Top.Mail.Ru
Политика
Свердловская область
0

«Справится не каждый». Средний Урал ожидает от нового министра холодный душ для олигархов

От Дениса Мамонтова хотят серьезных изменений
От Дениса Мамонтова хотят серьезных изменений

Министром экономики Свердловской области назначен выходец из Югры Денис Мамонтов. Пост оставался вакантным больше года после ухода Александра Ковальчика – первого и единственного министра экономики Среднего Урала, получившего кресло в результате конкурса. О том, чем известен Денис Мамонтов, почему власти вернулись к традиционной схеме назначения и с чем предстоит столкнуться новому министру, – в материале «ФедералПресс».

«Был ключевой рабочей лошадкой»

Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев назначил министром экономики Дениса Мамонтова. Решение привлекло внимание по нескольким причинам: во-первых, министерство более года не имело постоянного руководителя, во-вторых, Мамонтов никогда не работал в Свердловской области.

Новому министру сорок два года, он родился в Ханты-Мансийске и учился в Тюмени. Свою карьеру он начинал в правительстве Югры. «Я завидую вашему региону, губернатор принял правильное управленческое решение. Мамонтов – человек для региона новый, но с потрясающим управленческим потенциалом. Когда Мамонтов пришел на работу в департамент экономического развития, мы занимались проблемой задолженности компаний нефтяного сектора перед бюджетом, и у нас получилось справиться. Практически по всем крупнейшим налогоплательщикам мы достойно вышли из ситуации, и Мамонтов в проекте был ключевой рабочей лошадкой. С удовольствием вспоминаю это время», – рассказал корреспонденту «ФедералПресс» депутат Госдумы от ЛДПР Евгений Марков, который в те времена был замом директора департамента. В дальнейшем Марков и Мамонтов неоднократно оказывались соратниками.

Оба чиновника пользовались покровительством первого зампреда окружного правительства Олега Чемезова. После его переезда в Тюмень Мамонтов остался в Югре и стал помощником нового вице-премьера по экономике Виктора Беца, а Марков руководил комбинатом «Красный Октябрь» и фирмой «Карсикко Лес». Бенефициаром обоих предприятий в СМИ назывался Чемезов, хотя он никогда не признавал себя их владельцем.

В 2007 году Мамонтов и Марков получили должности в Советском районе, который тогда возглавил Сергей Удинцев, ныне находящийся под судом за растрату и превышение должностных полномочий. Удинцева СМИ неоднократно называли ставленником Чемезова, который будто бы имел отношение к работающим в Советском фирмам «Карсикко Лес» и «Карсикко Трейд». Марков стал первым вице-мэром, а Мамонтов – первым замом главы администрации. Впрочем, Марков вскоре уехал, зато Мамонтов проработал в Советском пять лет.

«Хороший, грамотный специалист, очень перспективный. Человек принимает быстрые и правильные решения. По крайней мере, пока он был у нас в Советском районе, хорошо двигалась работа и по строительству, и по благоустройству, и по многим другим направлениям», – рассказал корреспонденту «ФедералПресс» председатель регионального отделения «Центра противодействия коррупции» Андрей Бабиков.

В 2012 году будущий министр даже участвовал в конкурсе на пост сити-менеджера, но в итоге предпочел Тюмень, где стал директором областного департамента лесного комплекса. Там он вновь столкнулся с Марковым, который уже руководил «Карсикко Трейд» и возглавлял региональную ассоциацию лесозаготовителей и деревообработчиков. «Он отвечал за развитие лесной отрасли в регионе, пересечений было очень много», – подтверждает депутат Госдумы.

Ударом для Мамонтова стал вынесенный в 2014 году приговор его заместителю Алексею Пайвину. Чиновник получил 8,5 лет колонии и штраф на 10 миллионов. Выяснилось, что Пайвин брал взятки за передачу леса в аренду и покровительство по службе. Его также обвиняли в поборах с директоров подведомственных предприятий, но оправдали. Мамонтов на суде дал подчиненному положительную характеристику, а также уверял, что Пайвин не мог реально влиять на назначение и увольнение директоров.

Через год после приговора Пайвину Мамонтов вернулся в Югру: ему предложили место вице-мэра Мегиона по территориальному планированию. Город тогда возглавил либерал-демократ Олег Дейнека. Его также называли ставленником Чемезова, который в то время считался главным спонсором югорских жириновцев. В 2017 году Мамонтов получил повышение до первого вице-мэра и находился на этой должности до переезда в Екатеринбург.

Согласно официальному сайту администрации Мегиона, доходы Мамонтова в 2018 году превысили четыре миллиона рублей. У чиновника есть квартира площадью больше ста метров и «Ленд Крузер». Жены у Мамонтова нет, но есть четверо детей.

«Ты в ответе за тех людей, которых приводишь с собой»

Место министра экономики пустовало чуть более года – с тех пор, как Александр Ковальчик пересел в кресло первого замглавы Екатеринбурга. Обязанности министра временно исполняла Татьяна Гладкова. Примечательно, что Ковальчик получил свое место в результате открытого конкурса, но на сей раз публичного отбора никто не проводил.

Назначения пришлось долго ждать, поскольку от нового министра хотят серьезных изменений, предположил в разговоре с корреспондентом «ФедералПресс» политолог Михаил Коробельников. Он считает, что конкурс следует проводить лишь в безвыходной ситуации. «Губернатор сам решает, кого назначать, кого не назначать. Я вообще не понимаю, что такое конкурс на должность министра. На должность специалиста, завотделом, начальника департамента – понятно, но конкурс на пост министра – нонсенс. Если у нас правительство отвечает за экономику региона, оно и должно решать, кто назначается, либо должно назначать законодательное собрание, но никак не конкурс», – объясняет он.

Схожую точку зрения высказал и политолог Андрей Мозолин. «В любом случае проходят конкурсные процедуры, публичные или непубличные. На такую высокую должность идет просмотр кандидатов. Министерство экономики является одним из ключевых в Свердловской области, не каждый кандидат справится с тем объемом вопросов, которые перед ним стоят», – заявил он корреспонденту «ФедералПресс».

Мамонтов уже пообещал сосредоточиться на реализации нацпроектов и программы «Пятилетка развития», а также повышении качества прогнозирования. Между тем одна из главных функций его ведомства – налоговая политика, к которой есть немало вопросов. В частности, в конце прошлого года депутат заксобрания, владелец «Таганского ряда» Анатолий Никифоров раскритиковал подготовленный Гладковой законопроект о льготах по налогу на имущество для компаний, соблюдающих требования к зарплате сотрудников. Депутат предлагал освободить от налога на имущество здания, построенные после 2016 года, а для всех остальных уменьшить налоговую базу. В противном случае Никифоров предсказывал массовый уход бизнеса в тень. Тем не менее его поправки приняты не были.

Напротив, необходимость многих придуманных минэком льгот вызывает сомнения. Так, еще в позапрошлом году были приняты льготы для гостиниц стоимостью более миллиарда рублей, под которые попали только принадлежащие УГМК «Хаятт» и башня «Исеть». В то же время в Свердловской области явно не хватает небольших гостиниц и мотелей – на декабрьском заседании по реализации нацпроектов это даже называлось одной из причин высокой аварийности на дорогах. В прошлом году льготы получили дворцы культуры и театры стоимостью более миллиарда – тогда бенефициарами стали «Синара» и та же УГМК, в то время как культурные центры в небольших городах и поселках оказались не у дел.

Кандидат экономических наук Константин Селянин заявил корреспонденту «ФедералПресс», что основные задачи определены на федеральном уровне. «Наша область выглядит относительно неплохо экономически, у нас рост чуть быстрее, чем в среднем по стране, чуть выше доходы граждан. Но мы вполне можем себе позволить еще более быстрые темпы роста, изменение структуры экономики области, чтобы она стала менее зависимой от цен на цветные металлы, что, к сожалению, довольно сильно проявляется. Нужно создавать стимулы для малого и среднего бизнеса. Думаю, что такие цели стоят перед новым министром экономики», – полагает он.

Селянин согласен и с необходимостью улучшений в налоговой политике. «Решения принимает законодательное собрание, влияет губернатор, но экономические обоснования, расчеты под предоставление или непредоставление льгот, чем они чреваты, действительно ли они окупятся после того, как придут инвесторы, – одна из задач министерства экономики, с которой прошлое руководство не очень удачно справлялось», – считает ученый.

Андрей Мозолин прогнозирует, что качество работы Мамонтова скажется и на весе его покровителя: «Понятно, что, если ты отвечаешь на уровне заместителя губернатора за этот блок, тебе нужны те люди, которые тебе понятны и в состоянии квалифицированно выполнять задачи, которые перед ними поставлены. Когда говорят об аппаратном усилении, есть и обратная история: ты в ответе за тех людей, которых приводишь с собой. Если будут какие-то недоработки у твоего протеже, это прилетит в обратную сторону. Я не вижу ничего плохого, если кандидатура была пролоббирована Чемезовым. Если человек будет в состоянии справляться с объемом работ, который на него будет возложен, это плюс Чемезову, если не в состоянии – это будет вести к его ослаблению».

Фото: департамент информполитики Свердловской области; ФедералПресс / Полина Зиновьева, Евгений Поторочин

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.