Российские граждане готовы участвовать в общественной жизни страны. Это показывает рост «низовой активности». В то же время инструменты взаимодействия с властью оказываются не всегда работающими. А где-то граждан нужно подтолкнуть к самоорганизации, чтобы они научились сообща решать свои проблемы. Об этом говорили общественники, эксперты и активисты на форуме Общественной палаты «Сообщество» в Архангельске. Подробности – в материале «ФедералПресс».
В Архангельске завершился форум «Сообщество» в Северо-Западном федеральном округе, организованный Общественной палатой России. Основной его темой стали организация граждан и общественное самоуправление. Участие в дискуссиях приняли больше 400 активистов и энтузиастов из разных уголков России. В течение двух дней они спорили о том, как сделать общественную инициативу более эффективной, и учились этому у федеральных экспертов.
Тон общей дискуссии был задан на открытии форума. «Есть такое представление, что россияне – коллективисты, доверчивые. Но исследования последних лет говорят ровно об обратном. По большому счету наше общество превратилось в общество индивидуалистов и довольно недоверчивых людей. По исследованиям многих наших коллег, только четверть говорят, что можно доверять остальным. Больше 60 процентов говорят, что нужно быть очень осторожными», – рассказал генеральный директор исследовательской группы «Циркон» Игорь Задорин.
Иногда не хватает доверия между властью и обществом, констатировали эксперты форума. Власть зачастую не раскрывает своих планов людям, считая, что она лучше знает, что им нужно. А протесты воспринимаются не как попытка общества донести свое мнение до чиновников, а как враждебная сила. Российскому обществу очень не хватает медиаторов и согласования различных интересов, отметил Задорин. Это видно по многим скандальным и протестным ситуациям в регионах.
Не доводить до протестов
Председатель комиссии ОП по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Владислав Гриб указал, что в России проблематично развиваются механизмы непосредственной демократии. В качестве примера он привел процедуру общественных слушаний. Она не выполняет своих функций. Главную роль в процессе играют чиновники, они же подводят итог обсуждений. А между тем в некоторых случаях, если бы слушания сработали как нужно, не было бы и протестов.
Секретарь Общественной палаты Валерий Фадеев также обратил внимание на эту проблему. По его словам, сейчас существует услуга «общественных обсуждений под ключ», когда той или иной стороне предлагают организовать нужный результат слушаний. Механизм, задуманный для согласования интересов, стал профанацией. Исправить ситуацию можно, если изменить закон об общественном контроле.
«Как сделать так, чтобы общественные слушания стали тем реальным барьером, через который нельзя протащить любое решение, не выгодное обществу? Как только идея проекта возникает, уже на этом раннем, предпроектном этапе надо привлекать общество. Как наладить эту технологию?» – адресовал экспертам и аудитории вопросы Фадеев.
Владислав Гриб добавил, что потребуется изменить и градостроительное законодательство. Кроме того, каким-то образом урегулировать информирование граждан о слушаниях. Сейчас объявления о них печатаются, как правило, в небольших газетах, тогда как можно было бы сообщать о мероприятиях с помощью СМС-рассылки и билбордов. Если какой-то вопрос решить на слушаниях невозможно, следует поставить его на референдум.
«Надо наложить запрет на проведение общественных обсуждений в рабочее время. Слушания должны проходить в удобное время в удобном месте. Помимо этого, важно обеспечить обязательный видеопротокол с сохранением записи, как это делается в судебных заседаниях», – предложил Гриб.
Тему слушаний обсуждали и на отдельной секции форума. Наиболее остро сейчас стоит вопрос согласования строек на территориях общего пользования, поэтому было предложено расширить круг участников слушаний по этим вопросам. Прозвучала также идея придать результатам обсуждений юридический статус (сейчас они носят только рекомендательный характер и могут не учитываться властями).
Общественность в кармане
На форуме был затронут широкий круг вопросов, касающихся работы некоммерческих организаций, общественных советов и гражданского самоуправления. Участники форума обсуждали проблемы, делились успешными практиками, смотрели, как реализуются некоторые из них на примере Архангельской области.
Владислав Гриб напомнил, что законодательство об общественном контроле продолжает совершенствоваться. Во многих регионах уже приняты местные законы, регулирующие эту сферу отношений общества и государства, но их нет, например, в Москве и Санкт-Петербурге. По его словам, общественный контроль возможен только при взаимодействии с общественными палатами и региональными НКО.
Затронули проблему так называемых карманных ведомственных общественных советов, которые формируются под контролем чиновников. Позиция ОП в этом вопросе твердая: советы должны укомплектовываться путем тайного голосования на конкурсной основе при участии региональных палат. Высказывались мнения о том, что на муниципальном уровне также нужны свои общественные палаты.
На форуме обсудили новации в сфере госзаказа, которые позволят участвовать в нем НКО. Планируется, что законодательно будет установлено понятие государственного социального заказа, под который будут попадать образование, здравоохранение, соцзащита, культура, спорт. Ожидается, что соответствующий законопроект будет принят осенью этого года.
Граждане меняют среду
Одной из центральных тем форума стало участие граждан в вопросах развития территорий. «ФедералПресс» ранее рассказывал, как эксперты и активисты на полях «Сообщества» обсуждали проблему отходов. В некоторых регионах граждане вынуждены протестовать, потому что их мнение изначально не было учтено при выборе мест для мусорных заводов и полигонов.
«Если жителей информируют заранее, энергия уходит в обсуждение, если нет, это перерастает в протест»
Но общественная активность мусором не ограничивается. На форуме показали, как граждане могут участвовать в изменении работы городского транспорта. Председатель комиссии ОП по территориальному развитию и местному самоуправлению Андрей Максимов привел в пример город Тутаев Ярославской области, где местные жители фактически сами смоделировали новую транспортную схему.
Пример Тутаева – случай, скорее, исключительный. Разработкой транспортной системы должны заниматься все-таки специалисты, но мнение граждан при этом должно учитываться. Пока граждане не слишком спешат создавать организации, которые могли бы влиять на политику местных властей в области транспорта, а предпочитают жаловаться на проблемы в соцсетях.
На форум были приглашены эксперты в сфере транспорта, которые проанализировали критический фон по поводу транспортной схемы Архангельска и дали местным управленцам советы по поводу того, как можно ее изменить. В частности, было указано на недостаточное количество автобусных остановок в областном центре. Этот вопрос как раз и нужно решать, ориентируясь на мнение граждан, отметил Максимов.
Проблемы отдельно взятого острова
О том, как местное сообщество может способствовать развитию территории, говорили на выездной секции на острове Кего, расположенном на противоположном от Архангельска берегу Северной Двины. Это своеобразное место – хотя большая часть заселенной территории острова формально относится к центральному округу Архангельска, несколько тысяч людей живут здесь в сельских условиях.
С материком Кего связывает небольшой теплоход, на самом острове нет асфальтированных дорог и почти не развита коммунальная инфраструктура. Тем не менее люди отсюда не уезжают. Как пояснили местные активисты Вадим Медведков иИрина Карелина, из-за того, что у них есть возможность жить на природе в получасовой удаленности до центра.
Форум позволил собрать экспертов и привезти их на остров для общения с местными активистами, которым неравнодушна судьба поселения. Обсуждались вопросы прежде всего транспортной доступности: два раза в год сообщение острова с городом прерывается из-за ледохода и ледостава. Были рассмотрены разные виды транспорта, но ни один не подходит для ситуации на 100 %.
Другие важные вопросы для островитян – как сохранить оставшуюся инфраструктуру, чем заменить приходящее в ветхость жилье. Дополнительную проблему представляет то, что Кего фактически остался без управления: он относится и к городу, и к Приморскому району, филиалов органов МСУ там нет. Нет у острова и собственного представителя в депутатском корпусе. Эксперты посоветовали местному сообществу подхватить идею образования на острове муниципального образования второго уровня. Это должно повысить шансы Кего на внимание властей.
Фото: ФедералПресс / Евгений Трухачев