В Омской области управления Россельхознадзора и природоохранной прокуратуры начали проверку в связи с обнаружением бесхозного скотомогильника. Несанкционированную свалку останков животных с кровавым искусственным водоемом нашли общественники, а местные жители подтвердили – для них это история не новая. Но кто в ответе за дезорганизованное «кровавое озеро» (так его прозвали в народе) и чем грозят последствия от антисанитарии и скопления костей рогатого скота – подробности в материале «ФедералПресс».
Водоем с кровавыми берегами
В 300 метрах восточнее деревни Ковалево в Омской области, где до границы с Новосибирской остается всего километр, располагается скотомогильник. Его масштабы поражают. И если при беглом взгляде это место покажется пусть не милым, но вполне естественным, то при более тщательном обзоре картина заиграет другими красками – преимущественно кровавыми. Взору откроются многочисленные останки рогатого скота, отправленного на убой не один десяток лет назад, шкуры и шерсть. Местные отмечают: запах здесь висит настолько терпкий, что хочется развернуться и бежать, не оглядываясь. А через какие-то 120 км будет областной центр – Омск. И если сейчас местные жители начали опасаться эпидемии и боятся выходить лишний раз на улицу, то экоактивисты и общественники грозятся экологической катастрофой, а место называют «бомбой замедленного действия».
Впрочем, поселковая администрация не видит в этой истории никакого криминала. Наоборот, по словам главы Ивановского сельского поселения Марины Эйнбаум, все под контролем: опасности от скотомогильника, который существует много лет, никакой нет, а пустырь давно освобожден.
Несколько иного мнения придерживаются сотрудники регионального Россельхознадзора. На месте действительно были обнаружены грубейшие нарушения в части охраны природы и экологии, и опасную свалку продезинфицировали специальным раствором. В ведомстве уверяют, что сейчас территория не представляет никакой опасности для населения, а информация о выявленных нарушениях направлена в правоохранительные органы и природоохранную прокуратуру региона.
«На данный момент все биологические отходы вывезены на ветсанутильзавод. Место, где они находились, обеззаражено. Отходы вывезены, территория продезинфицирована. Исследования проведены – для людей угрозы ничего не представляет. Результаты проверки направлены в надзорные инстанции», – делится начальник отдела государственного ветеринарного надзора за обеспечением здоровья животных, безопасностью продукции животного происхождения и лабораторного контроля Россельхознадзора Омской области Максим Строкин.
Пляски на костях
Казалось бы, тема закрыта – жители деревни Ковалево спасены. Но за ширмой официальных комментариев продолжает виться след умерщвленного и сброшенного здесь скота. А сама история всплыла около месяца назад – местные жители обратились к депутату Калачинского городского совета Виталию Поддубикову, поскольку от местных властей реакции никакой не следовало.
Депутат уверяет, что останки животных на этих землях скапливались более 20 лет, а реальная площадь сброса составляет более 15 гектаров. Дело в том, что местный мясокомбинат осуществляет убой скота, который привозят не только из разных районов Омской области, но и с предприятий соседнего Новосибирского региона. Завод по утилизации отходов находится в сотнях метров от села, а потому очевидно, что владельцам местного мясокомбината отправлять туда машины нерентабельно. При этом главным остается вопрос, почему раньше эта тема оставалась в тени и никому не было дела до скотомогильника, который только разрастался.
«Не нужно быть суперэкспертом, чтобы понимать, каковы масштабы трагедии. Специалисты из Россельхознадзора на месте признались, что впервые встречаются с подобной ситуацией. Сюда в промышленных масштабах свозят скот, а после забоя часть отходов отправляют на скотомогильник. Некоторые же местные не гнушаются и ходят сюда за головами на корм собакам. В дополнение к костям к месту вывозят и кровь животных, которую сливают в искусственный водоем. У меня по этому поводу еще один вопрос – если специалисты проверили место на сибирскую язву, то точно не подвергли его проверке на туберкулез и лейкоз. Болезни, которые периодически возникают у местного населения», – размышляет депутат.
Виталий Поддубиков отмечает, что в Россельхознадзоре специалисты все же осторожны в комментариях, поскольку в действительности освободить и продезинфицировать такую площадь за короткое время практически нереально.
«Для этого понадобится целый месяц. А пути решения здесь только одни – вывоз и создание в каждом районе мест утилизаций и крематориев. Важно помнить, что еще есть живность на подворьях, и Россельхознадзор должен принимать в этом активное участие. У них на глазах находится большая несанкционированная свалка – громадное поле, заваленное мусором, кровью и останками», – уверен народный избранник.
На личной странице в социальной сети «ВКонтакте» парламентарий выложил видеозапись, в которой отмечает, что лишь одно место громадного объекта в Ковалеве накрыли грунтом. Все остальное завалено грудами костей.
Найти виновного
В управлении Россельхознадзора заверили, что проверка началась в минувшую пятницу – сразу после поступивших к ним сообщений. Со стороны ведомства как минимум планируется ввести штрафные санкции в отношении виноватых.
«Предусмотрен штраф для юридических лиц от 500 тысяч рублей. Будет устанавливаться, кто к этому может быть причастен», – отметила в беседе с корреспондентом «ФедералПресс» пресс-секретарь управления Наталья Басалыго.
Действительно, сейчас основная проблема – установить причастных лиц. В природоохранной прокуратуре взяли под контроль историю с кровавым озером в деревне Ковалево. В ведомстве обратили взор и на предполагаемого надзорными органами виновника – местный мясокобминат, но этот факт подтвердится только после проверки, которая должна завершиться к 10 января 2020 года. Но в любом случае «ароматная» история грозит виновникам солидными штрафами.
Пока в прокуратуре идут по кровавым следам вблизи Ковалева, за ситуацией наблюдают и не на шутку обеспокоенные экоактивисты. Биологические отходы являются одними из самых опасных, поскольку могут не только стать причиной эпидемии среди животных, но и подвергнуть опасности здоровье человека, говорит известная омская общественница Татьяна Нагибина. Среди таких заболеваний числятся менингиты, туберкулезы и различные онкозаболевания, а трупный яд, уходя под землю вместе с грунтовыми водами, грозит серьезными последствиями для здоровья людей.
«Если наше правительство в ближайшее время не начнет принимать законы, направленные на очищение окружающей среды и переработку мусора, это грозит тяжелыми последствиями. Надо менять федеральное законодательство. Почему у нас огромное количество людей болеет онкозаболеваниями? Очевидно, свалки дают о себе знать. Причем не только в Омском регионе», – заключает Татьяна Нагибина.
Фото: unsplash.com, rsn-omsk.ru, onf.ru
РИА «ФедералПресс»: лучшее за год