Охлаждение отношений России и Турции, начавшееся с осени 2019 года, кажется, подошло к критической точке: мировая общественность опасается крупной войны, а дипломатические переговоры Анкары и Москвы пока не приводят к видимым результатам. Об истории конфликта, мотивах сторон и влиянии ситуации на международную политику – в материале «ФедералПресс».
Российские и турецкие делегации провели 28 февраля в Анкаре встречу, посвященную возросшему военному напряжению в Идлибе. После гибели пятерых турецких военных в районе сирийского города Тафтаназ 10 февраля Анкара начала наступление на правительственные войска Сирии. Еще 33 турецких военных погибли 27 февраля возле Бехуна. За это советник президента Турции Месут Хакки пригрозил «расчленить Россию изнутри».
По версии Минобороны РФ, турецкие военные не передавали данных о своем местоположении, а российская авиация непричастна к боям возле указанного населенного пункта. Пострадавшие же находились среди террористов «Хайят Тахрир аш-Шам» (террористическая коалиция на базе запрещенной в России «Джабхат ан-Нусры»), утверждают в ведомстве. Телефонный разговор Владимира Путина и Реджепа Эрдогана по поводу кризиса состоялся 28 февраля, личная встреча лидеров может пройти 5 или 6 марта.
Встреча лидеров России и Турции состоится на следующей неделе
«Идем на восток»
Провинция Идлиб и несколько прилегающих к ней районов – единственное место в Сирии, где радикальная оппозиция – джихадисты – сохраняет свое влияние. Завоевание этой территории сирийскими войсками означало бы победу официальных властей в гражданской войне. Однако в этом случае Турцию наводнит большой поток беженцев, ищущих укрытия от режима Башара Асада. В перспективе они могут спровоцировать миграционный кризис в Европе.
Анкара не могла допустить захвата этой территории, что привело к подписанию «сочинских соглашений». Россия же требовала для себя и Сирии защиты от нападений боевиков. Турция обязалась отделить умеренную оппозицию от радикальной, прекратить нападения на сирийские и российские военные объекты и открыть для сообщения важнейшие магистрали М5 (соединяет Алеппо и Дамаск) и М4 (соединяет восток Сирии с городом Латакия на побережье страны). В свою очередь, Россия и Сирия пообещали не вести наступления на Идлиб. Эти меры должны были привести к снижению военной напряженности в регионе, а впоследствии – к строительству в Идлибе лагерей для беженцев и мирному урегулированию политических противоречий в Сирии.
В рамках Астанинского процесса Иран, Турция и Россия договорились обеспечивать безопасность в Сирии
Шаткий мир
На практике условия соглашений не были выполнены. Отделить боевиков не удалось, и вскоре они фактически захватили Идлиб. По данным ООН, к концу мая 2019 года боевики контролировали 99 % территорий провинции и, по словам министра иностранных дел в Сирии Валида Муаллема, продолжали обстреливать гражданские районы вблизи провинции, используя мирных жителей в качестве живого щита. Сирийские правительственные войска возобновили военные действия против боевиков. Ситуация обострилась в августе 2019 года, когда сирийская армия вошла в стратегически важный город Идлиба Хан-Шейхун. Кроме того, Дамаск открыто обвинил Анкару в пособничестве терроризму. Однако отношения Турции и России оставались стабильными, а соглашение по урегулированию ситуации в сирийском Идлибе, достигнутое в Сочи, «реализовалось успешно», утверждал Эрдоган. Меморандум о совместном патрулировании на севере Сирии с целью деэскалации конфликта был подписан Москвой и Анкарой 22 октября 2019 года.
Основные положения Меморандума о взаимопонимании между Россией и Турцией
Ухудшение отношений России и Турции стало очевидно зимой 2020 года. В январе в турецких СМИ появилась информация о бомбежке мирных жителей на юге Идлиба сирийскими и российскими воздушными силами. МИД России эти обвинения опроверг и назвал их информационной провокацией. Эрдоган обвинил Россию в срыве мирных договоренностей: «Мы достигли соглашения с Россией, которое шаг за шагом нарушается Москвой и силами Башара Асада», – процитировало главу Турции издание Haberturk. Он напомнил о том, что Турция опасается потока беженцев, а также поставил под сомнение тезис о необходимости борьбы с боевиками: «Мы пытаемся спасти угнетенных пострадавших людей. Что говорят русские: «Мы боремся с террористами». Кто террорист – те сирийцы, кто защищает свою землю?».
В поисках утраченного взаимопонимания
Новости о гибели пятерых турецких военных 10 февраля, а затем еще по меньшей мене тридцати трех усложнили и без того непростую ситуацию. Глава МИД РФ Сергей Лавров выразил соболезнования Анкаре в связи с гибелью военных. В Минобороны подчеркнули, что огонь сирийских войск был направлен на боевиков террористической группировкии в ответ на попытку масштабного наступления в Идлибе. О находившихся в рядах боевиков турецких военных правительственные силы не были предупреждены, а воздушно-космические силы России в этом районе не применялись, заявили в министерстве.
Обстановка в Сирии по данным на 7:00 28 февраля 2020 года
После проведенных переговоров российской и турецкой стороны МИД Турции поднял вопрос об отведении войск Башара Асада к границам сочинского меморандума. Канал NTV со ссылкой на представителя турецкого МИД сообщил о предложении Турции «обсудить необходимость установления перемирия». В ближайшее время главы государств могут встретиться лично для обсуждения конфликта, по предварительным данным, они пройдут 5 или 6 марта, сообщил пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков. Обе стороны призывают друг друга к соблюдению исходных договоренностей: по мнению России, Турция снабжает боевиков артиллерией и беспилотниками, а Анкара напоминает Москве об отказе от военных действий.
Метод Эрдогана
Обострение конфликта уже сказалось на ситуации в Греции. После того как турецкие власти распорядились не препятствовать проходу беженцев в Европу, не менее 300 мигрантов отправились к греческой границе, сообщила турецкая газета «Сабах». В ответ Греция закрыла пограничный переход Пазаркуле, чтобы остановить волну мигрантов. По заявлению премьер-министра Греции Кириакоса Мицотакиса, на греко-турецкой границе собирается большое число мигрантов и беженцев. Однако, по его словам, Греция не несет ответственности за трагические события на их родине и не собирается «страдать от последствий решений других». Кроме того, Греция наложила вето на совместное коммюнике стран НАТО в поддержку Турции, пишет греческое издание To BHMA. Заявила об усилении охраны на границе с Турцией Болгария.
Беженцы надеются на беспрепятственное пересечение Эгейского моря #Европа #Мигранты #Чанаккалеhttps://t.co/R2BC7cZlH8 pic.twitter.com/8c2l2biDoo
— ANADOLU AGENCY (RU) (@aa_russian) February 28, 2020
Об открытии прохода в Европу Реджеп Эрдоган предупреждал еще осенью 2019 года. Тогда он объявил, что Турция будет вынуждена прибегнуть к этой мере, поскольку не собирается «нести это бремя [сдерживать волну беженцев] самостоятельно». Соглашение о контроле потока мигрантов Турция и ЕС заключили в марте 2016 года, однако из-за событий последних недель турецкая сторона нарушила его. В разговоре с ТАСС директор по научной работе Фонда развития и поддержки дискуссионного клуба «Валдай» Федор Лукьянов предположил, что таким образом Эрдоган пытается шантажировать европейские страны, которые из-за угрозы нашествия мигрантов будут требовать от России принять меры.
Спор о мире
Рост военного напряжения вышел на первый план всемирной повестки. Свою поддержку президенту Турции выразили канцлер Германии Ангела Меркель и президент США Дональд Трамп. Постоянный представитель США при ООН Келли Крафт объявила о необходимости отказаться от Астанинского формата урегулирования в Сирии, поскольку он «сломан и не подлежит восстановлению». МИД Швейцарии призвал провести переговоры в Женеве.
Одобрение позиции России относительно уничтожения террористов выразил Китай: «Согласно докладу генерального секретаря ООН, террористические силы регулярно наносят удары по мирным жителям, журналистам, медработникам, – сказал постоянный представитель КНР при ООН Чжан Цзюнь. – Искоренение террористов – это залог восстановления мира и безопасности в Сирии».
Генеральный секретарь ООН Антониу Гуттериш охарактеризовал ситуацию в Идлибе как самую напряженную за всю историю конфликта. В ближайшее время гуманитарная миссия организации отправится в Идлиб для оценки обстановки на северо-западе Сирии.
Northwest #Syria:
— OCHA Syria (@OCHA_Syria) February 26, 2020
Over 948,000 people now estimated displaced since 1 December.
That's nearly 180,000 families.
More than 195,000 women.
More than 560,000 children.
#Idlib #Aleppo
Subscribe here for our updates: https://t.co/eQxNkv0WPx pic.twitter.com/np70DjI8JV
Фото: МИД РФ, kremlin.ru