Еще недавно казалось, что ситуация с загрязненной хлорорганикой нефтью в трубопроводе «Дружба» понемногу начинает разрешаться. Однако польская сторона вновь бьет тревогу и вынуждена закрутить вентиль: в нефти, поступающей из России, опять обнаружены посторонние химические примеси. «Транснефть» заявляет, что ситуация под контролем и вся надежда на компаундирование. Что это такое и как сохранить европейскую «Дружбу» – в материале «ФедералПресс».
В шесть раз больше, чем положено
Вокруг нефтепровода «Дружба» вновь обострилась ситуация: на участке между Белоруссией и Польшей было обнаружено новое загрязнение нефти хлорсодержащей органикой. Оно было выявлено в ходе анализа на приемно-пропускном пункте «Адамова застава», через который нефть поступает в Польшу.
Отобранная 19 июня на «Адамовой заставе» проба показала содержание хлорорганики в 60 ppm (частиц на один миллион), хотя по нормативу оно не должно превышать 10 ppm. Концерн PERN, управляющий польским участком «Дружбы», был вынужден временно приостановить прокачку нефти по трубе.
При этом выявленное загрязнение оказалось весьма неожиданным на фоне появившихся новостей о поступлении чистой нефти по «Дружбе» потребителям за пределами России – в Польше и Германии – и вызвало закономерное недоумение в профессиональном сообществе.
«Как это могло случиться в ситуации тотального контроля, когда пробы на качество сырья берутся «Транснефтью» чуть ли не в ежесекундном режиме и нефтетранспортная монополия не могла не знать об этом «подарке» польским друзьям?» – отметил Олег Бондаренко, глава Фонда прогрессивной политики.
При этом в самой «Транснефти» считают, что виноваты их белорусские коллеги: мол, на их перекачивающей станции «Кобрин» произошло автоматическое включение системы раскачки дренажных емкостей, которое и привело к росту концентрации соединений хлора в прокачиваемой нефти.
Впрочем, в реальности причина может быть совершенно иная. «Транснефть» сама объявляла, что рассчитывает на то, что в Польше будут созданы специальные центры для смешения загрязненной нефти с чистой (так называемые «хлорные банки») или, как это называет сама трубопроводная монополия, для компаундирования.
Что скрывает смесь?
Казалось бы, какой смысл в компаундировании? Очень простой: для «Транснефти» оно является источником неподконтрольной прибыли.
Не является особым секретом тот факт, что добываемая российскими компаниями нефть изымается из трубопровода «Дружба» и отправляется на множество мини-заводов, прилепившихся к «Траснефти». Они извлекают из нее легкие фракции, закачивая обратно в «Дружбу» отходы своей перегонки и посторонние примеси. В результате поляки обнаружили в нефти, прокачиваемой по трубе, хлороформ и иные нефтехимические ингредиенты, которых при обычных обстоятельствах в ней быть не должно.
«Ситуация с «Дружбой» – прямой результат компаундирования. При этом публично объявляется, что единственным средством устранения результатов компаундирования является, представьте себе, компаундирование. Мастерство «Транснефти» в том, что, попав в скандальную ситуацию, она технично и последовательно превращает ее в источник извлечения дополнительной выгоды для себя», – констатирует Олег Бондаренко.
В результате, когда загрязненная нефть будет смешана с чистой и отправлена потребителям, доходы от неожиданно выросшего объема экспорта поступят прямиком на счета «Транснефти».
Новороссийск нефть не ждет
Интересно и то, что за два месяца, прошедших со дня выявления в «Дружбе» «грязной» нефти, никто так и не сообщил, что с ней стало. Сама «Транснефть» предпочитает молчать.
«Транснефть» уверяет всех, что проблема будет просто решена: «грязную» нефть откачают в Новороссийск, поставки же чистой будут восстановлены с начала июня. Однако журналист немецкого издания Deutsche Welle в это не верит.
Газета обратила внимание на слова, сказанные представителями «Транснефти» журналистам, посетившим недавно объекты «Черномортранснефти», «дочки» Транснефти».
«Мы приняли 80 тыс. тонн «грязной» нефти, и все», – сообщил Александр Зленко, генеральный директор «Черномортранснефти». «В июне будет еще около 35 тыс. тонн. На июль пока не планировали», – добавил вице-президент «Транснефти» Сергей Андронов.
Между тем Deutsche Welle указывает на явное противоречие в данных «Транснефти» и ее партнера концерна «Белнефтехим». Немецкие журналисты пишут: «9 июня концерн «Белнефтехим» сообщил, что уже вернул в РФ более 450 тысяч тонн грязной нефти, а 11 июня уточнил в пресс-релизе: «В настоящее время в трубопроводе и резервуарах на территории страны остается около 760 тыс. тонн загрязненной нефти из первоначальных 1,3 млн тонн». Таким образом, из Беларуси на территорию России уже вытеснены реверсом порядка полумиллиона тонн грязной нефти, еще 760 тысяч поступят в течение лета. В то же время Новороссийск примет до конца июня в общей сложности 115 тысяч тонн. А оставшийся миллион с лишним тонн?».
Качество оказалось лишним
Нерешенным является и вопрос о возмещении убытков – компенсации потребителям могут превысить 1 млрд долларов.
По словам Олега Бондаренко, «Транснефть» предлагает ввести универсальный дисконт в размере 15 %, который вряд ли устроит все пострадавшие стороны. И немудрено: убытки у отправителей, грузополучателей, нефтепереработчиков складываются по-разному.
Кстати, на протяжении многих лет ведутся разговоры о необходимости создания банка качества нефти, однако на практике он так и не сформирован. Ларчик просто открывается: как было отмечено выше, компаундирование – источник серой прибыли для «Транснефти» и она явно не заинтересована в том, чтобы такой банк появился в России.
Поэтому и дальше можно ожидать сохранения практики компаундирования нефти. Европейские клиенты российских нефтяных компаний, пусть пока и анонимно, задают вопрос: «Что будет, если что-то не так смешают? Хватит ли у «Транснефти» терпения заниматься кропотливой работой по осторожному подмешиванию грязной нефти на протяжении ближайших двух-трех лет?». Ведь именно такой срок обозначил в интервью агентству ТАСС руководитель Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов при условии, что объем загрязнения не превысил 3 млн тонн».
Ответов нет и не будет
Далеко не ясно, какова сейчас загрузка «Дружбы». «Есть основания полагать, что функционирует только одна из четырех ниток «Дружбы». Конечно, восстановление прокачки по одной ветке – факт позитивный, но потребителям этого явно недостаточно, их убытки продолжают расти. Поэтому хотелось бы знать конкретный график ввода всех четырех ниток трубопровода и – что не менее важно – хотя бы предварительные причины происшествия», – говорит президент Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е. М. Примакова РАН Александр Дынкин.
По его мнению, не менее важно понять, какие меры приняты для того, чтобы не допустить в дальнейшем повторения такой ситуации.
«Мы знаем, что «Транснефть» перешла на ежедневный мониторинг качества нефти вместо ежедекадного, как это было раньше. Мы слышали также предложение «Транснефти» передать ей на баланс корпоративные пункты сдачи нефти. Бесплатно или «Транснефть» готова их выкупить? И как при таком раскладе должны вести себя добывающие компании, следует ли им по-прежнему проверять качество своей нефти? Вот ключевые вопросы, ответы на которые нефтетранспортная монополия пока нам не дает», – резюмирует Александр Дынкин.
Фото: ru.wikipedia.org / участник Водник