Top.Mail.Ru
Политика
Республика Хакасия
1

Скандальные надбавки. Почему в Хакасии заговорили о деградации власти

Верховный совет Хакасии
Верховный совет проголосовал за скандальный закон вслепую.

В Хакасии – громкий политический скандал. Спикер верховного совета республики Владимир Штыгашев фактически обвинил администрацию главы региона в подлоге текста закона, за который голосовали депутаты, и публично назвал сотрудников администрации мошенниками. Поводом для столь резкого заявления стала информация о том, что депутаты ВС Хакасии в декабре 2019 года проголосовали за один текст закона, а глава республики в итоге подписал другой текст, который оказался длиннее на целую страницу. Дело пахнет парламентским кризисом, громкими отставками и, возможно, уголовным делом. О чем идет речь и почему подобное могло произойти, разбирался «ФедералПресс».

Хроника скандала

11 декабря 2019 года Верховный совет Хакасии принял закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РХ в сфере государственного управления». Примечательно, что законопроект на рассмотрение ВС внес не глава Хакасии Валентин Коновалов, а его первый заместитель Сергей Миронов. Закон приняли в спокойной обстановке, никаких дискуссий в республиканском парламенте он не вызвал.

Но скандал вспыхнул в прессе. В республиканских и федеральных СМИ появились публикации о том, что новый закон позволяет выплачивать 70-процентные надбавки к зарплате тем госслужащим, у которых имеется юридическое образование. Фактически – и главе республики Валентину Коновалову, и его первому заместителю Сергею Миронову, и спикеру верховного совета Владимиру Штыгашеву, и главе хакасского минфина Ирине Войновой. Впрочем, шум в прессе тогда никаких последствий не вызвал.

19 декабря закон вступил в силу. Его подписал глава Хакасии Валентин Коновалов.

24 декабря власти отреагировали на ранее появившиеся критические публикации. На сайтах лояльных к администрации Коновалова СМИ – газеты «Хакасия» и телекомпании РТС – было размещено сообщение пресс-службы правительства (на официальном сайте его нет). В сообщении говорилось, что надбавка предусмотрена для рядовых специалистов, которые занимаются юридической экспертизой важных документов. Также утверждалось, что реальный размер надбавок составит от 3 до 8 тысяч рублей в месяц. Кроме того, подобные надбавки для юристов были введены в других регионах еще в 2002 году.

В ответ на это заявление хакасские СМИ парировали: в опубликованном тексте закона нигде не сказано, что надбавку, якобы предусмотренную для рядовых сотрудников, не могут получать и руководители высокого ранга. И закономерно поинтересовались: какой должна быть заработная плата у специалиста, если ему прибавляют 70 % надбавки, которая в рублях составляет три тысячи? Получается, что высококвалифицированные юристы в аппарате хакасского правительства получают 4200 рублей. И в конце концов, почему эти надбавки вводят сейчас – в разгар тяжелейшего финансового кризиса в республике? Вопросы остались без ответа.

Но главный факт остался за занавесом. 25 декабря руководитель регионального исполкома Общероссийского народного фронта Евгений Мамаев письменно обратился к прокурору Хакасии Александру Кондратьеву с основным аргументом: депутаты верховного совета проголосовали за один текст закона, а глава республики Коновалов подписал другой, который был длиннее на целую страницу. «Внесенный законопроект представлен на четырех страницах, тогда как опубликованный закон – на пяти страницах. Отличаются и названия документов. Также текст законопроекта не содержит приведенного выше положения о надбавке в 70 %. По сообщениям депутатов верховного совета, им не представлялись поправки, которые могли бы объяснить значительное расхождение в текстах внесенного законопроекта и опубликованного закона», – написал активист, обращая внимание надзорных органов на подмену документов.

Главный прокурор Хакасии отреагировал на обращение на следующий день и внес протест на принятый закон. Бомба взорвалась после новогодних праздников, 13 января, когда на заседании президиума Верховного совета Хакасии председатель комитета по конституционному законодательству Светлана Могилина предложила удовлетворить протест прокурора и исключить из текста закона слова о надбавке для юристов. Председатель Верховного совета Хакасии Владимир Штыгашев согласился с предложением и затем публично признал, что в декабре депутаты голосовали за один текст закона, а принят был другой. «Закон был принят с нарушением всех регламентных норм. Никто с ним не знакомился. По сути верховный совет проголосовал вслепую. Пятно на весь верховный совет и на все правительство падает с этим законом. Так у нас все и делается тихой сапой. Что ни правительство, что ни замена, то у нас обязательно пакость какую-нибудь придумывают. Сейчас новая администрация, которой вроде бы и нет, но мошенники там сидят опять», – прокомментировал Владимир Штыгашев.

Он напомнил, что сейчас в Хакасии осуществляется казначейское сопровождение. «Мы никакие дополнительные расходы не можем без разрешения Минфина Российской Федерации осуществлять», – добавил он, пояснив, что на следующей сессии ВС, 29 января, этот вопрос будет рассмотрен в обязательном порядке.

Заявление председателя верховного совета не прошло мимо, и на республиканское правительство обрушился шквал критики с упоминанием о преступлении, предусмотренном ст. 292 УК РФ («Служебный подлог»). Самое суровое наказание по статье – 4 года заключения.

Кризис власти

Нашумевшая история с подлогом документов заставила ряд экспертов серьезно задуматься о компетентности как верховного совета республики, так и самого правительства Хакасии. Директор по связям с общественностью издания «Пульс Хакасии» (именно данное интернет-издание обратило внимание на непонятные коллизии с принятием странного правового документа) Александр Мяхар считает, что сама по себе ситуация дает почву для мыслей о роспуске парламента. «То, что спикер парламента и руководитель самой большой по численности фракции не могут проконтролировать регламентные нормы, говорит либо о халатности, либо о профессиональной несостоятельности. Но, учитывая опыт работы в законодательной системе обеих персон, в это верится с трудом», – считает эксперт.

С другой стороны, эта ситуация – в чистом виде подлог со стороны исполнительной власти, на что и обратили внимание прокурора. «Я лично общался с несколькими депутатами. Они меня заверили, что на сессии 11 декабря 2019 года не было внесений никаких изменений в части надбавки 70 % для юристов. Если это подлог, то речь идет уже об уголовной ответственности», – добавляет Александр Мяхар.

Но кто мог это совершить, остается или останется за ширмой. Не менее радикально оценивает сложившуюся ситуацию и политолог Виктор Потуремский. Не давая каких-либо правовых оценок, он указывает на факт жесточайшего кризиса власти. «Давать оценку сейчас я бы не спешил – пусть этим занимаются правоохранительные органы. Но если все это действительно так, то это очень серьезное нарушение. И я бы его интерпретировал в ключе той ситуации, которая складывается с властью в республике. Затянувшийся политический кризис приводит, простите за такую оценку, к деградации властных институтов. В нормально работающих органах власти такие ситуации исключены», – говорит политолог.

Фото: Верховный совет Хакасии.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.