Начало учебного года – повод вспомнить о старых и наболевших школьных проблемах. Порой они связаны не с системой образования, а со сложившимися в коллективах социальными связями и практиками. Время от времени в СМИ всплывают все новые сообщения о жертвах травли и буллинга. Иногда детей доводят до суицида, достаточно часто в Сеть попадают видео с избиениями и оскорблениями подростков сверстниками. Как определить, что ребенок подвергается нападкам со стороны других учеников, и что с этим делать? В этих вопросах попытался разобраться обозреватель «ФедералПресс».
Как распознать, что вашего ребенка пытаются затравить?
Какой процент учеников страдает от травли в школах и кибербуллинга? Статистика не дает точного ответа на этот вопрос. По некоторым подсчетам, от 12 до 70 % детей так или иначе сталкиваются с агрессивным поведением одноклассников или учеников старших классов. Однако если говорить о вовлеченности, то участвуют в этой практике зачастую 100 % школьников – кто-то пассивно наблюдает за происходящим, кто-то принимает на себя роль жертвы, а кто-то – агрессора.
В некоторых случаях травля является одной из причин самоубийств среди детей и подростков. Например, в Смоленской области жаловавшаяся на жестокое обращение со стороны одноклассников школьница свела счеты с жизнью. Травля может выражаться не только в словах, но и в конкретных действиях со стороны агрессоров: совсем недавно в Москве 12-летний подросток попал в больницу из-за нападения сверстников.
Психологическое и физическое насилие не может не оставить отпечаток на душевном состоянии ребенка. Травмы, полученные в результате травли, могут ежедневно влиять на его психологическое состояние и формировать определенные поведенческие особенности. История знает примеры, когда буллинг доводил до скулшутинга.
Распознать, что ребенок стал жертвой издевательств, достаточно сложно – сам он об этом скорее всего не расскажет. Но эксперты Центра изучения и сетевого мониторинга молодежной среды (ЦИСМ) выявили несколько критериев, которые говорят о существовании проблемы: ребенок себя плохо чувствует после проверки сообщений в социальных сетях, у него исчезают личные вещи и деньги, пропадает желание общаться с близкими, друзьями и одноклассниками. О признаках травли также могут свидетельствовать тревожный сон, страх перед новым учебным днем, поиск причин для пропуска учебы, снижение успеваемости, намеренное избегание школьных мероприятий и падение самооценки.
«Когда ребенка травят, то он находится внутри системы, которая травит. Ему самому выбраться оттуда крайне сложно, практически невозможно. Всегда есть в данной ситуации агрессор – лидер. Он атакует, причем не обязательно физически. Ему достаточно, чтобы его на публике считали крутым и говорили: о, ты можешь его напугать», – отметила в ходе общения с журналистами руководитель департамента общественных связей и научно-методического сопровождения профилактической деятельности ЦИСМ Анастасия Ковалева.
Учителя, как правило, не видят травлю или не желают вмешиваться. Основная же масса в школьных классах – невовлеченные дети, которые либо дистанцируются от проблемы, либо активно поддерживают агрессора, например, снимая травлю на телефон. Однако помочь жертве никто не спешит.
С кибербуллингом ситуация выглядит сложнее. По словам экспертов, трудно объяснить, откуда исходят угрозы для жертвы.
«Когда мы говорим про социальные сети, мы подразумеваем кибербуллинг. Он страшен тем, что возникает стихийно и это непонятно откуда и от кого идет», – рассказал генеральный директор ЦИСМ Денис Заварзин.
Как помочь ребенку?
Переломить сложившуюся в коллективе ситуацию можно. По словам экспертов ЦИСМ, между лидером и агрессором необходимо поставить массу невовлеченных.
«Вовлеченность взрослых здесь – через вопрос, через диалог, содействие... Основная роль спасения ложится на самих невовлеченных детей. Как только они встанут между лидером и жертвой, изменится ситуация, обстановка. Это не значит, что они должны встать и побить лидера... Если у него не будет зрителей, то ему это не будет интересно. Он почувствует себя не таким уж и лидером», – заявила Ковалева.
В случае с кибербуллингом важна внимательность родителей. Необходимо понять, какими аккаунтами пользуется в социальных сетях ребенок.
«Мы понимаем, что у ребенка может быть несколько аккаунтов. Первый – для родителей, где он белый и пушистый, а остальные – для друзей, и они обсуждают там различные вещи, может быть, и буллинг», – отметил Заварзин.
Эксперты советуют родителям присмотреться, кто находится в друзьях у ребенка, какие у этих людей интересы, на какие группы и странички они подписаны. Важно обратить внимание на фотографии и комментарии, а также хэштеги, которыми пользуется ребенок, – именно через них он пытается идентифицировать себя как личность. Со своими детьми стоит подружиться в социальных сетях, однако нужно соблюдать границы.
«Умейте держать границы. Это его границы. Если вы с ним подружились – принимайте его правила игры. Если он хочет быть там брутальным мальчиком, то не пишите ему, пожалуйста, комментарий [о том], какой он там замечательный пусечка», – пояснила Ковалева.
Да и в целом, как отмечают специалисты, атмосфера, которая царит дома, очень влияет на поведение детей в школе.
«Если вы хотите, чтобы вашего ребенка не травили в школе, не было буллинга, то, пожалуйста, исключите буллинг дома. Атмосфера дома – это очень важно. Даже если у ребенка какие-то проблемы, он приходит домой и если там спокойно, если там его любят и говорят об этом, если нету смертельных ссор между родителями и другими членами семьи, то ребенок дома отдыхает от этого», – пояснила клинический психолог Марина Гудзенко.
В случае если удалось выявить, что ребенок подвергается травле или кибербуллингу, эксперты советуют для начала провести доверительный разговор с ребенком, а затем прийти на прием к классному руководителю, к психологу. Если же ребенку угрожают, то следует обратиться в правоохранительные органы.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева