Совет министров Крыма утвердил прогнозный план приватизации госимущества на 2020 год, опубликовав соответствующее постановление на официальном сайте. Отдав в частные руки наиболее величественные дворцы и успешные санатории с вековой историей, власти переключились на производственные предприятия. Например, с молотка уйдут два предприятия оборонной промышленности и «Универсал-Авиа» с аэропортом «Заводское». Что и за сколько продает крымский Совмин и как это отразится на экономике региона – в материале «ФедералПресс».
На крыльях приватизации
Минимущества Крыма выставит на аукцион в 2020 году шесть государственных унитарных предприятий, в числе которых два завода оборонного комплекса – Евпаторийский авиационный ремонтный завод и Феодосийский судомеханический завод. Также продадут «Универсал-Авиа», «28 управление начальника работ», «Комплексную архитектурно-реставрационную мастерскую «Крымпроектреставрация» и «Службу технического надзора».
Одно из предприятий оборонки – Евпаторийский авиационный ремонтный завод, основанный в 1926 году. В 2018 году он показал прибыль почти в 33 млн рублей, а его стоимость выросла до 60 млн рублей. Но при этом предприятие все равно не развивается – наблюдается отрицательная динамика доходов, а отношение задолженности к годовой выручке, по данным доступной бухгалтерской отчетности, превышает 100 %. Имущество завода намеревались передать в ведение Минобороны, но затем передумали. А совсем недавно глава Крыма Сергей Аксенов заявил, что оборонное предприятие в ближайшие годы войдет в контур управления федеральной Объединенной авиастроительной корпорации. Но, видимо, и тут не сложилось.
«Насколько знаю, на Евпаторийском авиационном ремонтном заводе от авиации осталось только название. Как бы ни пытались его реанимировать, ничего не вышло у властей», – говорит глава Ассоциации грузовых перевозчиков и экспедиторов Крыма, экс-министр транспорта республики Анатолий Цуркин.
Еще одно авиационное предприятие – ГУП «Универсал-Авиа» с уставным капиталом в 76 млн рублей, подчиненное Минтрансу. В последние годы предприятие также показывает убытки. Выручка с 189 млн рублей за 2014 год упала до 112 млн рублей по итогу 2018 года, а прибыли в прошлом году, по данным портала rusprofile, и вовсе не было – убытки составили 19 млн рублей, дебиторская задолженность – 37 млн рублей. При этом стоимость самого предприятия за последние несколько лет выросла до 141 млн рублей.
«Универсал-авиа» сегодня работает на шести действующих подержанных вертолетах Ми-8Т, три из них обслуживают по контракту «Черноморнефтегаз». Раньше власти планировали создать четыре постоянных региональных пассажирских авиамаршрута в Керчь, Евпаторию, Ялту и Джанкой, но из-за высокой стоимости инвестиций от идеи пришлось отказаться. Для реанимации вертолетного парка, по подсчетам Минтранса, необходимо около 300 млн рублей.
«Универсал-авиа» оказывает услуги и коммерческим, и государственным организациям, предоставляет свои вертолеты. В том числе они были задействованы на строительстве олимпийских объектов Сочи, возили вахтовиков на Севере. При Украине они даже работали за рубежом: например, два вертолета после присоединения Крыма к России вернуть не удалось – они так и остались в Танзании. Но вертолеты изнашивают свой ресурс, а обновления технической базы не происходит, потому что в бюджете на это нет денег», – поясняет Анатолий Цуркин.
Предприятие владеет аэропортом местных воздушных линий Симферополя «Заводское», расположенным у границы промышленной зоны возле крупного отстойника железнодорожных товарных вагонов. Когда-то здесь учился летать дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан. Сегодня территорию использует преимущественно спортивная и частная авиация, хотя одно время звучали планы о передаче объекта для нужд служебной авиации МВД и МЧС РФ. Еще один вариант будущего – застройка территории аэродрома многоэтажными домами. Попытки это сделать предпринимались неоднократно. Например, в апреле 2019 года подобные идеи высказывались во время Ялтинского международного экономического форума. По словам властей, под реновацию может попасть участок площадью 200 гектаров – там будет новый жилой микрорайон.
«Уже много лет муссируется история со строительством на территории аэропорта жилого комплекса. На сегодняшний момент очень туманен процесс приватизации этого предприятия. Какое будущее его ждет, непонятно. У «Универсал-авиа» огромная территория, которая привлекает инвесторов в части постройки там жилой недвижимости. Будет ли сохранен в этом случае статус авиационного предприятия либо его акционируют, распродадут вертолеты, а на месте аэропорта построят микрорайон? Это проблема. Коллектив там довольно большой, порядка 150 человек, и как будет складываться их судьба после реализации проекта строительства, сложно сказать», – рассуждает Анатолий Цуркин.
Завод, давай, до свидания!
Феодосийский судомеханический завод (ФЗС) существует уже больше 70 лет и занимается ремонтом судовых дизельных двигателей. Его уже дважды в новейшей истории пытались признать несостоятельным. Первый раз в 2015 году, когда дело затянулось на целый год, судебное производство прекратили, а часть требований была погашена заводом. Второй раз – в начале 2019 года, когда ООО «Компания «Энергоремонт», которая раньше была инвестпартнером ФСЗ, подала к предприятию новый банкротный иск. Кстати, в 2017 году московский «Энергоремонт» должен был вложить 100 млн рублей для оздоровления завода, но на ФЗС требовали погасить долги. В итоге партнерство не сложилось и отношения разорвали.
Сегодня на предприятии критическая ситуация: убыток за 2018 год составил 24 млн рублей, а сумма чистых активов показала отрицательное значение в 27 млн рублей. На июль 2019 года судоремонтное предприятие задолжало своим сотрудникам 1,2 млн рублей, хотя стоит отметить, что осенью объем долга сократился. Руководство Крыма даже обратилось в федеральное правительство с просьбой помочь с загрузкой завода и его единственным подрядчиком по ремонту дизельных двигателей для Черноморского флота.
«Не знаю, смогут ли использовать завод после приватизации по его профилю. Он расположен в Феодосийской бухте, рядом с базой Черноморского флота, имеет свои причальные стенки. Однако еще при Украине он находился в состоянии банкротства, никакая судоремонтная деятельность там не велась, оборудование уже не только физически, но и морально устарело. Также нужно будет убрать те аварийные постройки с провалившимися крышами, которые находятся на его территории. Использовать завод можно только после полной его модернизации, стоимость которой может перекрыть, на мой взгляд, затраты на его приобретение. Но скорее всего, могут завод выкупить и на его месте сделать яхтенную марину, не по профилю судостроительному, тогда он сможет приносить прибыль», – считает юрист и общественник Александр Талипов.
В этом году власти намерены успеть продать еще два объекта, которые ранее не были включены в план приватизации. Ими тоже стали производственные предприятия «Крым-Вино» и «Керченский металлургический завод», полный пакет акций которых находится на руках у государства. Их продажа, по словам министра имущественных и земельных отношений республики Анны Анюхиной, позволит выполнить плановые показатели неналоговых поступлений в региональный бюджет.
Керченский металлургический завод, построенный в 1900 году, является одним из старейших металлургических предприятий Крыма. В украинский период он принадлежал олигарху Ринату Ахметову. Завод занимается производством стального и чугунного литья, стальной эмалированной посуды и трафаретной декалькомании. Также на предприятии изготавливают пластмассовые и резинотехнические изделия для нужд железнодорожного транспорта и стрелочные переводы. В последние годы наиболее загруженными были цеха стрелочных переводов и эмалированной посуды. Основными заказчиками завода были РЖД, КЖД и банк РНКБ. Что интересно, на днях Керченский завод подал документы на тендер по поставке стрелочных железнодорожных переводов в Сирию. Власти надеются, что крымский завод выиграет.
Сегодня ГУП уже преобразовали в акционерное общество с уставным капиталом в 2,8 млн рублей. В 2018 году выручка составила всего 2 млн рублей при общей прибыли в 1,4 млрд рублей. Стоимость активов, на основании данных Росстата и ФНС, оценивается в 790 млн рублей.
«У Керченского металлургического завода сложности начали возникать еще с 1990-х годов, и реанимировать предприятие до конца так и не удалось. Предприятие требует модернизации и диверсификации производства продукции. Та продукция, которая у него сейчас есть, она, мягко говоря, осталась в том времени. Приватизация может дать толчок инвестиционному процессу и обновлению материально-технической базы», – считает директор Института экономики и управления КФУ им. В. И. Вернадского, доктор экономических наук, профессор Виктор Реутов.
И прибыльные предприятия тоже
Приватизируют в следующем году и шесть объектов иного типа – это нежилые помещения, здания и группы инвентарных объектов в Симферополе, Саках, Керчи, Феодосии и Раздольненском районе. Кроме того, будут проданы незначительные доли акций в уставных капиталах АО «Крымское предприятие по племенному делу в животноводстве» и «Джанкойское племяпредприятие», владение которыми «не имеет значения для решения задач государственного управления республики», как отмечается в пояснительной записке. Эти предприятия также находятся в числе убыточных.
«Государственной поддержки сельского хозяйства сейчас достаточно. Те, кто хочет, показывают нормальные результаты. Более того, животноводство – это одна из отраслей в России, которые показывают успехи по импортозамещению, в частности производство свинины. А если некоторые предприятия являются убыточными, то это вопрос управления. Есть такая вещь, как плановая убыточность в предприятиях, которые имеют государственную долю, и она отдает советским прошлым. В наших условиях допускать такого уже нельзя, экономика от этого не развивается. Система финансирования и поддержки должна претерпеть изменения», – говорит экономист Виктор Реутов.
ГУП «Крым-Вино», которое также продадут в следующем году, было создано в сентябре 2014 года в Бахчисарайском районе на базе совхоза «Плодовое». Помимо вина, предприятие занимается выращиванием винограда, а также переработкой овощей, фруктов, мяса и рыбы, производит молочные продукты и макаронные изделия. Как пояснил заместитель министра сельского хозяйства Крыма Сергей Петелин, изношенность основных фондов предприятия свыше 80 %, а денег на модернизацию в бюджете нет – речь идет «не об одном миллионе рублей», как выразился Петелин. Надо сказать, что продать «Крым-Вино» пытаются еще с 2018 года, но пока безуспешно. Стоимость всех его активов на 2018 год оценивается в 15 млн рублей.
«Крым-вино» далеко не первое винодельческое предприятие региона, которое после национализации продает республика. Так, в 2017 году завод шампанских вин «Новый Свет», основанный еще князем Львом Голицыным, продали за стартовую цену в 1,5 млрд рублей компании «Южный проект». Она, по данным источников, принадлежит российскому миллиардеру, основному акционеру и бывшему председателю совета директоров банка «Россия» Юрию Ковальчуку. Багеровский коньячный завод ушел с молотка за скромные 41,2 млн рублей. А вот завод «Дионис» в Симферополе забирать за 82 млн рублей долгое время никто не хотел. Симферопольский винодельческий завод стоит на очереди – его должны приватизировать до конца года.
«Когда акционировали «Новый свет», нас убеждали, что продажи не будет и предприятие останется государственным. Затем, чтобы приватизировать его, винзавод решили показать как убыточный, который не модернизировали с XIX века. Для этого ему передали 2 тысячи гектаров убыточного Бахчисарайского совхоза, хотя у «Нового света» была положительная динамика. Теперь вина этого завода недоступны по цене для крымчан», – рассказывает Александр Талипов.
Но наиболее крупным объектом приватизации в 2020 году, скорее всего, станет прибыльное и знаменитое винодельческое объединение «Массандра», которое, по оценкам журнала Forbes, стоит не менее 12–15 млрд рублей. Предприятие, основанное Львом Голицыным, перешло в собственность республики в марте 2019 года от Управления делами президента РФ. Теперь его ждет процесс акционирования и дальнейшей продажи на аукционе, однако только в том случае, если вопрос возможной приватизации «Массандры» будет положительно решен минимущества и парламентским комитетом. Но, по словам главы Крыма Сергея Аксенова, можно понять, что это все-таки случится. «Скорее всего, «Массандра» также будет выставлена на продажу после того, как полностью будет проведено акционирование», – сказал Аксенов в марте 2019 года и даже назвал возможный период времени, когда имущество предприятия вместе с землей в 11 тыс. га выставят на аукцион – первый квартал 2020 года.
«Что касается «Массандры», то мы видим постоянные отчеты об их колоссальных урожаях, новых сортах вин, которые они разрабатывают, закупках на сотни миллионов рублей новых тракторов. Речь идет даже об избыточности урожая. На мой вопрос, убыточно ли предприятие, и если нет, то зачем продавать курицу, которая несет золотые яйца, никто не отвечает. Руководство «Массандры» отвечает, что они лишь менеджеры. Множество виноградников «Массандры» сейчас не осваиваются, и, на мой взгляд, эта земля на южном берегу Крыма может использоваться новым собственником в иных целях. Я думаю, вопросы о том, зачем продавать прибыльное предприятие, останутся без ответа», – считает Талипов.
Фото:massandra.su,kmz-k.com, еарз.ком.рф