«Автоваз» не намерен прощать нижегородский «Завод Автокомпонент» за срыв поставок комплектующих в июле этого года. На сегодняшний день в арбитражные суды Самарской и Нижегородской области подано почти два десятка исков. Автопроизводитель требует не только покрыть убытки из-за простоя конвейера, но и вернуть денежные средства по двум договорам займа. Поставщик брал деньги в 2017 году, однако вернуть их вовремя не сумел. Грозит ли судебная тяжба банкротством «Автокомпоненту» и как это отразится на автомобильном рынке в целом – в материале «ФедералПресс».
Разлад на «чертовой дюжине»
По данным Росстата, автомобильный рынок в стране вырос за 8 месяцев 2019 года на 1,3 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Выпущено около 1 миллиона легковых автомобилей. И хотя доля «Автоваза» в общей картине составляет 21 %, менеджмент холдинга постоянно ищет способы оптимизировать бизнес-процессы. Падение покупательской способности как общий тренд российской экономики заставляет автопроизводителей гибко подходить к выпуску новых машин, учитывая спрос покупателей и не допуская затоваривания дилеров. На этом фоне срыв поставок комплектующих «Заводом Автокомпонентов» мог серьезно отразится на планах «Автоваза».
Стоит отметить, что история взаимоотношений двух предприятий перешагнуласолидный рубеж– «Автокомпонент» сотрудничает с тольяттинским холдингом уже более десяти лет. Предприятие является единственным поставщиком большого ассортимента пластиковых деталей, в том числе и для интерьера выпускаемых автомобилей. Заменить такого серьезного партнера в одночасье любому производителю будет крайне проблематично: на поиск подрядчиков и заключение договоров может уйти до полугода. Разумеется, останавливать конвейер на такой срок было бы нереально.
Судя по всему, переговоры зашли в тупик, когда поставщик настаивал на повышении цены, мотивируя это тем, что стоимость деталей не покрывает расходы и он работает в убыток. Автопроизводитель, что ожидаемо, не соглашался на выдвинутые условия, считая их шантажом. В итоге 3 июля «Автоваз» остановил производство на двух площадках – в Тольятти и Ижевске. Дело вышло на федеральный уровень, а в переговоры включились главы двух регионов. В результате Глебу Никитину и Дмитрию Азарову удалось разрешить противоречия между участниками конфликта. Через два дня поставки возобновились на условиях, согласно заключенным ранее договорам. Но при этом «Автоваз» пообещал, что просто так дело не оставит.
Шантаж в бизнесе не прощают
В июле этого года юристы холдинга направили первые иски в арбитражные суды Самарской и Нижегородской областей. В них «Автоваз» требовал возместить убытки из-за двухдневного простоя конвейера. В Самаре было подано четыре заявления на общую сумму 7,8 млн рублей. В Нижнем Новгороде один иск, но сразу на 10,2 млн рублей.
В августе последовал следующий транш, уже из восьми исков. Суммарно в самарский арбитражный суд предъявлено три иска на 4,2 млн рублей, в нижегородский суд – пять исков на сумму 17,2 млн рублей.
Несмотря на то, что предыдущие процессы только начинались, по ним шли предварительные слушания и предъявлялись дополнительные документы. «Автоваз», посчитав окончательную сумму убытков, подал еще пять исков. В Самаре – на 2,8 млн рублей, в Нижнем Новгороде – на 21,6 млн рублей. Таким образом, сумма всех 18 исков на сегодня составляет около 64 миллиона рублей, не считая затрат на госпошлину, которую, в случае проигрыша, тоже придется оплачивать «Автокомпоненту».
Кроме внушительной для поставщика штрафной суммы, автохолдинг потребовал через суд вернуть средства, взятые заводом в долг в 2017 году. 20 сентября в самарский арбитражный суд было подано два исковых заявлений, на 289 млн рублей и 10,2 млн рублей. «Автоваз» потребовал от «Автокомпонента» вернуть не только основной долг, но и набежавшие проценты за использование чужих денежных средств. Неустойка по двум договорам составила 6,6 млн рублей.
Согласно документам, размещенным на сайтах арбитражных судов, все заявления приняты к производству. Так как дело касается предприятий, находящихся в разных регионах, а также учитывая то обстоятельство, что представитель ответчика не желает появляться в самарском суде, сейчас ведутся переговоры о разрешении использовать на судебных заседаниях видеосвязь. Это допустимо с точки зрения законодательства РФ. Основные слушания пройдут в октябре-ноябре этого года. В случае проигрыша поставщику придется выплатить порядка 370 миллионов рублей, не считая прочих пошлин и судебных издержек.
На «Автовазе» подтвердили, что подано 20 исков, но разъяснения до окончания судебных прений давать отказались. «Срыв поставок комплектующих со стороны «Завода Автокомпонент» привел к потере двух рабочих дней на производственных площадках группы «Автоваз» в Тольятти и Ижевске. В настоящее время идут регулярные отгрузки деталей на заводы без дополнительных условий. Мы находимся в постоянном контакте с руководством поставщика», – прокомментировали ситуацию в пресс-службе предприятия.
В свою очередь представители поставщика также подтвердили наличие судебных претензий со стороны заказчика. Переговоры ведутся, стороны пытаются прийти к взаимовыгодному решению вопросов. «Могу сообщить только то, что наши предприятия находятся в стадии переговоров по всем имеющимся вопросам. Поставка продукции осуществляются в полном объеме. На остальные вопросы комментарии будут даны после окончания процессов», – заявила руководитель пресс-службы Анна Евдокимова.
Пан или пропал
«Завод Автокомпонент» заявляет о себе как о крупной компании, лидирующей по производству комплектующих. Согласно информации, размещенной на сайте, партнерами завода являются ведущие автопроизводители, такие как «Автоваз», «GM Автоваз», «ГАЗ», Skoda, Volkswagen, Renault. Но все-таки около 50 % производимых деталей поставлялось именно на «Автоваз».
Судя по данным, взятым из открытых источников, предприятие за последние годы уверенно наращивает обороты, в 2017 году выручка составила 6,3 млрд рублей. Но вот чистая прибыль падает который год подряд, начиная с 2015. Так, к 2017 году она составила всего лишь 3,3 млн рублей.
При этом судебные претензии, касающиеся неисполнения договорных обязательств, к заводу предъявляет не только тольяттинский автохолдинг. В середине лета этого года в арбитражный суд города Москвы поступило два иска от ТД «Полипластик». В одном из них юристы требовали взыскать с завода неустойку по договору от 2015 года в размере 16 млн рублей, согласно второму – вернуть 3,2 млн за неправомерное пользование чужими денежными средствами. Рассматривать дела будут в сентябре и октябре этого года.
Сейчас 100% акций предприятия принадлежат АО «Управляющая компания Автокомпонент» и находятся под обременением. Бенефициаром завода является Олег Зайцев. Также в его владении АО «ГСК Холдинг» и АО «Газсервискомпозит Групп», сфера деятельности обеих компаний – консультирование. Обе показывают стабильный отрицательный баланс. Зайцев успел поработать в правительстве Нижегородской области, занимая в 2011– 2013 гг. пост заместителя министра инвестиционной политики, а с 2015 года – советника губернатора. По иронии судьбы именно на политическом уровне сегодня приходится во многом решать конфликт двух предприятий.
По мнению Владимира Гутенева, депутата ГД РФ, первого зампредседателя комитета госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию, президента Лиги содействия оборонным предприятиям, стороны пойдут на компромисс. До банкротства поставщика доводить не станут, это стратегически невыгодно.
«Банкротства не будет, поскольку эта процедура приведет к смене поставщика, и, скорее всего, он может оказаться зарубежным. В этом случае Нижегородской области грозит большая потеря рабочих мест, что для России было бы крайне неприемлемо. Мы помним, что при прошлом руководстве «Автоваза» достаточно серьезный крен был в сторону зарубежных поставщиков. Нынешнее руководство очень грамотно скорректировало ситуацию. Это правильно в условиях санкций. Чем быстрее будет идти процесс импортозамещения, тем лучше. Кроме того, смена такого глобального поставщика предполагает, что вместо него придет несколько небольших предприятий. Это может отразиться на качестве продукции. В любом случае, когда начинается крупносерийное производство новой продуктовой линейки, качество снижается. Поэтому мне кажется, что нужно найти компромисс. Может быть, «Автоваз» не по всем своим искам будет требовать полного возмещения. Сегодня многие поставщики находятся в очень сложных условиях. Конечные заказчики работают с длительной отсрочкой расчетов за поставленную продукцию, часто пытаются снизить маржинальность поставщика. И если перекрутить эту гайку, то резьба может сорваться. И здесь надо найти компромисс. Тем более что несмотря на серьезное падение продаж новых автомобилей во всем мире, «Автоваз» чувствует себя неплохо. За первое полугодие 2019 года он нарастил продажи на 2,2 %. В этом случае надо дать перевести дыхание поставщикам. Если у них не будет денег на техническое перевооружение, которое в перспективе позволит снизить цену и повысить качество, то дальше цена на детали будет расти или они вообще уйдут с рынка. Надо занимать сбалансированную позицию по отношению к поставщикам в целом. Но при этом, конечно, должна соблюдаться буква закона. Проявленная «Автовазом» жесткость в отношении нарушений условий договора поставок оправданна. Что касается выстраивания долгосрочной стратегии с поставщиками, она должна быть взаимоприемлемой и более щадящей», – рассказал о своем видении ситуации эксперт.
В том, что наилучшим решением проблемы и для компаний, и для конечных потребителей станут переговоры за круглым столом, уверен и партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. «Здесь классический конфликт интересов. Завод «Автокомпонент», связанный давними партнерскими отношениями с «Автовазом», попытался улучшить свое экономическое положение. Но они не первые и не последние, кто хотел так пересмотреть договор. С одной стороны да, «Автоваз» не хочет менять поставщика: он проверен, поставляет широкий ассортимент комплектующих по устраивающей автопроизводителя цене. С другой стороны, в Тольятти очень жесткие переговорщики. Им просто необходимо такими быть. Когда имеешь дело с сотнями и тысячами комплектующих, каждая из которых влияет на конечную стоимость автомобиля, невольно будешь жестким и станешь требовать исполнения договора. И здесь «Автоваз» прав, нельзя нарушать нормы ведения бизнеса. Есть еще один момент. Рынок сейчас крайне слабый, поэтому идет борьба за потребителя. Особенно это касается «бюджетного» сегмента, где повышение цены на 2–3 % может отпугнуть покупателя. Поэтому «Автоваз» будет и дальше вести свою экономическую политику без сантиментов», – высказал свое мнение эксперт.
Станет ли проигрыш в арбитраже началом конца предприятия, продлит ли «Автоваз» договора или найдет других поставщиков, диверсифицировав зависимость от единственного подрядчика, станет понятно к концу 2019 года.