, либо некомпетентные люди. Бизнесмен же априори в экономические таланты власти не верит. Это не только в России, но и во всем мире. В таланты именно аппарата средний бизнесмен не верит, потому что он видит аппарат каждый день своей жизни. Нацеленность аппарата на реализацию задач вызывает у него сомнение. Его ж не спросили: «Если бы вам дали проект, смогли бы вы его реализовать?».

Формирование «новой отрасли»

Одной из самых горячих проблем текущего года эксперты справедливо называют мусорную реформу. Откладывать ее было нельзя, но и старт прошел не совсем гладко. Ряд регионов оказался не готов к переходу на новую систему обращения с отходами. Также проблемой оказался отбор региональных операторов и новые платежки, которые стали поводом для недовольства определенной части населения. На ПМЭФ об экологии и, в частности, о мусорной реформе говорили много. Говорили министры, экологи, представители бизнеса. Центральным же событием стала площадка «Победить мусор: российская реформа и международные практики». Генеральный директор публично-правовой компании «Российский экологический оператор» Денис Буцаев рассказал о главных проблемах мусорной реформы и шагах к ее реализации.

c9c56be7eeccdb35b75ee8fe34899c14.jpg

Комментирует генеральный директор Публичной правовой компании «Российский экологический оператор» Денис Буцаев:

«В настоящий момент стоит амбициозная задача, поставленная президентом и правительством – реализовать реформу, которую зачастую называют строительством новой отрасли. Сутью преобразований является создание полноценной, комплексной инфраструктуры с совершенно новым форматом организации сбора отходов, их сортировки, переработки, утилизации и захоронения хвостов, если они у нас остаются, но с совершенно новыми параметрами и режимами.

Целевые показатели определены. Мы должны обрабатывать около 60% и утилизировать около 36%. В настоящий момент наши показатели значительно ниже. Эти цели, по нашему мнению достижимы, но при комплексности в подходе. Мы видим прецеденты, которые есть в мире относительно организации подобного рода процессов. Мы очень внимательно с нашими коллегами из министерства природных ресурсов и министерства промышленности анализируем те решения, которые могут быть применены у нас, но задача более комплексная, чем просто разговор о технологиях. Нам необходимо создать стабильную регуляторную среду, и мы находимся в плотном сотрудничестве с профильным комитетом Госдумы. Мы занимаемся тем, чтобы правила игры не менялись, а самое главное – чтобы эти изменения были обусловлены всегда серьезными причинами и необходимостью. В частности, в настоящий момент мы знаем, что 80% утвержденных в конце прошло года территориальных схем в январе были направлены на актуализацию. Это основа технологической модели. Если они меняются с такой частотой, то говорить о серьезности подхода, в том числе со стороны институционных инвесторов, не приходится.

Следующее – это формирование ментальности населения, культуры обращения с отходами. В Европе к этому шли десятилетия. У нас задача – в более короткие сроки добиться тех же самых результатов. Что для этого требуется?

Нужно рассказать населению, что мы понимаем под теми преобразованиями, которые мы начинаем в настоящий момент, за что оно платит, в чем заключается эта услуга и в чем разница между старым платежом и новым. Нужно исключить недобросовестность в отношении использования этой темы многими недобросовестными участниками процесса. Действительно нам необходимо сформировать понятие так называемой обращаемой, зеленой экономики. Это когда мы потребляем ресурсы, не только добытые естественным образом, но и те, которые мы переработали. Технологический цикл в настоящий момент у большинства отходов позволяет их перерабатывать в сырье, которые не хуже по своим характеристикам классического сырья».

Мюнхенская речь 2.0

Самым долгожданным гостем ПМЭФ, безусловно, стал президент России Владимир Путин, который выступал в окружении лидеров Китая, Болгарии, Словакии и генсекретаря ООН. Президент не поскупился на громкие заявления, признал кризис международных экономических отношений, заявил о рейдерской политике стран Запада, опровергнул возможное объединение с Белоруссией, подал дружескую ладонь Китаю. Путин говорил и о внутренних проблемах. В частности, он раскритиковал действия правоохранительных органов в отношении бизнеса, назвав их архаичными, а порой и противоправными. Эксперты разбирают речь президента и выделяют ее главные смыслы.

fa35198dd159df108217e9b81937eef1.jpg

Комментирует политолог Алексей Мартынов:

«Сложно что-то выделить отдельное в том смысле, что у него очень объемное по тематикам, по затронутым вопросам было выступление, хотя, конечно, форум экономический, поэтому лейтмотив всего выступления был экономического плана. И о макроэкономике, о мировой экономике, о мировой финансовой системе много говорил. И о нелепой санкционной политике. Затронул он и внутренние аспекты. Например, назвал ряд регионов, которые по показателям инвестиционной привлекательности, инвестиционного рейтинга заходят на первых позициях. Если вы обратили внимание, то перечисленные президентом регионы – это в основном регионы, в которые в рамках кадровой политики пришли новые молодые управленцы с новыми компетенциями, с новыми подходами, взглядами на систему управления. Он также отметил успешную реализацию программы по подготовке управленческих кадров, талантливых людей, «Лидеров России», АНО «Россия страна возможностей» и обратил внимание, что более миллиона человек в этом году приняли участие. Эта программа будет только расширяться. Выступление достойно внимательного, тщательного разбора, каждый абзац – это тема отдельной диссертации.

Президент продемонстрировал осторожный оптимизм. Я бы назвал осторожным, потому что ситуация в целом в мире непростая. Те меры, проекты, которые были запланированы для смягчения всей общемировой кризисной истории (имеется ввиду состояние, благосостояние граждан), они, в общем, сработали блестяще. Об этом президент тоже говорил.

То, что в эти дни параллельно проходит государственный визит председателя КНР, его активное участие в Санкт-Петербургском экономическом форуме, огромное количество подписанных контрактов, протоколах о намерениях, связанных с китайскими контрагентами говорит о том, что и этот вектор отношений достиг динамичного бурления. Причем с невиданной для КНР динамикой. Они обычно никуда не торопятся, а тут очень динамично и поступательно расширяются отношения.

В этом смысле, конечно, добрую работу делают наши американские партнеры, которые изо всех сил давят на Китай. Об этом тоже Путин говорит. Но что делать. Политика – это вообще искусство возможного. Мы исходим из тех возможностей, которые нам предоставлены сегодня».

Фото: Виктор Вытольский

Сюжет по этой теме
1 октября 2021, 13:30

Формируя смыслы. Проект «ФедералПресс»

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.