Цифровая экономика, ставшая приоритетным национальным проектом, предполагает совершенно иной подход к управлению процессами. Такой, который невозможно осуществить стандартными, давно применяемыми методами и алгоритмами. Трактование цифровизации как продолжение автоматизации и информатизации процессов в корне неверно. Цифровая революция, а именно это сейчас происходит на наших глазах, отличается тем, что она затрагивает самые основы общества, меняет способы и пути коммуникации. При этом, безусловно, возникают и проблемы этического плана. О том, что именно меняет цифровизация и сделает ли она весь мир «матрицей» – в материале «ФедералПресс».
Управление хаосом требует новых технологий
Человечество производит все больше и больше информации. И мы просто не успеваем не то что осмысливать – воспринимать этот информационный хаос. Впрочем, он вполне управляем на основе новых цифровых технологий работы с большими данными и искусственном интеллекте.
Университет, по сути, микромодель государства и общества, которая хорошо отражает происходящие в них процессы, в том числе связанные с цифровизацией. Поскольку в университете реализуется множество процессов, количество проблем, с которыми сталкивается вуз при цифровой трансформации, многократно выше, чем даже для крупных промышленных предприятий или банков.
Доктор физико-математических наук, профессор, ректор Тольяттинского госуниверситета Михаил Криштал уверен, что в основе переживаемой сейчас промышленной революции лежит цифровая трансформация:«От автоматизации и информатизации всегда ждали облегчения работы или экономических прорывов. И никогда этого не происходило. Например, автоматизация документооборота по закону подлости приводит к росту количества бумаг. И в этом парадокс: наращивание мощности по переработке информации приводит к еще более интенсивному росту ее объемов. А это увеличивает трудозатраты по переработке информации. Происходит это потому, что ничего не меняется в сути самих процессов. Именно в этом причина возникновения такого парадокса, который разрешается только в результате цифровой трансформации. Цифровизация отличается от автоматизации и информатизации тем, что цифровые технологии принципиально несводимы к аналоговым. То есть, с точки зрения получения необходимого технического результата в заданный срок, цифровую технологию невозможно заменить никаким набором аналоговых действий. Однако цифровая трансформация - это не просто внедрение цифровых технологий – это реинжиниринг бизнес-процессов на основе внедряемых цифровых технологий. Причем на определенном этапе реинжиниринг бизнес-процессов ведет к появлению новой системы разделения труда. Именно это является основой любой промышленной революции».
50 форпостов новой эпохи
Тольяттинский государственный университет (ТГУ) давно и успешно работает над этой проблематикой. Именно здесь удалось разработать комплексную систему управления университетом и учебным процессом, создать единую информационную среду, основанную на цифровых технологиях. В ТГУ также удалось поменять принципы и систему разделения труда при разработке электронных образовательных контентов. В октябре 2019 года вуз стал первой региональной площадкой для проведения десятой отраслевой конференции «Управление вузом в современных условиях», организованной корпорацией «Галактика» при информационной поддержке Министерства науки и высшего образования РФ. Прежде конференция проводилась в Москве или Санкт-Петербурге. Перенос на площадку ТГУ обусловлен желанием организаторов на месте изучить один из наиболее успешных кейсов цифровой трансформации университета, расположенного не в столичных городах России.
17-18 октября в Тольятти собрались представители пятидесяти вузов из 27 регионов страны. Главная задача конференции была сугубо прикладная. Время исключительно теоретических выкладок осталось позади.
Руководитель Экспертного центра корпорации «Галактика» по работе с вузами Денис Бушковский прямо заявил, что доклады и нетворкинг безусловно, важны, но гораздо ценнее увидеть внедренную и работающую систему. «Накопленный опыт, цифра, которая успешно работает – здесь есть, что пощупать, есть то, с чем стоит познакомиться всем участникам», – отметил Бушковский, объясняя причину переноса конференции на площадку Тольяттинского госуниверситета.
Тематика конференции согласуется с подписанной в июле 2019 года в Сколково на «Острове 10-22» Хартией о цифровизации образовательного пространства, направленной на формирование российского рынка IT-решений для вузов. На тот момент документ подписали руководители 29 вузов, в том числе 4 федеральных, 6 национальных исследовательских и 10 опорных университетов. По замыслу организаторов, конференция стала следующим шагом к формированию цивилизованного рынка ИТ-решений для системы высшего образования, основанном на согласованных подходах и стандартах интеграции, а также на уважении к интеллектуальной собственности разработчиков.
Вся дискуссии развернулись вокруг основных отличий цифровизации от автоматизации и информатизации, а также вокруг вопросов коренной трансформации бизнес-процессов на основе цифровых технологий.
«Цифровая трансформация способна дать скачкообразный рост эффективности производств и экономики в целом. Сейчас это повсеместный процесс, глобальный технологический переход, то есть та самая четвертая промышленная революция. Смысл ее именно в цифровой трансформации, то есть в изменении бизнес-процессов на основе цифровых технологий, принципиально несводимых к аналоговым», – пояснил ректор ТГУ Михаил Криштал.
По мнению участников, сегодня вузы как никогда ранее заинтересованы в единых правилах игры, позволяющих ускорить цифровую трансформацию каждого университета в отдельности и ускоряющих цифровую трансформацию вузовской системы в целом.
«Динамика современного мира показывает, что нужно ускоряться, особенно - в процессе принятия решений, на всех уровнях. Это невозможно сделать без опоры на соответствующие информационные ресурсы», – отметила начальник управления учебно-организационной работы МГИМО МИД России Ирина Каргина.
Цифровизации и этические нормы
Многие участники конференции отмечали, что цифровизация «не равно» потере индивидуальности. Формирование цивилизованного рынка IT-решений для вузов должно помогать им в создании и использовании качественных ресурсов, в том числе различных сервисов и образовательных контентов. При этом самобытность учебных заведений должна быть сохранена.
«Внедрение таких систем должно предполагать компромисс между существующей корпоративной культурой университета и теми практиками, которые привносят инновации. Могут быть общие принципы, но правила цифровизации выработать невозможно. У каждого вуза существует своя социокультурная среда, свои традиции, этим традициям надо следовать, для того чтобы оставаться самобытным вузом. Каждый вуз хорош своей индивидуальностью», – заявил проректор по цифровизации Финансового университета при Правительстве РФ Алексей Аносов.
Также важно не забывать о том, что программы пишутся не ради программ. Это путь в никуда. Первичным должны быть именно процессы, происходящие в обществе, компании, вузе. Именно на этом сделала акцент начальник управления учебно-организационной работы МГИМО МИД России Ирина Каргина. «Основные тренды в цифровизации высшего образования – это разработка информационных ресурсов, которые позволяют ускорить ввод, хранение и обработку разного уровня, разного содержания и разной сложности информации, потому что динамика современного мира показывает, что нужно ускоряться во многих процессах, в том числе и в процессе принятия решений. А это невозможно сделать без опоры на разные эмпирические факты и данные, что в свою очередь невозможно сделать, если не будут существовать соответствующие информационные ресурсы. Не должно быть создание ресурса самоцелью программы цифровизации. Нужно идти от потребностей. До тех пор, пока в самих вузах не будут происходить изменения на уровне процессов, создание какой-либо IT-программы и её внедрение ничего не изменит. Необходимо в первую очередь оптимизировать внутренние процессы вуза», – поделилась мнением Ирина Каргина.
И конечно, любая цифра, любой искусственный интеллект не заменит человека, обладающего уникальными навыками и компетенциями. В полной мере это относится и к ИТ-отрасли. Так считает Светлана Махлай, начальник управления информатизации Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. «Сейчас правительство делает ставку на биг-дата, на интеллектуальную экономику, а также на подготовку специалистов, обладающих не только профессиональными компетенциями, но и ИТ-компетенциями в своей профессиональной области», - утверждает Махлай.
Цифровизация экономики — закономерный и в тоже время революционный процесс. Относиться к этому нужно максимально серьезно, понимая, что цифровизация не должна стирать индивидуальность и нарушать этические нормы.
Фото: ТГУ