Весной нынешнего года состоятся выборы мэра Иркутска. За два месяца до дня голосования правила игры поменялись: депутаты приняли поправки в устав города, по-новому регламентирующие всю процедуру. Нового главу будут определять сами депутаты из числа кандидатур, отобранных специальной комиссией. О том, почему в столице Восточной Сибири в третий раз за десятилетие меняется система выборов мэра, кто претендует на высокий муниципальный пост и какие силы могут стоять за кандидатами, – в материале «ФедералПресс».
Что нам стоит устав переписать…
Депутаты думы Иркутска большинством голосов внесли изменения в устав города. Теперь градоначальник будет избираться депутатами из числа кандидатов, предложенных конкурсной комиссией. При этом необходимо, чтобы за кандидата проголосовало не менее 2/3 от числа депутатов. Работоспособность этого механизма проверят уже этой весной, на выборах мэра Иркутска.
Изменение формата выборов мэра в столице Восточной Сибири происходит далеко не впервые. Последний раз прямым всенародным голосованием судьбу города иркутяне решали в 2010 году. Тогда в пику единороссу Сергею Серебренникову они избрали коммуниста Виктора Кондрашова. К 2015 году областной избирательный закон подвергся редактированию. К тому моменту Кондрашов уже получил партбилет ЕР, но ему это не помогло – новым мэром стал Дмитрий Бердников. Его избирали уже депутаты городской думы из своего числа. Правда, на объемы полномочий главы города это не повлияло: Бердников наделен всей полнотой власти, которой обладал его предшественник. Впрочем, новые корректировки этот вопрос тоже не затрагивают, и превращения нового мэра, которого предстоит избрать весной 2020 года, в сити-менеджера ждать не стоит.
Юрист и депутат городской думы Андрей Лабыгин поясняет: термин сити-менеджер неприменим к Иркутску. По его словам, не стоит задача нанять городского администратора, как раньше в Екатеринбурге или Челябинске, где они были подотчетны думе. Речь идет об избрании полноправного градоначальника – подобная схема применяется в Чите. При этом у Лабыгина есть вопросы к тайному голосованию как механизму избрания.
«Сама процедура не вызывает вопросов. ФЗ предлагает пять способов избрания градоначальника. В Иркутске применили такой способ. Ничего противозаконного или идущего вразрез со здравым смыслом я не вижу. Проблема в другом. Приняли в устав города поправки. Вопрос: почему будем тайным голосованием избирать? Вообще-то депутат подотчетен своим избирателям, если мы забыли. А так мы получаем, что депутат непрозрачен. За кого захотел, за того и проголосовал. Исходя из разных соображений. Это, на мой взгляд, неправильно. Лично я у себя в районе обязательно проведу консультации с жителями, за кого голосовать», – рассказал депутат.
<p.Лабыгин добавил, что в связи с поправками депутатам предстоит принять еще много дополнительных документов. И времени на эту работу немного: например, к 27 марта должны быть готовы все положения о составе комиссии, и их подготовка также может вызвать определенные споры.
Баллотировка по-европейски
Юрист и политконсультант Владислав Шиндяев полагает, что решение голосовать за кандидатуры мэра тайно – это вполне законный и оправданный выбор депутатов. Все доводы в пользу открытого голосования он считает лишь прикрытием для желания управлять депутатскими голосами и воздействовать на них.
«У граждан РФ вне зависимости от статуса есть право осуществлять свое волеизъявление тайно. В том числе и выбирать руководителей органов государственной власти и местного самоуправления путем тайного голосования. Депутаты такие же граждане РФ, как и мы с вами. И это их право – выбрать такую форму для голосования, которая создает условия для осуществления выбора вне зависимости от каких-то внешних факторов или обстоятельств. Именно тайное голосование дает возможность депутатам избежать корректировок и любого стороннего воздействия на их волеизъявление. А аргумент, что работа депутата должна быть открыта и подконтрольна избирателям, носит исключительно политический подтекст. Действительно, раз уж мы избрали депутата, то он является представителем власти, представителем исключительно своих избирателей, а не каких-то заинтересованных групп, и ему в его деятельности необходимо доверять. А все аргументы насчет открытых выборов больше созданы для того, чтобы получить возможность воздействовать на голоса депутатов для достижения необходимого результата», – отметил политконсультант.
Политолог Алексей Петров отмечает, что за 20 лет в его практике не было такого случая в Иркутске, когда бы избиратели заинтересовались, как за тот или иной проект проголосовал их депутат. Потому и споры об открытой и тайной форме голосования на выборах мэра он считает искусственными.
«Ну когда вообще возникала проблема из-за того, что избиратели хотели проконтролировать решение своего депутата? Уверяю, ни один специалист в Иркутске вам такого прецедента не припомнит. Так что аргумент, на мой взгляд, лукавый. Вообще же в тайном голосовании нет ничего противоестественного. Да и сама форма голосования для депутатов на самом деле вторична. По моему убеждению, на первом месте для большинства состава нынешней думы – убрать действующего мэра», – заключил Алексей Петров.
Сам действующий мэр Дмитрий Бердников и его администрация по поводу поправок в устав города предпочитают молчать. Или, в крайнем случае, сухо комментировать в стиле: «Это дела думы, мы в работу представительного органа не вмешиваемся». Хотя отказ действующего градоначальника осенью 2019 года от депутатского кресла в новом составе думы говорит об одном – Дмитрий Бердников будет бороться за второй срок. И бороться ему теперь придется по правилам, предложенным его политическими противниками.
Выходят на арену силачи…
Когда речь заходит об участниках или выгодоприобретателях того или иного политического процесса в Иркутской области, все околополитические круги привычно выделяют несколько противоборствующих сторон. Если же говорить непосредственно об Иркутске, то за рамками игры остается, пожалуй, самая сильная и богатая сторона – «лесные братья». Их интересы традиционно лежат за пределами областного центра. Да и регулярные проверки надзорных органов изрядно поубавили политических амбиций у лесопромышленников. Тут уж, как говорится, не до жиру…
Потрепала «лесных братьев» в том числе и прокуратура. В кулуарах иркутской политической жизни выделяют целый «клан прокурорских» и даже приписывают ему ведущее место в борьбе за кресло мэра весной 2020 года. Другой серьезной политической силой называют «строительное лобби» – якобы при его активной поддержке на губернаторских выборах 2015 года одержал победу Сергей Левченко. Впрочем, их альянс оказался недолгим, и сегодня коммунисты не имеют ни своего губернатора, ни поддержки строителей – остались лишь амбиции.
Между тем политконсультант Роза Абдулина считает, что все рассказы о противоборстве солидных городских группировок сильно преувеличены – по крайней мере, применительно к ситуации с изменениями в устав города и грядущими выборами мэра. Во-первых, тайное голосование устраивает все значимые стороны процесса, поскольку дает пространство для торга. Во-вторых, треугольник противников «прокурорские – строители – коммунисты» сильно мифологизирован.
«Сейчас тайное голосование устраивает все стороны процесса. Что же касается самих игроков: страшилка о «прокурорском клане» работала в 2016–2017 годах, в первые два года работы мэра Бердникова. Она была удобна, для того чтобы противники мэра могли с ее помощью привлекать сторонников. Такой «большой общий враг». Сейчас всем вменяемым людям понятно: никакого «прокурорского клана» нет. Доказательство: ни у одного противника Дмитрия Бердникова не возникло за эти пять лет проблем с законом. Все продолжают успешно работать и извлекать прибыль. Простите, но кланы себя так не ведут. Строительное лобби, безусловно, есть. И хотя в рядах строителей можно наблюдать внутривидовую борьбу и внутренние конфликты, они, пожалуй, единственные, кто на ринге по-настоящему. Депутаты-коммунисты после отставки красного губернатора Левченко до сих пор находятся в тяжелом нокдауне, и серьезным игроком их пока не назвать. И есть и еще одна сторона – депутаты, оставшиеся на обочине. То есть по тем или иным причинам не попавшие в нынешнюю повестку. Они пытаются на этой чужой им теме вернуться в городскую политику и немного хайпануть», – пояснила политконсультант.
Говоря простым языком, за кресло борются, безусловно, группы, а не одиночки. Но группы эти существуют или в политических байках, или же изрядно поиздержались в предыдущих политических баталиях. Да и процедура тайного голосования устраивает всех крупных игроков. А отдельные депутаты, выступающие за открытость голосования, так и остались в меньшинстве.
Впрочем, впереди гораздо более интересный этап. В ближайший месяц необходимо сформировать комиссию, которая будет отбирать кандидатов на пост градоначальника и представлять их на голосование. А вот за право сформировать комиссию, по прогнозам политологов, развернется гораздо более серьезная борьба. Так что впереди может быть много неожиданных поворотов и самых замысловатых альянсов и комбинаций.
Фото: ФедералПресс / Давид Азизов