Авария с автобусом подвела черту под действующей системой пермских пассажироперевозок. Она требует реформирования, чтобы сделать общественный транспорт безопасным, а условия, при которых погиб человек и еще десятки пострадали, недопустимыми. Подробности – в материале «ФедералПресс».
ДТП
17 августа примерно в 17 часов на улице Новогайвинской рейсовый автобус марки «НЕФАЗ» 53-го маршрута (перевозчик ИП Дробинин П. П.) врезался в бетонную стену здания. Краевое СУ СКР возбудило уголовное дело по п. «в» ч. 2 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекшее по неосторожности смерть человека). Одна пассажирка погибла на месте. Еще 34 человека, включая девятерых детей, получили травмы различной степени тяжести. Троих пострадавших доставили в реанимацию.
Глава Перми Дмитрий Самойлов провел совещание по вопросу оказания помощи пострадавшим. Семья погибшей получит от муниципалитета 500 тысяч рублей, пострадавшие, находящиеся в тяжелом состоянии, – по 300 тысяч рублей, пострадавшие в состоянии средней степени тяжести – по 150 тысяч. Кроме того, договором между перевозчиком и страховой компанией предусмотрены страховые выплаты – 2 млн рублей за смерть в ДТП и до двух миллионов пострадавшим в зависимости от степени тяжести. Размер этих выплат определит страховая компания после обращения к ней перевозчика.
Версии
Предварительно причиной аварии назвали человеческий фактор: 39-летний водитель предположительно не справился с управлением. Региональное ГСУ ГУ МВД РФ возбудило дело по ч. 3 ст. 264 УК РФ (нарушение ПДД и эксплуатации ТС, повлекшее по неосторожности смерть человека). Водитель автобуса был задержан. Освидетельствование на состояние опьянения показало, что он был трезв.
Свою проверку начал городской департамент дорог и транспорта (ДДиТ). Дмитрий Самойлов поручил отстранить перевозчика от работы на городских маршрутах до окончания следствия и провести тщательное расследование. Пресс-служба горадминистрации уточнила, что ДТП могло быть спровоцировано технической неисправностью автобуса. На базе администрации Орджоникидзевского района для семей пострадавших была организована горячая телефонная линия.
Еще одна версия была представлена накануне. «Ъ-Прикамье» опубликовал запись ДТП, снятую камерой наблюдения придорожного магазина. На видео можно рассмотреть, как двигающееся по встречной полосе белое такси совершает маневр с выездом навстречу автобусу. Складывается впечатление, что автобус отворачивает вправо и врезается в препятствие. Однако, как следует из официального заявления краевого главка МВД, следователи полиции, расследуя уголовное дело по ч. 3 ст. 264 УК РФ (нарушение ПДД и эксплуатации ТС, повлекшее по неосторожности смерть человека), не рассматривают версию причастности к ДТП водителя такси. Его статус – очевидец аварии.
Выводы
Дмитрий Самойлов уже поручил в одностороннем порядке расторгнуть контракт с ИП Дробининым, которому принадлежит автобус, попавший в ДТП. Перевозчик ООО «Дизель» использовал данное ТС на правах аренды.
Депутат Пермской гордумы, экс-руководитель «Пермгорэлектротранса» Александр Филиппов считает важным досконально разобраться в происшествии и установить меру ответственности каждого вплоть до руководства и собственников компании-подрядчика.
«Пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Вот он грянул, пора креститься. У моих избирателей в Орджоникидзевском районе, куда ехал разбившийся автобус, сложилось мнение, что данный перевозчик находится, мягко говоря, в неплохих отношениях с контролирующими структурами. И самым неправильным развитием ситуации будет наказание стрелочника, например ИП, которому принадлежит автобус, арендуемый «Дизелем», – пояснил Филиппов.
Именно в недостатке контроля народный избранник видит проблему безопасности пассажирских перевозок. Филиппов напомнил, что в ПГЭТ, которым он руководил, проверяющие приходили еженедельно. Поначалу это казалось избыточным давлением, но постепенно в ПГЭТ к такому ритму привыкли. Проверки держали сотрудников организации в тонусе, позволяли получить оценку со стороны, насколько компания соблюдает написанные кровью правила и технические регламенты.
Бизнесмен, член генсовета «Партии Роста» Антон Любич усматривает в происшествии еще один аргумент ускорить обновление городского парка общественного транспорта.
«Не модно ныне содержательно подходить к мерам городской администрации: мол, нужно или огульно все хаять, или столь же некритично восторгаться всем подряд, иначе окажешься «не из нашей песочницы». Тем не менее при всей моей критичности к мерам по вытеснению НТО и отмене ЕНВД обновление автобусного парка, начатое при поддержке краевых властей, я поддерживал и поддерживаю. ЧП – лишнее подтверждение, что срок для обновления давно настал и нужны решительные шаги в этом направлении, а не вечное пермское «давайте еще поговорим, а нужно ли плохой транспорт менять на хороший, если это не самый лучший». Болтология и демагогия в этом вопросе в прямом смысле слова угрожают жизни и здоровью людей», – резюмировал Любич.
Реформа
Анонсированная ранее реформа должна минимизировать количество ДТП, считает начальник ДДиТ Анатолий Путин. Он пояснил, какие изменения в организации пассажирских перевозок были инициированы в Перми.
«Реформа должна выровнять экономику перевозчиков. Сейчас подрядчики, работающие на маршрутах в центре Перми, могут больше вкладывать в содержание подвижного состава. На периферии, где пассажиропоток меньше, а расстояния больше, у перевозчиков таких возможностей меньше, что их, впрочем, нисколько не оправдывает. В новой модели равная экономика будет всех одинаково стимулировать качественно содержать автопарк», – уточнил чиновник.
Одним из инструментов для достижения указанной цели станет новая модель финансового взаимодействия заказчика и исполнителей. Собранные за проезд средства будут поступать на счета муниципалитета, откуда их станут перечислять перевозчикам. Важным параметром реформы является обновление подвижного состава. Войти в новую модель перевозчики могут с автобусами не старше двенадцати лет, но в течение четырех лет верхняя планка срока эксплуатации ТС снизится до десяти лет. При этом обозначена обязательная 25-процентная доля автобусов моложе пяти лет. Экологический класс ТС за четыре года должен повыситься с «Евро-3» до «Евро-5».
Сегодня техническое состояние транспортных средств контролируют перевозчики, УГАДН и ГИБДД. После трагедии ДДиТ получил указание главы города проработать вопрос о внесении в существующие и будущие контракты с перевозчиками пункта, гарантирующего надлежащее техническое состояние автобусов и контроль департамента за ним, чтобы контролирующим органом мог стать и муниципалитет.
Фото:perm.sledcom.ru