Top.Mail.Ru
Энергетика
Красноярский край
0

КИП на проводе. Готова ли энергетическая инфраструктура регионов к реализации «Енисейской Сибири»

Количество проектов в КИП может возрасти до 120, а инвестиционный портфель – превысить 5,5 трлн рублей
Количество проектов в КИП может возрасти до 120, а инвестиционный портфель – превысить 5,5 трлн рублей

Потребность КИП «Енисейская Сибирь» в электрической мощности оцениваются в 1 ГВт, а с учетом рассматриваемых заявок от потенциальных инвесторов она может кратно возрасти. Реализация некоторых проектов начнется уже в следующем году, однако вопросы энергоснабжения будущих производственных объектов все еще не решены. О сложностях во взаимоотношениях между инвесторами, органами власти, энергетическими компаниями, поставщиками и подрядчиками – в материале «ФедералПресс».

«Енисейская Сибирь». Начало

Комплексный инвестиционный проект (КИП) «Енисейская Сибирь» в ближайшие годы может быть существенно расширен. Как заявил в рамках Х Сибирского энергетического форума генеральный директор одноименной Корпорации развития Сергей Ладыженко, с учетом поступивших заявок от потенциальных резидентов, количество проектов может возрасти до 120, а инвестиционный портфель – превысить 5,5 трлн рублей. Напомним, в нынешнем виде КИП утвержден в составе 32 проектов на общую сумму 1,9 трлн рублей.

«Енисейская Сибирь – это крупнейший инвестиционный проект в стране. Звучит это хорошо, но на самом деле означает и большую ответственность. На наш пример смотрят очень многие макрорегионы, которые сейчас начинают функционировать в соответствии со стратегией пространственного развития. Если же пул инвесторов возрастет в обозначенных рамках, с включением новых регионов, это сделает проект одним из крупнейших не только в стране, но и в мире. Мы находимся в самом начале очень большого, масштабного, и, будем надеяться, очень успешного пути», – отметил он.

Среди важнейших заявок Ладыженко назвал проект на территории Иркутской области, включение которого в «Енисейскую Сибирь» в настоящее время рассматривается на уровне правительства РФ, однако подробностей инициативы не назвал.

Отметим, в ноябре губернатор Красноярского края Александр Усс заявил, что пять проектов «Енисейской Сибири» будут запущены уже в 2020 году. Среди них глава региона назвал «Медвежий ручей», Arctic palladium и «Полюс Золото». Согласно официальной презентации проекта (имеется в распоряжении «ФедералПресс». – Прим. ред.), речь могла идти о строительстве новых мощностей шахты «Заполярная» (ООО «Медвежий ручей» и ПАО ГМК «Норильский никель», предварительная оценка инвестиций – 113 млрд рублей), разработке норильских месторождений платиноидов «Арктик Палладий» (ПАО ГМК «Норильский никель» и «Русская Платина») и развитии Ангаро-Енисейского кластера (АО «Полюс Красноярск», АО «Васильевский рудник», ООО «Соврудник», ООО ГРК «Амикан», ООО «Новоангарский обогатительный комбинат», АО «Лесосибирский ЛДК 1» и ООО ДОК «Енисей», инвестиции – 195,1 млрд рублей). Однако во всех случаях речь идет о начале строительных работ в 2020 году, запуск же в эксплуатацию рассчитан до 2027 года.

Давайте энергичнее

Участники дискуссии на СЭФ сошлись во мнении, что вопрос обеспечения объектов электроэнергией – один из самых важных. По оценке министра промышленности, энергетики и ЖКХ Красноярского края Евгения Афанасьева, для обеспечения заявленного сегодня объема в 32 проекта потребуется более 1 ГВт электроэнергии. Вопрос осложняется тем, что многие из проектов будут реализовываться в труднодоступных районах, что еще более усложняет создание энергетической инфраструктуры, поэтому «участие энергетиков в обсуждении проектов необходимо».

Представители Корпорации развития самым ярким примеромдеятельностив таких труднодоступных местах назвали проект компании «Интергео» по разработке Ак-Сугского месторождения в Туве, где отсутствуют не только источники электроэнергии, но даже автодороги. Рассматривался вопрос об использовании энергообъектов, расположенных на территории республики, однако это потребовало бы существенных затрат на реконструкцию. Более рентабельным было сочтено решение провести 300 км линии электропередачи из поселка Тулун в Иркутской области. Достигнута договоренность, что эти работына сумму 11 млрд рублей за три года профинансирует федеральный бюджет. Однако схема финансирования еще требует проработки: федеральный центр настаивает, что эти деньги должны быть направлены в бюджет Тувы, хотя строительство ЛЭП будет вестись по территории другого региона.

Другой пример – Ангаро-Енисейский кластер. Здесь проходит линия 110 кВ, однако, по оценке участников дискуссии, она уже морально и физически устарела и не сможет обеспечить потребности инвестпроектов.

«На сегодняшний день нет единого заявителя, который мог бы централизовать все эти инфраструктурные вопросы, связанные с энергоснабжением. И в нынешней конфигурации я сомневаюсь, что Корпорация развития сможет стать таким центром, учитывая все юридические тонкости процесса», – рассказал директор по развитию «Енисейской Сибири» Алексей Николаев.

Линии не по линейке

Созданию энергетической инфраструктуры «Енисейской Сибири» препятствуют не только технические сложности, но и финансовые вопросы. Представители Корпорации развития признали, что часть инвесторов отталкивает высокая цена на технологическое присоединение – она может достигать 1 млрд рублей, что делает проекты нерентабельными. При этом компаниям нередко дополнительно предстоит построить свои линии электропередачи длиной по 100–150 км.

Другая проблема – неконкурентоспособность тарифа.

«В среднем край выгодно смотрится в сравнении с большинством регионов по уровню тарифов на электроэнергию, но когда мы говорим о конкретных территориях, то тарифообразование на той или иной площадке не позволяет отдельным инвесторам принять решение», – поделился Сергей Ладыженко.

Алексей Николаев добавил, что в недавней практике был случай, когда инвесторы серьезного проекта в химической отрасли по производству реагентов при одинаковой ресурсной базе выбрали Иркутскую область, потому что «у нас нижний предел тарифа 2 рубля, а у них это верхний предел».

«Поэтому необходимо рассмотреть варианты, каким образом можно снизить тарифы на электроэнергию в регионе. Это будет более приемлемая мера поддержки и повышения инвестиционной привлекательности региона, чем какие-то налоговые льготы», – отметил директор по развитию.

Еще одним нерешенным вопросом является обслуживание линий, которые будут построены за счет государства. Исполнительный директор «Енисейской Сибири» напомнил, что в 2010-х годах в рамках реализации проекта комплексного развития Нижнего Приангарья Красноярский край получил из федерального бюджета средства на строительство линии Приангарская – Раздолинск. Однако объект так и не был передан на обслуживание в ФСК ЕЭС, как предполагалось первоначально, а находится на балансе Минэкономразвития. Поскольку эта деятельность является для ведомства непрофильной, существуют трудности с использованием средств на эксплуатацию и ремонт объекта. По той же причине линию трудно использовать для подключения новых объектов «Енисейской Сибири» – у органа власти просто нет полномочий обеспечивать технологическое присоединение.

Аналогичная проблема возникла и немногим ранее, когда компания «Полюс» построила ЛЭП «Раздолинск-Тайга».

«Мы находимся на такой развилке: инвесторам необходима инфраструктура до момента возникновения комбината, но получение бюджетных средств – не такой уж быстрый процесс. Тем более что многие объекты КИП еще находятся на стадии проектирования. Необходима понятная схема взаимодействия власти, инвесторов и энергетиков. Я бы предложил рассмотреть механизм частно-государственного партнерства. Определенные мероприятия надо предусмотреть и в краевой госпрограмме – это будет аргументом для Федерации при выделении средств», – рассуждает Алексей Николаев.

Выйти на площадку

Участники СЭФ отметили и проблемы в коммуникациях инвесторов и органов власти с подрядчиками и поставщиками. Как рассказала «ФедералПресс» директор энергетической компании «Про-Ток» (производителя низковольтных комплектных устройств) Анна Жираткова, несмотря на получение аккредитации со стороны Корпорации развития, организация так и не получила заказов на свою продукцию.

«Существуют такие закрытые центры, как Татарстан, где в рамках поддержки собственных производителей не пускают посторонних. Но красноярские поставщики не просят ничего подобного и готовы конкурировать с любой другой продукцией. Однако на деле пока не происходит ни тендерных процедур, ни каких-то заметных закупок. В таких условиях малому и среднему бизнесу довольно трудно планировать свою работу. Нам не нужны никакие преференции, мы хотели бы просто иметь какую-то тендерную или информационную площадку, чтобы понимать, какие процессы сейчас происходят. Один этот шаг сильно способствовал бы развитию предпринимательства в регионе», – поделилась Анна Жираткова.

Фото: Евгений Поторочин / ФедералПресс

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.