На Дальнем Востоке 2019 год выдался жарким: две губернаторские кампании, крупные политические скандалы, прогремевшие на всю страну протесты. Эксперты сходятся во мнении: обстановка в ДФО одна из самых напряженных во всей стране. «ФедералПресс» вместе с экспертами изучил, какая ситуация сложилась в регионах к концу 2019 года.
Для удобства разобьем регионы на зоны по росту социально-политической напряженности. В «красной» зоне находятся субъекты ДФО, которые откровенно штормит. В «желтую зону» попали те регионы, где пока все спокойно, но уже сформировались предпосылки для кризиса. В «зеленой» зоне – стабильные и относительно благополучные регионы.
В экспертный совет «ФедералПресс» вошли политологи Илдус Ярулин, Даниил Ермилов, Павел Наливайко, Петр Ханас, Андрей Кудисов. Весь год они следили за тем, как развивается ситуация на Дальнем Востоке и вынесли свои вердикты.
«Красная» зона
Хабаровский край: падение по всем фронтам
Хабаровский край в этом году стал, без сомнения, самым проблемным регионом Дальнего Востока. Его постоянно сотрясают скандалы, политический «накат» на местные власти стал перманентным, а общая ситуация в крае неизменно ухудшается. Прошлой осенью губернатор Сергей Фургал был на коне, пользуясь практически полной поддержкой населения. За год энтузиазма у хабаровчан поубавилось, и причины для этого довольно веские.
«У команды Сергея Фургала до сих пор нет повестки реальных дел. Да, какое-то время удавалось выезжать на популизме – мол, народный губернатор, утер нос «Единой России», и так далее. Но людям нужны какие-то конкретные результаты работы властей. Пока их нет. Во многом это связано с тем, что Фургал (как и многие из его команды) пришли в политику из бизнеса. Но во власти совершенно иначе принимаются решения, там больше ограничений, там нужно выстраивать более сложные взаимодействия. Бизнесмены это понимают далеко не всегда», – считает политолог Даниил Ермилов.
Сейчас связь с крупным бизнесом больно аукнулась Фургалу. Проблемы с предприятием «ТОРЭКС», совладельцем которого является его жена, стали главной проблемой краевых властей. Внимание губернатора сейчас сосредоточено главным образом на спасении семейного бизнеса – и это идет ему в минус.
«Сергей Фургал сейчас защищает свои экономические интересы, пусть и вынужденно. Но учитывая провалы в предыдущей работе, это смотрится не очень красиво. Губернатор теряет политические очки, и очень быстро», – рассказал политолог Павел Наливайко.
При этом еще осенью позиции Фургала были весьма и весьма прочными. В сентябре ЛДПР одержала абсолютную победу на выборах в краевую законодательную думу. Другое дело, что после выборов хабаровские «жириновцы» серьезно оконфузились. Дмитрий Приятнов, назначенный сенатором от региона, через несколько дней подал в отставку – у него обнаружили скрытую судимость.
Не стоит забывать, что Хабаровский край переживает если не кризис, то, как минимум, сильную рецессию. Показатели во всех сферах падают, госдолг региона по-прежнему космический (52 миллиарда, прим.ред.), предпосылок для улучшения нет. Отчасти это связано с кризисом лесной отрасли, который происходит на всем Дальнем Востоке, но только отчасти.
«Падение идет по всем фронтам. Если посмотреть на бюджет, который сформировали на будущий год, становится видно: деньги кончаются. Идет сокращение расходов по большинству социальных направлений. Это неизбежно вызовет рост социальной напряженности», – рассказал Павел Наливайко.
Бурятия: огонь недовольства
Бурятия в этом году неожиданно стала местом сильной протестной активности в ДФО. В сентябре, после выборов мэра Улан-Удэ, в столице республики начались массовые протесты. Триггером общественного недовольства стало задержание сторонников шамана Александра Габышева – однако вскоре повестка стихийного митинга сменилась на политическую. Жители Улан-Удэ стали требовать перевыборов мэра. Протест подхватили местные коммунисты, и вскоре на улицу вышло около двух тысяч человек.
По мнению протестующих, итоги выборов могли быть сфальсифицированы. Победителем голосования стал не очень известный врио мэра Игорь Шутенков, проигравшим – популярный коммунист Вячеслав Мархаев, создатель бурятского ОМОН. В итоге протесты растянулись на несколько дней. Разгонять людей пришлось силовикам, хотя массовых задержаний удалось избежать.
Как отмечают политологи, причины недовольства отчасти кроются в серьезном межэлитном конфликте, который развернулся в Бурятии.
«Губернатор Цыденов пытается переформатировать местные элиты, равноудалить политические кланы от финансовых потоков. Это устраивает далеко не всех. Поэтому, собственно говоря, недовольство в республике активно подогревают», – рассказал политолог Илдус Ярулин.
Костер недовольства все еще тлеет, разгорится ли он вновь – зависит от действий местных властей.
«Сейчас для Бурятии характерен ряд проблем, общий для многих регионов. Во многом это последствия общей экономической ситуации в стране: налогов и ограничений становится все больше, и жителям небогатых регионов становится сложнее жить. Если эти проблемы никто не решает, протестный потенциал растет очень быстро», – рассказал «ФедералПресс» Даниил Ермилов.
ЕАО: надежда на лучшее
Еврейская автономная область находится на самом краешке «красной зоны» – и, вероятнее всего, скоро попадет в «желтую». Это связано, прежде всего, с тотальной перезагрузкой региона: в декабре в отставку ушел губернатор Александр Левинталь, а с ним и все правительство. Новый глава ЕАО, Ростислав Гольдштейн, привез с собой горы денег. Речь идет о том, что региону могут выделить целый миллиард для решения вопросов с долгами. Впрочем, радоваться раньше срока явно не стоит: в Еврейской автономной области по-прежнему все очень плохо. Экономика региона лежит на дне, и чтобы ее восстановить, нужны титанические усилия.
«Реанимировать экономику ЕАО очень трудно, если вообще реально. Но федеральный центр, судя по всему, решил основательно взяться за это дело. Сейчас в область будут вкладывать большие деньги. Самое важное здесь – найти опытные кадры, которые смогут ими грамотно распорядиться», – считает политолог Андрей Кудисов.
Характерно, что в политическом плане в автономии все спокойно. Во всяком случае, на первый взгляд – ни протестов, ничего. Однако такая видимость обманчива: в следующем году будут выборы губернатора, и люди вполне могут прийти на них с фигой в кармане. Благо, под боком Хабаровский край, где есть успешный опыт протестного голосования.
«В Еврейской автономной области, в отличие от многих других регионов, у населения претензии не к абстрактным региональным властям – а к конкретным чиновникам. Здесь недовольство очень персонализировано. Кроме того, какой-то мощной оппозиционной силы в ЕАО нет. Однако это не значит, что людей все устраивает и они готовы терпеть», – рассказал политолог Илдус Ярулин.
«Желтая» зона
Камчатка: в ожидании взрыва
Камчатский край – еще одна тлеющая точка на политической карте Дальнего Востока. Местный губернатор Владимир Илюхин уже не первый месяц является претендентом на досрочную отставку. Рейтинги главы региона падают – несмотря на относительно неплохие результаты работы. В июне этого года Камчатский край, например, вошел в топ-30 «Национального рейтинга состояния инвестиционного климата». Однако губернатор досиживает свой второй срок, а действительно серьезных изменений в регионе за это время не произошло. Все это привело к росту недовольства людей: в сентябре в Петропавловске-Камчатском даже прошел митинг с требованием отставки Илюхина.
«Камчатка бурлит. Причины недовольства, в общем-то, такие же, как и везде: падение уровня жизни, отсутствие позитивных изменений в экономике. Высокие цены, отдаленность, низкий уровень обеспеченности инфраструктурой, постоянный отток населения – эти проблемы не решены. В итоге все больше очков набирает системная оппозиция. Это ставит и Илюхина, и «Единую Россию» в сложное положение», – рассказал «ФедералПресс» Илдус Ярулин.
Однако главные претензии камчадалов к Илюхину лежат в несколько иной плоскости. Владимир Илюхин не умеет выстраивать хорошую коммуникация с обществом и СМИ, и это неизбежно выходит ему боком. Самое серьезное пятно на его репутации – повышение пенсии камчатским чиновникам до 150 тысяч рублей. При этом Илюхин является ярым сторонником повышения пенсионного возраста. Губернатор, в отличие от коллег, не выразил землякам даже дежурного сочувствия: мол, это непростое, но нужное решение, его надо понять и принять. В совокупности это стало поводом для возмущения людей и причиной массовых протестов. Отмыться от этой истории у губернатора не получилось до сих пор. На этом охотно играет камчатская оппозиция. Так что ничего удивительного, что в этом году местные сильно ужесточили местное законодательство о митингах.
«На Камчатке происходит банальное замалчивание проблем. Владимир Илюхин отрицает серьезные протестные настроения. Местные СМИ во многом подконтрольны властям, и создают позитивную информационную повестку. Но это работает до тех пор, пока ситуацию удается держать в руках. В случае любого провала протесты вспыхнут моментально», – считает Даниил Ермилов.
Магадан: Сергей Носов – чужой среди своих
По сравнению с другими «желтыми» регионами Магаданская область смотрится довольно неплохо. Во всяком случае, на первый взгляд. Сильного кризиса там нет, более того, правительство активно занимается развитием экономики. Понятно, что проблем в регионе хватает, но где их нет? Картину портит разгорающийся межэлитный конфликт, который со временем проявляется все сильнее.
«Губернатор Сергей Носов – «варяг», и за прошедшее время он не смог стать своим для региональных элит. Он работает не так, как привыкли в регионе, у него иные методы – и компромиссов он искать не желает. Это порождает серьезное непонимание», – рассказал Андрей Кудисов.
Все это приводит к нарастанию напряжения в регионе – и появлении желающих «раскачать лодку». Что гораздо серьезнее, внутриполитический конфликт мешает нормальной работе властей. Например, летом мэр Магадана Юрий Гришан высказал открытые претензии к работе областных чиновников – в частности, министерства финансов. Как отмечают эксперты, если эту проблему пришлось выносить в общественное пространство, значит, градоначальник просто не видел другого выхода.
«Конечно, Сергей Носов прикладывает значительные усилия по развитию региона. Он пользуется поддержкой федерального центра. Однако в регионе есть масса проблем, в том числе с опытными кадрами. Качество управления там хромает, и потому многие вопросы решаются с трудом», – считает Даниил Ермилов.
Если ситуацию не получится изменить, обстановка на Колыме будет накаляться все сильнее – и результат этого процесса предсказать невозможно.
Забайкалье: отсутствие реальных дел
Забайкальский край не так давно входил в число наиболее депрессивных регионов ДФО. Ситуация начала меняться с приходом нового руководителя, Александра Осипова. Бывший замминистра по развитию Дальнего Востока пользовался огромной поддержкой и центра, и местных элит. Политологи единогласно называли его компромиссной фигурой. В Забайкалье начали вливать деньги. Кремль проявил к региону невиданное доселе внимание, и это дало результат. Осенью Осипов выиграл выборы губернатора с рекордным результатом 89,6 %. Дело не только в деньгах: новый глава пришелся по душе забайкальцам. Именно с Осиповым связывают модное понятие «новой искренности»: глава региона то расплачется на пресс-конференции, то пылинку с какой-нибудь бабушки отряхнет.
Впрочем, для того, чтобы стать хорошим губернатором, недостаточно быть хорошим человеком. За год Осипов пока не много что предложил в повестку реальных дел, однако, нельзя исключать вероятность, того, что глава региона из тех, кто долго запрягает, но быстро едет. Да и один год – не такой большой период, по которому можно судить, однако, это может быть тревожным звоночком: чтобы поднять экономику Забайкалья, нужно приложить массу усилий, нужны реформы.
«В Забайкалье сохраняются очаги недовольства. С одной стороны, народ немного спустил пар – появился новый популярный губернатор, в край потекли деньги. Но уже сейчас видно, что ощутимых результатов от деятельности Осипова и его команды нет. Это означает, что в будущем власти могут столкнуться с проблемами», – считает Даниил Ермилов.
Дальнейшее развитие событий целиком зависит от действий губернатора и от его реакции на возможные вспышки недовольства. Если таковые будут, естественно.
«Зеленая» зона
Чукотка: этот незаметный Север
Как говорил один древнекитайский мудрец, лучший правитель – тот, о котором народ знает лишь то, что он существует. В случае с губернатором Чукотки Романом Копиным это утверждение работает на все сто. Чукотка – один из наиболее стабильных регионов ДФО. Жизнь в регионе, конечно, непростая, но не чересчур. Самое главное – там совершенно спокойно: за прошедший год регион не отметился никакими крупными скандалами.
«Роман Копин занимает свой пост больше одиннадцати лет, он по-прежнему пользуется популярностью в регионе. Он весьма продуктивно работает, Чукотка понемногу развивается несмотря на довольно ограниченные возможности», – рассказал политолог Илдус Ярулин.
Он отметил, что благодаря успешной работе Копина на Чукотке сохраняются высокие рейтинги «Единой России»: губернатор является выходцем именно из этой партии. Так что для федеральных властей автономный округ является одним из самых безопасных в политическом плане.
Амурская область: игра на контрасте
Этот регион является одним из наиболее динамично развивающихся на Дальнем Востоке. Если не считать проблем на космодроме «Восточный», поводов для какого-то серьезного недовольства в Амурской области немного. К региону приковано пристальное внимание федерального центра (опять же из-за «Восточного», прим.ред.), а потому серьезных проблем с финансированием там нет.
Кроме того, важную роль играет контраст. Регион граничит с ЕАО и Хабаровским краем, пребывающих в глубоком кризисе. Губернатор Василий Орлов за прошедший год ничуть не растерял рейтинг – сейчас уровень его поддержки находится в районе 80 %.
«На руку Орлову играет его стиль. Он, в отличие от многих коллег, не делает большого упора на медийное освещение своей работы. Орлов зачастую делает хорошие дела тихо, аккуратно, дозированно транслируя информацию о заслугах правительства. Такой подход оказался на удивление эффективен, он нравится людям», – отметил Андрей Кудисов.
В то же время, в регионе, как и во всем ДФО, ощущается серьезное недовольство людей. Кризис, как-никак. Как отметил Андрей Кудисов, в регионе протест безадресный – грубо говоря, людям просто все надоело. Это опасная ситуация, потому что она является идеальной почвой для возникновения протеста. Властям региона нужно вести себя очень осторожно, так как любая ошибка чревата серьезными последствиями. Пока чиновники с этим успешно справляются – 2019 год область заканчивает в «зеленой» зоне.
Якутия: мосты решают все
Ситуация в Якутии более чем хорошая. Прежде всего, регион устойчив в политическом плане –губернатор Айсен Николаев пользуется огромным авторитетом даже у оппонентов. 2019 год республика заканчивает на мажорной ноте: в этом году окончательно одобрили проект моста через Лену. Переправа, которую якутяне ждали с советских времен, будет связана, в том числе, с именем Николаева. Именно его команда за год смогла окончательно доработать и подготовить всю проектную документацию. Как отмечают политологи, это позволит губернатору не переживать за рейтинги до конца срока. Шутка ли: только на обустройство инфраструктуры моста из федерального бюджета выделят 150 миллиардов рублей.
«Такие проекты, как Ленский мост, имеют и политическое значение. Как минимум, они показывают, что власти способны реализовывать сложные проекты. Опять же, это привлекает в регион инвестиции, и так далее. Так что пока можно однозначно сказать: со своей работой Айсен Николаев справляется», – отметил Илдус Ярулин.
Политолог отметил, что республиканские власти пока не смогли выстроить хорошее взаимодействие с местными СМИ. Работа в этом поле необходима: она позволит минимизировать риски в случае какого-нибудь провала. Даже если их пока не предвидится.
Сахалин: успешная ставка
Сейчас Сахалинская область – один из наиболее динамично развивающихся регионов Дальнего Востока. Пришедший в конце 2018 губернатор Валерий Лимаренко развернул бурную деятельность буквально по всем фронтам, от медицины до инвестиционной привлекательности. Во многом это была необходимость: на кону были выборы, и на них нужно было идти с каким-то багажом. Лимаренко – «варяг», а на Сахалине этот факт всегда играет против кандидата. Набирать политические очки глава региона решил через конкретные дела – и эта ставка сработала.
«Валерий Лимаренко стал одним из лидеров в части региональных практик. Здесь и отмена транспортного налога для сахалинцев, и многие другие решения. Сыграло роль то, что Лимаренко пришел во власть из бизнеса. У него нет стереотипного чиновничьего мышления, и многие проблемы он решает довольно неожиданными методами. Хороший пример – передача трассы Оха – Южно-Сахалинск в федеральную собственность», – рассказал эксперт.
Список планов у островных властей довольно приличный: строительство медицинского кластера, расширение воздушной транспортной сети, масштабное жилищное строительство. Общую картину портят проблемы на политическом поле. Окончательно «своим» для местных элит Лимаренко пока не стал.
Хорошей иллюстрацией является недавний демарш властей Холмска. В начале декабря Лимаренко отправил в отставку местного мэра из-за неудовлетворительной работы. За градоначальника вступились депутаты: мол, Валерий Игоревич, так нельзя, это нарушает закон. Серьезных последствий у этой истории, конечно, не будет, однако она наглядно показывает, что главе региона предстоит серьезная работа по выстраиванию диалога с местными властями.
Приморье: задел на будущее
Главный регион Дальневосточного федерального округа за этот год только укрепил свои позиции. Благодаря усилиям как местных, так и федеральных властей Приморье получило серьезный импульс для развития.
«После сложного 2018 года в Приморье воцарилась стабильность. Финансирование из федерального бюджета, ряд уступок, сделанных региону, хорошая работа губернатора – все это внесло свою лепту. Губернатору Олегу Кожемяко удалось довольно быстро решить ряд важных проблем региона, и тем самым снять общественное напряжение», – рассказал политолог Павел Наливайко.
Эксперт отметил, что в течение своего первого года правления глава региона не отошел от предвыборных обещаний. Понятное дело, что все проблемы нельзя решить по щелчку пальцев – но работа идет.
«Объективно, до 2018 года Приморский край пребывал в стагнации. Политическая нестабильность, экономика, скатывающаяся в кризис. Олегу Кожемяко удалось изменить тренд в очень сжатые сроки, привлечь в край деньги. По сути, он заложил основу для развития региона на годы вперед», – считает политолог Петр Ханас.
При этом протестные настроения в регионе по-прежнему ощутимы – они то и дело проявляются на местном уровне. В крае наблюдается определенный раскол элит. Из-за этого, например, сейчас буксует административная реформа, затеянная краевиками. Однако общая ситуация в регионе довольно неплоха.
Фото:ФедералПресс\Елена Майорова, Елена Мицих,khabkrai.ru,kremlin.ru, 49gov.ru,kamgov.ru,sakhalin.gov.ru