Министр науки Валерий Фальков стал одним из самых неожиданных членов нового правительства. Бывшему ректору Тюменского университета придется использовать свои навыки и ресурсы, чтобы завершить проект «5-100» и вывести российские вузы из стагнации на новый уровень. Не исключено, что кадровые изменения затронут и главного конкурента ТюмГУ на Урале – Уральский федеральный университет. Сохранит ли пост ректора УрФУ Виктор Кокшаров или стоит рассматривать иного кандидата, который придет ему на смену? Подробности – в материале «ФедералПресс».
Политическое неравновесие
Назначение ректора ТюмГУ Валерия Фалькова министром науки РФ произошло за считанные месяцы до истечения срока полномочий ректора Уральского федерального университета Виктора Кокшарова. Оба высших образовательных учреждения входят в число крупнейших на Урале и участвуют в национальном проекте «5-100», целью которого является попадание пяти российских вузов в сотню лучших в мире к 2020 году. Проект является государственной инициативой и был запущен в 2012 году, а стоимость его реализации весьма внушительна – 10 млрд рублей в год, или 80 млрд в целом. Впрочем, результаты пока неутешительны: ни один из вузов – участников масштабного замысла до сих пор не попал в сотню лучших альма-матер мира.
Что касается ТюмГУ и УрФУ, то формально оба университета продемонстрировали заметный прогресс. К примеру, в рейтинге вузов «развивающейся Европы и Центральной Азии» от британской QS (Международный рейтинг лучших университетов мира) УрФУ с 2017 года поднялся с 54-го на 35-е место. В свою очередь, тюменский госуниверситет в 2018 году оказался в этом рейтинге впервые и находится сейчас в начале третьей сотни. При таком значительном отрыве друг от друга двух уральских вузов примечателен тот факт, что федеральным министром науки назначили именно тюменца Валерия Фалькова, а не Виктора Кокшарова с более значительным политическим опытом за плечами. Последний возглавлял в свое время правительство Свердловской области, тогда как первый не поднимался выше уровня депутата Тюменской областной думы.
Необходимо понимать, что Тюмень считается вотчиной московского градоначальника Сергея Собянина, которому удалось провести в правительство сразу нескольких своих ставленников. «Сложно сказать, как избирался Фальков, аппаратные пути всегда недостаточно ясны. Можно видеть здесь собянинскую ветвь или еще какую-то. На мой взгляд, кандидатура Кокшарова вряд ли рассматривалась. Не думаю, что и ему сильно хочется быть министром, учитывая, что все его усилия были направлены на самосохранение. Я не вижу у Кокшарова каких-то федеральных амбиций», – прокомментировал корреспонденту «ФедералПресс» директор Центра европейско-азиатских исследований Андрей Русаков.
Наследие Фалькова
Нельзя исключать, что при назначении нового главы Минобра учитывались не только формальные показатели, наверняка рассматривалась и судьба вузов в целом. К примеру, ТюмГУ всегда считался рядовым университетом, и даже сравнительно небольшая международная известность стала серьезным достижением Валерия Фалькова. Его главный козырь – структурное подразделение университета и в целом визитная карточка тюменского вуза – Школа перспективных исследований. Это своего рода переосмысление высшего образования и новая модель бакалавриата, куда приглашены ведущие российские и зарубежные специалисты-преподаватели. Они ведут занятия в Тюмени на постоянной основе, в то время как иностранцы, сотрудничающие с УрФУ, как правило, появляются в Екатеринбурге лишь время от времени. В этом случае Валерий Фальков сделал ставку на гуманитарные и междисциплинарные исследования.
В то же время вызвало споры строительство нового общежития в логе реки Тюменки, которое должно было обойтись в 4 млрд рублей. Проект вызвал недовольство общественников, которые требовали защитить природный объект и обвиняли руководство ТюмГУ в давлении на студентов. В результате подготовка к строительству была заморожена.
Наследие Кокшарова
Мощный потенциал Уральского федерального университета заключается в объединении двух сильных региональных вузов – УрГУ им. Горького и УГТУ-УПИ с упором на развитие технических и естественных наук. Но многие до сих пор отмечают нецелесообразность этого слияния. «Объединение двух мощнейших университетов было ошибкой. В том, что касается гуманитарных наук, в области политологии, философии, социологии я не вижу каких-то новых научных школ, которые бы появились в последнее время. Есть хорошее движение у филологов, а в тех науках, которые мне близки, серьезных подвижек нет», – посетовал в разговоре с корреспондентом «ФедералПресс» кандидат философских наук, политолог Константин Киселев. К слову, в списке студентов, которых Кокшаров направил на встречу с президентом РФ Владимиром Путиным в прошлом году, гуманитарии составляли незначительное меньшинство.
С другой стороны, у преподавателей свердловского вуза имеются вопросы, связанные с организацией труда и уровнем зарплаты. Они недовольны и тем, что договоры с ними заключаются только на два года, а не на пять лет. Наконец, рядовых преподавателей не устраивает гигантский бюрократический аппарат, окружающий Кокшарова. «У нас одних первых проректоров три штуки. Наверное, это не есть хорошо. Разрастание высшего руководства – дело достаточно обременительное для организации с точки зрения финансов, не говоря уже об управляемости», – рассказал «ФедералПресс» председатель административного профкома Дмитрий Трынов.
Одна из причин разрастания аппарата – назначение на высокие должности ставленников «нужных людей». Так, одним из замов первого проректора устроен сын бывшего замначальника УФСБ по Свердловской области, выходец из УГМК Константин Половнев, а гуманитарным институтом руководит супруга генерала-контрразведчика Эльвира Сыманюк. Замом проректора по международным связям трудится бывший замглавы администрации Екатеринбурга Сергей Тушин, некогда правая рука бывшего первого вице-губернатора Владимира Тунгусова, а философский факультет недавно возглавила Юлия Бурбулис, племянница идеолога «ельцинской семьи» Геннадия Бурбулиса.
Тем не менее Кокшарову удается избежать таких крупных скандалов, какими сопровождалась работа бывшего ректора УГГУ Николая Косарева или действующего главы УрГЭУ Якова Силина. При Кокшарове УрФУ реализовал несколько крупных проектов: построено новое общежитие во Втузгородке, оснащен центр химико-фармацевтических технологий, тесно взаимодействующий с заводом «Медсинтез» депутата Госдумы Александра Петрова. В прошлом году было объявлено, что УрФУ станет опорным вузом научно-образовательного центра для Свердловской, Челябинской и Курганской областей.
Место ректора УрФУ
В апреле у Кокшарова истекает очередной контракт. Если ему удастся сохранить пост, именно он будет курировать строительство нового кампуса в Новокольцовском к Универсиаде-2023. У Кокшарова уже налажены связи с председателем наблюдательного совета вуза, владельцем группы «Синара» Дмитрием Пумпянским, который, как ожидается, будет основным подрядчиком строительства. Неудивительно, что наблюдательный совет еще в прошлом году поддержал переназначение Кокшарова. Окончательное решение будет принимать уже новое правительство.
Несмотря на существующие проблемы и перекосы, политологи не ждут скорой отставки ректора в связи с назначением нового министра образования и науки. «Я не вижу кандидатуры, которая однозначно лоббировалась бы какими-либо силами на место Кокшарова, не замечаю каких-то усилий со стороны акторов», – говорит Киселев.
«У Кокшарова достаточно сильные позиции, у него очень хорошее взаимодействие и с Минобром, и с силовыми структурами. Одно время он рассматривался на должность губернатора наравне с Мишариным. Позиции ректоров федеральных университетов зависят скорее от коллективного мнения правительства, а не от отдельного министра образования. Их не так много, и они все хорошо известны. Кокшаров не хуже и не лучше других, я бы не стал говорить, что назначение министра отразится на его дальнейшей карьере», – заявил корреспонденту «ФедералПресс» политолог Александр Пирогов. По его мнению, дальнейшая судьба ректора будет зависеть от того, как он проявит свои организационные способности в ходе подготовки к Универсиаде.
Сам Кокшаров положительно оценил назначение Фалькова. «Мы с ним частенько взаимодействовали, тем более что в Тюменском университете есть очень интересные начинания в том, что касается и онлайн-образования, и применения цифровых методов. Мы друг у друга учились. Кроме того, они сделали интересный гринфилд – Школу перспективных исследований, мы ее тоже смотрели. Человек из университетской среды, который имеет очень весомый опыт управления институтом, знает все проблемы университетского образования. Думаю, все будет хорошо», – заявил ректор корреспонденту «ФедералПресс».
Член совета при Миннауки, бывший руководитель Рособрнадзора Виктор Болотов в беседе с корреспондентом «ФедералПресс» спрогнозировал, что Фальков не будет менять ректоров «в пожарном порядке». Тем не менее новый министр будет обращать больше внимания на наличие программы развития университета у кандидатов в ректоры, считает Болотов. Именно в таких документах будет прописан гуманитарный либо естественнонаучный уклон конкретного вуза, говорит он. «Я думаю, что будет баланс между всеми отраслями научного знания», – резюмирует Болотов.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева