С момента происшествия прошло достаточно много времени, и трагедия постепенно уходит на второй план. Появляется информация о том, что виной может стать ошибка экипажа, а не летные характеристики отечественного Sukhoi Superjet 100. Однако эксперты отмечают ряд особенностей, которые могут говорить о прибыли, извлеченной после трагедии и во время расследования. Кто и как мог значительно пополнить свои активы, разбирался «ФедералПресс».
Военное информационное взлетно-посадочное поле
Сразу после трагедии в Шереметьеве активно тиражировалась информация о том, что отечественный «Сухой» не ровня зарубежным аналогам что по качеству сборки, что по количеству поломок, что по устройству салона. Напомним, одной из причин гибели людей назывался узкий проход в салоне, из-за которого якобы пассажиры не могли покинуть горящий лайнер.
Как ранее анализировал «ФедералПресс», сравнивая аналогичные самолеты Boeing и Airbus, тиражируемая информация фактически не соответствовала действительности. Габариты всех лайнеров, в том числе и Sukhoi Superjet, примерно одинаковы. Количество отмененных рейсов и трагедий за отечественным самолетом меньше, а часть сигналов о проблемах были ложными, они случаются с завидной регулярностью.
Эксперты отмечали, что часть информационного поля вокруг происшествия создавалась искусственно, угол подачи материалов задавался осознанно. Отчасти этой же версии придерживаются и западные коллеги, оценивая события внутри своих стран.
Так, британские аналитики обратили внимание, что наибольшую прибыль на рынке акций можно получить в момент появления негативных сообщений в средствах массовой информации. При этом анализ показал, что социальные сети и распространяемые в них данные в практику динамики колебаний стоимости ценных бумаг не входят.
При этом спекуляцией по факту занимаются сторонние организации, которые, по мнению экспертов, сами иногда и формируют информационные волны, как негативные, так и положительные.
«Аэрофлот»
Еще 2 мая, за три дня до трагедии, стоимость одной обыкновенной акции компании составляла 96,86 рубля, а в ближайший после происшествия день торгов (6 мая) она уже стоила 94,94 рубля. По мере появления подробностей ЧП ценные бумаги продолжали падать в стоимости. Так, 8 мая акция стоила 94,24 рубля.
Уже 7 мая появилась информация: экипаж совершил ряд ошибок, что могло привести к дополнительным жертвам. Далее «Аэрофлот» начал массово отменять рейсы с использованием «Сухого», а саму компанию должны были проверять на предмет соблюдения действующего законодательства.
Поток различной, местами не соответствующей действительности информации о происшествии нашел свое отражение и в стоимости акций «Аэрофлота». К 15 мая цена за одну ценную бумагу опустилась до 90,08 рубля. Именно к этому дню в обществе началось практически противостояние самолетам «Сухого», качество которых ставили под сомнение не только эксперты, но и политики, общественники.
На этом фоне внимание от «Аэрофлота» было отвлечено, что также сказалось на стоимости ценных бумаг, которая начала расти, к 17 мая она достигла 91,96 рубля. Днем ранее появилась информация о том, что к трагедии могли привести недостатки в конструкции «Сухого».
Позже в адрес «Аэрофлота» начали поступать обвинения в том, что экипаж нарушил инструкции. Компания отрицала это, но стоимость ценных бумаг начала падать. 20 мая цена акций опустилась до 91,08 рубля.
29 мая генеральный прокурор России после проведения проверки выступил с заявлением, в котором сказал, что трагедия в Шереметьеве показала проблемы отечественной авиации. Стоит отметить, что Юрий Чайка сделал акцент на «Аэрофлоте», проведенных проверках и необходимости усиления контроля. Стоимость ценных бумаг компании опустилась с 91,12 до 90,42 рубля.
А вот 31 мая появились первые данные от Межгосударственного авиационного комитета, который опроверг слова о грубом приземлении. Также начала появляться информация о возможных причинах трагедии, но уже от официальных источников. При этом была названа дата публикации отчета о происшествии. Если 30 мая ценные бумаги «Аэрофлота» продавались по 90,42 рубля, то 3 июня – уже по 96,8 рубля.
«Сухой»
Ситуация с ценными бумагами отечественного производителя самолетов выглядит во многом похоже на произошедшую с «Аэрофлотом». Так, по состоянию на начало мая одна ценная бумага стоила 0,7045 рубля.
А вот уже 8 мая, фактически через два дня после трагедии, цена уже отставляла 0,6785 рубля.
Позже ситуацию с использованием «Сухого» при перевозках прокомментировали в Кремле, а депутаты Госдумы призвали и вовсе отказаться от техники отечественного производителя. Заявления произошли 13 и 14 мая, а уже 15 мая стоимость акций компании опустилась до 0,67 рубля.
Появлялась информация о том, что двигатели самолета ломаются из-за некачественных запасных частей иностранного производства – цена 0,6525 рубля.
Ближе к концу мая, после вышеуказанных заявлений и опровержений МАК, выступления Юрия Чайки, акции стали стоить 0,639 рубля.
А вот, например, после заявления о том, что Минпромторг смотрит на будущее программы SSJ-100 с оптимизмом, стоимость ценных бумаг показала рост – 0,659 рубля.
В «Сухом» остатке отечественной авиации
Проведя аналогию между стоимостью акций и новостями вокруг происшествия, можно сделать вывод – большинство скачков предсказуемо, как в положительную, так и в отрицательную сторону.
При кажущейся небольшой разнице стоимости одной акции прибыль игроков на биржах может составить достаточно значительные средства. Так, при покупке акций «Аэрофлота» 15 мая и продаже сегодня можно было заработать 12 % от каждого вложенного рубля. Стоит отметить, что ни один банк не готов предложить такую ставку. Стоит обратить внимание на то, что это единичная сделка. С учетом всех колебаний за два месяца, а значит, возможности провести значительное количество покупок и продаж, уровень прибыли, по оценкам экспертов, может составить и до 300–400 %.
Напомним, в 2017 году ООО «Аэрофлот-Финанс», дочерняя компания «Аэрофлота», объявила о завершении продаж 53,716 млн обыкновенных именных акций «Аэрофлота». После этого количество бумаг в свободном обращении составляло 45,8 % от общего количества.
Согласно открытым данным, со 2 мая по 2 июля на торгах было зарегистрировано почти 185 миллионов сделок по покупке и продаже акций «Аэрофлота».
Не совсем согласны британскими аналитиками российские эксперты. Так, Александр Бахтин («БКС Премьер») рассказал «ФедералПресс», что подобная спекуляция ценными бумагами при постоянно меняющейся информационной политике достаточно рискованная стратегия.
«Надо понимать, что события разворачиваются достаточно динамично, как и реакция рынка. Частные инвесторы могут попасть в ситуацию, когда «начнут догонять уходящий поезд», просто могут не успевать за реакцией рынка. Скорее, такие моменты провалов в стоимости стоит использовать для приобретения акций, но с долгосрочной перспективой», – прокомментировал Александр Бахтин.
Но, по мнению эксперта, можно обратить внимание на разницу между частными инвесторами и крупными игроками. Особенно, в части доступа к информации или событиям, которые произойдут в ближайшее время.
«Чиновники, депутаты и должностные лица могут делать заявления, которые будут находить свое отражение на рынке ценных бумаг. Но надо понимать, что тут «нужен доступ к телу». Иными словами, если есть инсайдер, источник информации, то спрогнозировать можно, но для большинства частных инвесторов это недоступно, поэтому и будет рискованно», – рассказал Александр Бахтин.
Время идет, как и все трагедии, происшествие в Шереметьеве уходит на второй план, а поднятые проблемы все меньше обсуждаются экспертами или профильными органами. По состоянию на 27 июня, стоимость одной акции уже составляет 102,32 рубля, что выше майских показателей, зафиксированных до трагедии.
«Что касается «Аэрофлота», то можно отметить, что еще пару лет назад ее акции стоили около 200 рублей, сейчас 100. Здесь надо понимать, есть санкции, есть нефтяной рынок, скачки на котором неизбежно отражаются везде. В целом, компания является самой крупной в России, старейшей. При этом она участник международных программ, значительный игрок и за пределами нашей страны. Она достаточно привлекательна для инвесторов на долгосрочной перспективе. Понятно, что «Аэрофлот» в значительной степени формирует рынок авиаперевозок в целом», – подытожил Александр Бахтин.
Стоимость же акций «Сухого» не показывает роста, как «Аэрофлот», но, по мнению экспертов, это больше связано с тем, что убыток компании вырос в 7 раз, а в самом начале 2019 года появилась информация о том, что бюро разделят на две части.
Фото: Следственный комитет России, графика: ФедералПресс
Пожар на борту самолета в Шереметьеве