Цифровизация в России набирает обороты. Через интернет россияне заказывают еду и оплачивают коммунальные услуги, покупают и продают, крупные компании предлагают свою продукцию и выбирают поставщиков. Многие дети пользуются смартфонами не хуже взрослых. Подчас у человека не может быть хорошей мебели дома и ему не хватает еды, зато есть смартфон, через который он заходит во Всемирную паутину. По сути, интернет не просто является частью российской экономики – он ее трансформирует прямо на наших глазах. Как это видят аналитики, узнал журналист в материале «ФедералПресс».
Без Всемирной паутины никуда
Интернет затрагивает без исключения все сферы жизни современного российского общества. «На сегодняшний день в России насчитывается 95,9 млн пользователей Всемирной сети, при этом их львиная доля, 85,2 млн человек, – пользователи мобильного интернета», – рассказал главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карен Казарян в ходе состоявшегося сегодня в Москве круглого стола «Российский интернет и динамика его развития».
По его словам, скачок в применении мобильных устройств для получения доступа во Всемирную паутину произошел в минувшие два года благодаря повсеместному распространению смартфонов.
Объем же рынка интернет-услуг в России в денежном выражении достиг уже 4,7 трлн рублей. Хотя величины отдельных сегментов сильно разнятся между собой, все они значительно выросли в прошлом году. «Особо приятный показатель был в сегменте интернет-рекламы», – отметил Карен Казарян, оценив его объем в 330 млрд рублей.
Интернет-реклама стала ключевой среди существующих инструментов продвижения бизнеса. В числе ее важнейших тенденций следует отметить интенсивное развитие видеорекламы, использование офлайн-данных и, как ни удивительно, активная борьба с недобросовестной рекламой.
В сегменте инфраструктуры, емкость которой составляет 130 млрд рублей, происходит значительное расширение спроса на облачные услуги. Его предъявляют как крупные корпорации с многомиллионными бюджетами, так и малые фирмы. Одновременно идет консолидация сегмента за счет приобретения ведущими мобильными операторами компаний, оказывающих облачные услуги широкому кругу потребителей.
Конкуренция ушла в онлайн
Самым же крупным сегментом интернет-рынка является электронная коммерция с годовой емкостью 2,850 трлн рублей. В нем очень популярной стала покупка товаров с мобильных устройств или, по крайней мере, откладывание их в виртуальные корзины до того момента, когда у пользователей будут средства для их приобретения.
Многие производители и поставщики стали создавать собственные маркетплейсы либо переформатировать имеющиеся у них электронные торговые площадки, предлагая сторонним компаниям продавать на них товары.
Неплохими темпами развивается быстрая доставка еды, и крупные поставщики вкладывают большие средства в нее, стремясь победить в жесткой борьбе за клиентов. «У ряда из них уже есть доставка «день в день», – констатировал Карен Казарян.
В то же время растет электронная торговля, в немалой степени благодаря ее главному игроку AliExpress и российским компаниям, занявшимися доставкой из Китая.
В сегменте цифрового контента произошла победа «законных» услуг: в России больше 65 млн человек пользуются легальным контентом. Электронные музыкальные сервисы стали основным ресурсом для прослушивания мелодий, и песен и в буквальном смысле слова развелось множество стримеров и видеоблогеров.
В законодательной сфере в 2019 году большое внимание уделялось суверенному интернету, защите данных потребителей, ограничению иностранного присутствия.
Хоть в чем-то Москва не первая
Фактически интернет-экономика стала настолько связана со всеми сферами жизни современного российского общества, что представить себе его без нее невозможно. «До 80% нашей экономики уже связано с цифровизацией, с Интернетом», – подчеркнул Сергей Плуготаренко, генеральный директор РАЭК.
Среди отечественных компаний и частных лиц, имеющих сайты, популярность стали набирать так называемые национальные домены, являющиеся своеобразной лакмусовой бумажкой степени развития Интернета в стране.
«В России насчитывается порядка 5 млн доменов с именем «ру» и 750 тыс. доменов с именем «РФ». По их числу она находится на пятом месте в мире», – констатировал Андрей Воробьев, директор АНО «Координационный центр национального домена сети Интернет».
В данной связи на повестку дня встает вопрос повышения цифровой грамотности: зачастую граждане нашей страны впустую тратят время в интернете, хотя с таким же успехом могли потратить его на свое образование. «24/7 мы сидим в телефоне. Зачастую мы в нем проводим время, мы листаем Instagram, мы листаем TikTok, мы переписывается неизвестно с кем», – посетовал Сергей Гребенников, директор Регионального общественного центра интернет-технологий.
Проведенной в прошлом году в России цифровой диктант тем не менее показал уровень цифровой грамотности в 7,5 баллов из 10 возможных. Самой же грамотной категорий населения оказались люди в возрасте от 25 до 45 лет, хотя более взрослые граждане им мало в чем уступали. Зато в региональном плане наиболее подкованные в цифровых технологиях пользователи проживают в Санкт-Петербурге, Республике Алтай, Костромской и Омской областях. Москва же по уровню цифровой грамотности заняла лишь 21 место.
Поэтому важно научить широкие слои населения правильной работе в Интернете. Здесь может помочь введение уроков цифровой грамотности в обычных средних школах, например, в курс основ безопасности жизнедеятельности. «К Интернету надо подходить осознанно, чтобы он нам помогал», – резюмировал Сергей Гребенников.
Фото: ФедералПресс / Виктор Бодров