В Республике Алтай появилось министерство цифрового развития. Власти поставили перед новой структурой амбициозные задачи по внедрению на территории новых технологий. Подобные ведомства создавались и в соседних сибирских регионах, но не всегда их результативность оказывалась очевидной. Какие цели у цифрового министерства, каков опыт работы аналогичных органов на других территориях и готов ли IT-бизнес к взаимодействию – в материале «ФедералПресс».
В структуре правительства Республики Алтай в декабре создано министерство цифрового развития. Согласно официальному сообщению, в его функции войдет осуществление государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере информатизации, телекоммуникаций и связи. Структура получит и полномочия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и даже по региональному строительному и жилищному надзору и по обеспечению сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.
«Интернет в каждом уголке России – это важный шаг на пути цифровизации»
Исполняющим обязанности министра назначен Николай Степанов. В таком статусе он будет находиться до согласования с федеральными органами государственной власти. По официальной информации, до прихода в республиканское правительство Степанов 25 лет проработал в коммерческих структурах, в основном в строительной отрасли. Кроме того, был участником открытого конкурса по отбору управленческих кадров «Команда развития Республики Алтай».
«Цифровое развитие – это всепроникающий процесс. Задача министерства – быть в тренде и вывести республику на новый уровень. Приложим все усилия для того, чтобы этот процесс максимально внедрился в нашу работу. Министерство также будет заниматься строительным надзором и градостроительной деятельностью. Есть четкое понимание, как навести порядок в сфере капитального строительства, чтобы в республике все объекты вводились вовремя и строились качественно», – прокомментировал и. о. министра.
Из средних в старшие
Как рассказали «ФедералПресс» в правительстве Республики Алтай, уровень цифрового развития республики сегодня оценивается как средний, и «в целом есть потенциал для внедрения цифровых сервисов».
На Алтае уже действует региональный проект «Информационная инфраструктура», в рамках которого был обеспечен доступ к высокоскоростному интернету для 30 школ, 33 ФАПов, пяти пожарных постов и двух сельских администраций. Другие региональные программы, которые предстоит курировать будущему министерству, – «Информационная безопасность», «Кадры для цифровой экономики», «Цифровое государственное управление», «Цифровые технологии». Для обеспечения доступа к современным телекоммуникационным услугам связи в малочисленных и труднодоступных населенных пунктах запущен проект по развертыванию объединенной спутниковой сети, что, как утверждается, позволит сэкономить время и финансовые затраты в сравнении с вариантами прокладывания волоконно-оптических линий или постройки базовых станций.
«На 2020 год намечено развитие межведомственного электронного документооборота, внедрение системы электронных опросов «Активный гражданин» и других цифровых сервисов», – добавили в республиканском правительстве.
Без возражений
Решение о создании новой структуры было поддержано и республиканским законодательным органом – Государственным советом Эл Курултай. Как рассказал депутат Еликпай Аманчин, решение было принято единогласно.
«Мы исходим из того, что весь мир двигается в этом направлении, и крайне важная задача для республики – как минимум не отстать в этом процессе. Развитие электронного документооборота, сервиса госуслуг, появление аналогов таких столичных проектов, как «Активный гражданин» или «Умный город», было бы очень желательным, это должно способствовать не только бытовому комфорту граждан, но и ускорению и автоматизации процессов в регионе, в конечном итоге – экономическому росту. Мы очень рассчитываем, что создание профильного министерства приведет именно к таким результатам, и в этом плане создание оргструктуры и дополнительных штатных единиц в правительстве является экономически оправданным», – поделился ожиданиями парламентарий.
Оно того стоило?
Республика Алтай – не первый регион, где создано министерство цифрового развития. Аналогичные структуры сегодня существуют в администрациях Алтайского и Красноярского краев, Новосибирской и Омской областях и Республике Хакасия (хотя в некоторых случаях они формировались за счет расширения функций ранее действовавших министерств связи).
Депутат Законодательного собрания Красноярского края Павел Семизоров считает, что дать оценку целесообразности создания такой структуры в регионе, существующей с октября 2018 года, все еще затруднительно.
«Создание цифрового профиля позволит эффективно и безопасно управлять данными»
«Решение о создании министерства принималось исходя из того, что в связи с Универсиадой в регион должно было прийти большое количество цифровой техники, которая затем останется нам в качестве наследия. Необходима была структура, которая бы управляла всем этим массивом во время игр, а затем бы грамотно распорядилась им для развития в регионе современных технологий в плане обслуживания населения, электронного документооборота, электронного правительства и т. д. Понятно, что существовавшее до того профильное агентство ни по своему статусу, ни по функционалу, ни по количеству штатных единиц справиться с такой задачей не могло. Поэтому целесообразность создания министерства была на тот момент очевидной. Но очевидно и то, что поставленные задачи в полном объеме на сегодняшний день не выполнены. Считаю, депутатам стоит в ближайшее время пригласить представителей министерства, заслушать доклад и задать вопросы о том, что на сегодняшний день происходит в сфере цифровизации в крае и над какими процессами министерство сейчас работает», – рассуждает парламентарий.
Бизнес оценит
Руководитель макрорегиона Сибирь IT-компании «Первый бит» Евгений Шустов называет создание профильных министерств хорошим знаком – для бизнеса это подтверждение намерений власти серьезно двигаться в направлении автоматизации и цифровизации.
«Задачи министерства – реализовывать национальные проекты, целевые федеральные программы и локальные региональные активности. В частности, речь идет о национальном проекте «Цифровая экономика». Возможностей возникает масса – прежде всего, это сама суть. За счет консолидации политик добычи, транспортировки, хранения и интерпретации данных появляется реальная возможность повысить эффективность бизнеса и качества жизни на территории. Конечный результат – создание дополнительной стоимости внутреннего продукта субъекта РФ. И не за счет угля и леса, а за счет данных и переборки подхода к управлению. Это и есть цифровизация – смена бизнес-модели и модели общественных устоев, основанная на данных», – отметил он.
Шустов добавил, что для эффективной работы создаваемым министерствам необходимо будет наладить постоянный диалог с профессиональным и экспертным сообществом, общественными организациями, вузами и ссузами, наукой и бизнесом.
Фото: altai-republic.ru