Развернувшаяся шумиха вокруг прокачки по трубопроводу «Дружба» нефти, загрязненной хлором, не сходит с первых полос российской и международной прессы. Хотя уже проведены аресты подозреваемых в порче нефти, еще не все точки в этом деле расставлены над «и». Подробности – в материале «ФедералПресс».
Прибыль, выручка, транзит
Польская нефтеперерабатывающая группа Lotus приступила к транспортировке нефти из России с помощью морских танкеров в связи с приостановкой ее транзита через территорию Польши по трубопроводу «Дружба».
Lotus сформировала команду экспертов, которая пытается разрешить проблему с обеспечением поставок нефти в кооперации с компаниями, использующими «Дружбу». Прокачка же нефти по польскому участку «Дружбы» была приостановлена его оператором, компанией PERN, еще в конце апреля из-за выявления в ней высоких концентраций хлора.
Едва ли ни одновременно с решением Lotus лидер Беларуси Александр Лукашенко заявил об огромном вреде, нанесенном экономике страны из-за использования грязной нефти, поступившей по «Дружбе». «Мы недополучили определенную прибыль, валютную выручку, транзит – мы огромные деньги потеряли. Это сотни миллионов долларов», – высказал он свою оценку случившемуся.
Ранее, 30 апреля, на встрече с главой «Транснефти» Николаем Токаревым президент Владимир Путин отметил, что история с загрязнением нефти нанесла России очень серьезный экономический и имиджевый ущерб.
Скованные одной цепью
История с выявлением в «Дружбе» нефти с большими концентрациями хлора тянется со второй половины апреля. Тогда концерн «Белнефтехим» выявил ухудшение качества экспортной смеси Urals, потом предприятие «Гомельтранснефть Дружба», обеспечивающее прокачку нефти через Беларусь в страны Европы, было вынуждено ее приостановить. Использующие ее Мозырский НПЗ и «Нафтан» под предлогом угрозы повреждения технологического оборудования сократили объемы переработки нефти почти вполовину и прекратили отгрузки светлых нефтепродуктов в Польшу, на Украину и в другие страны. Далее последовала цепная реакция – транзит нефти из «Дружбы» остановили «Укртранснафта» и венгерская MOL, возобновив его лишь во время майских праздников. Выяснилось, что нефть сильно загрязнена хлором и способна вызвать коррозию технологического оборудования на НПЗ.
В итоге ситуация с «Дружбой» стала предметом заседания российского правительства, состоявшегося 7 мая. «По итогам проверки был определен источник загрязнения нефти – это узел учета «Лопатино» в Самарской области. Следственные действия выявили группу компаний, осуществлявших незаконную деятельность по сдаче в систему некондиционной нефти. Материалы проверки переданы в Генпрокуратуру России, возбуждено уголовное дело», – рассказал на нем министр энергетики России Александр Новак. Чиновник добавил, что источник загрязнения изолирован, нефтяные потоки переориентируются, «Транснефть» ведет ежесуточный контроль качества черного золота.
Миллионы, миллиарды
По мнению отраслевых экспертов, претензии белорусского лидера обоснованы и заслуживают удовлетворения. «Вряд ли это пустые слова. С учетом упущенной выгоды из-за остановки переработки нефти и поставок нефтепродуктов, недополученной платы на остановленный транзит нефти, затрат на остановку и запуск нефтепровода и НПЗ, а также вероятных расходов на ремонт или замену испорченного оборудования общая сумма ущерба вполне может составить от 0,25 до 0,5 млрд долларов», – указывает Алексей Калачев, аналитик «Финама».
«Масштабы ущерба на сотни миллионов долларов являются реалистичными, в связи с этим возможны штрафные санкции к нефтяным компаниям – экспортерам, те переадресуют их «Транснефти», а она, в свою очередь, – загрязнителям», – говорит Сергей Суверов, старший аналитик «БКС Премьер».
Мутные потоки черного золота
Из вопросов в истории с «Дружбой» остается невыясненным главный: кто же именно виноват в случившемся? По словам официального представителя «Транснефти» Игоря Демина, загрязненную нефть слила в «Дружбу» компания «Самаратранснефть-Терминал».
В «Самаратранснефть-Терминале» опровергли данное утверждение, сообщив, что узел слива в Самарской области, на котором произошло попадание нефти с хлором в «Дружбу», еще в декабре 2017 года был продан Городской инновационно-лизинговой компании. У нее же узел был взят в аренду некой фирмой «Нефтеперевалка» и позже ею же выкуплен (цитируется РБК).
Спустя почти две недели после слов Демина про виновность «Самаратранснефть-Терминала» Следственный комитет России заявил об аресте генерального директора «Нефтеперевалки» Светланы Балабай и ее заместителя Рустама Хуснутдинова, генерального директора фирмы «Петронефть Актив» Владимира Жоголева и заместителя директора компании «Магистраль» Сергея Баландина (последние две организации с «Нефтеперевалкой» официально не связаны). Еще два фигуранта дела, бывший руководитель «Самаратранснефть-Терминала» Роман Ружечко и экс-владелец группы «Петронефть» Роман Трушев, были объявлены в международный розыск.
По версии следствия, подозреваемые с августа 2018 по апрель 2019 года совершали хищения нефти и чтобы замести следы сбрасывали в узел слива нефть с высокими концентрациями хлора.
Вот тут-то и возникают неувязки: непонятно, откуда подозреваемые брали загрязненную хлором нефть и почему хлор не был выявлен еще в прошлом году. Дело в том, что, по логике вещей, контроль качества нефти должен проводиться на каждом узле ее слива в трубопроводную систему «Дружбы» и в пунктах ее отбора для подачи на НПЗ. По пути следования нефти от злополучного узла в Самарской области до Беларуси находится несколько НПЗ, в том числе расположенный в Москве и принадлежащий «Газпром нефти». Грязная нефть должна была гораздо раньше достигнуть его, нежели Мозырского НПЗ или «Нафтана», и на предприятии могли бы забить тревогу еще до ее прихода в Беларусь.
Между тем ни на сайте Московского НПЗ, ни самой «Газпром нефти» никаких сообщений на эту тему нет. Отсутствуют какие-либо пресс-релизы по поводу случившегося на портале «Транснефти», опубликована только стенограмма встречи Токарева с Путиным, хотя шумиха вокруг «Дружбы» напрямую затрагивает ее репутацию.
Россияне все оплатят
Похоже, история с хлорированной нефтью может иметь для «Транснефти» далеко идущие последствия. «Транснефть» отнюдь не выглядит невинной жертвой в данной ситуации. Контроль качества поступающей в ее систему трубопроводов нефти – это ее ответственность и ее полномочия. «Транснефть» должна была иметь все организационные и технологические возможности, чтобы исключить попадание в нефтепровод некачественной нефти или как минимум обнаружить такое попадание на ранней стадии, до пересечения некондиционным сырьем границы России», – констатирует Калачев.
По его словам, если не считать потери репутации и вероятного в среднесрочной перспективе сокращения закупок европейскими потребителями российской нефти марки Urals, прямой ущерб может стоить «Транснефти» значительной части ее прибыли за текущий год. В прошлом году компания получила чистой прибыли на 225,4 млрд рублей. Претензии Беларуси могут сократить эту величину на 10–20 %. Сумма претензий может вырасти еще примерно в полтора раза после подсчета ущерба потребителями в Европе.
В итоге сумма ущерба, который должна будет компенсировать «Транснефть», может составить минимум 1–1,2 млрд долларов. И если ей не будет хватать денег на удовлетворение всех исков, то она может поднять тарифы на прокачку нефти, что по цепочке может привести к повышению цен на бензин. Платить же за все в результате придется и без того небогатым россиянам.
На запрос «ФедералПресс», направленный в пресс-службу «Транснефти», на момент публикации статьи комментариев получено не было.
Фото: pxhere.com