Amazon, Google или Facebook получают баснословные прибыли от торговли товарами и продажи рекламы в интернете. Однако уплачиваемые ими налоги мизерные и поступают далеко не в бюджеты тех стран, в которых у них наибольшие продажи. Россия не исключение – лидеры глобальной IT-индустрии зарабатывают в ней неплохие деньги, но поступления в бюджет от их бизнеса весьма скромные. Между тем многие государства для исправления ситуации стали вводить цифровые налоги. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Огромные и жадные
Появившаяся свыше двух столетий назад крылатая фраза «Кто владеет информацией, тот владеет миром» в наши дни стала актуальной как никогда: сегодня IT-компании обладают таким колоссальным массивом сведений, что могут влиять на жизнь целых государств, а их деятельность распространяется на весь мир.
Apple, Google, Microsoft, Amazon и привычный нам всем Facebook представляют собой гигантов, с которыми не рискует ссориться ни одна транснациональная корпорация из нефтегазового комплекса или оборонной промышленности. И неудивительно – они имеют информацию о малейших аспектах их бизнеса и самых сокровенных тайнах своих сотрудников, хотя в повседневной жизни их присутствие вроде бы незаметно.
При этом все перечисленные IT-монстры принимают самое непосредственное участие в мировой интернет-торговле, получая внушительные доходы. Реклама банальных сосисок в Facebook, созданная под конкретную аудиторию, генерирует настоящий «золотой ручей», который вместе с «ручьями» от продвижения иных видов товаров в этой социальной сети превращается в полноводную реку из долларов, евро и прочих валют. Учитывая, что число пользователей Facebook добралось до 2,5 млрд человек, его баснословная выручка, достигшая по итогам прошлого года 70 млрд долларов, вообще не вызывает удивления.
Фактически любой человек на планете способен полностью удовлетворить свои потребности не выходя из дома: ему достаточно зайти через ноутбук или смартфон во Всемирную паутину, найти нужный сайт и заказать на нем все, что необходимо. Как следствие, интернет превратился в глобальную оффшорную зону, где IT-компании зарабатывают деньги, выведенные из-под налогообложения.
Причиной подобного парадокса служит развитие экономики за последние 30 лет: наш мир кардинально изменился, однако правовое регулирование в сферах, прямо или косвенно связанных с интернетом, не соответствует реальному положению дел. В итоге Apple или Facebook, используя несовершенство законодательства, преспокойно экономят средства, платя налоги по крайне низким ставкам в местах, которые им наиболее удобны.
В качестве подтверждения приведем пару цифр: еще в 2015 году глобальные компании перевели порядка 600 млрд долларов в низконалоговые юрисдикции, из них бюджет Ирландии (лишь в 1,5 раза превышающей по площади Московскую область) получил свыше 100 миллиардов.
Реформа планетарного масштаба
Естественно, такая ситуация не могла вечно оставаться незыблемой. Недаром в 2015 году Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала доклад, посвященный методам борьбы с уклонением от уплаты налогов. В число 15 важнейших принципов международного налогообложения вошли требования по контролю и предотвращению цифровых махинаций.
Авторы доклада в качестве решения проблемы уплаты налогов на доходы, полученные в интернете, предложили координацию действий властей различных стран. В частности, обращалось внимание на то, что НДС платится в месте продажи товара потребителю, тогда как налог на прибыль взимается с реализовавшей его компании в стране ее регистрации. Соответственно, ставка налога на прибыль зачастую оказывалась невысокой, что нарушало базовый постулат о справедливости налогообложения, прописанный в любом учебнике по экономике. Все нюансы оффшоров и все подробности оффшорной индустрии можно прочитать на пофилных ресурсах.
Хотя доклад ОЭСР вызвал бурные дебаты и против заложенных в нем идей выступили Ирландия и Люксембург, ОЭСР продолжила работу, направленную на улучшение налогообложения в области интернет-торговли. Недавно она провела в Париже конференцию, на которой представители более 130 стран договорились до конца 2020 года выработать новые правила налогообложения IT-компаний – так называемый цифровой налог.
Речь идет о крупнейшей реформе международного налогообложения за последнюю сотню лет. Она должна заставить гигантов IT-индустрии платить подоходные налоги в тех странах, где их услугами пользуется потребители.
Будущая реформа не по душе владельцам и топ-менеджерам Apple, Facebook и прочих американских игроков, активно применяющих различные схемы ухода от налогов. И неспроста – им придется серьезно поделиться доходами и совершенно по иным налоговым ставкам, чем те, по которым они привыкли платить. Например, европейские офисы Microsoft, Facebook и Google «прописаны» в Ирландии, имеющей ставку налога на прибыль в размере 12,5 %. Поэтому, к слову сказать, туда перенес свою штаб-квартиру российский разработчик компьютерных игр Playrix (его владельцы Игорь и Дмитрий Бухманы, между прочим, получили высшее образование в России за государственный счет).
Европейский пример
Многие страны еще до конференции ОЭСР в Париже озаботились введением у себя цифровых налогов. Здесь впереди планеты всей оказалась Австрия, установившая 5-процентную ставку цифрового налога для фирм с годовым оборотом свыше 750 млн евро, зарабатывающих на онлайн-рекламе и получающих не менее 10 млн евро в год в самой Австрии.
«Это [введение цифрового налога] важный шаг в направлении большей налоговой справедливости. Он связан и с мерами, направленными против обмана налоговых органов при организуемой с помощью интернета доставке, а также связан с мерами в туризме», – заявил в январе Себастьян Курц, канцлер Австрии.
От Австрии старается не отставать Италия. Ею был введен 3-процентный налог, распространяющийся на компании с глобальной выручкой, превышающей 750 млн евро в год, получающие от продажи рекламных услуг через цифровые медиа в Италии 5,5 млн евро и больше.
Выгоды для обоих государств очевидны: ожидаемый доход бюджета Австрии в 2020 году от взимания цифрового налога может составить до 200 млн евро, Италии – до 700 млн евро.
По пути, проторенному Австрией и Италией, следует Турция, ассоциируемая у россиян с дешевыми отелями и солнечными пляжами. Уже в марте в ней будут взимать налог с фирм, специализирующихся на различных цифровых услугах, с годовой прибылью более 113 млн евро на мировом рынке и 3 млн евро на турецком. Его ставка будет равняться 7,5 %.
Консервативная же Великобритания с апреля хочет установить цифровой налог для компаний с глобальной выручкой минимум 593 млн евро и не менее 29,5 млн евро непосредственно в самом Туманном Альбионе. Хотя его ставка будет мизерной, всего 2 %, предусмотрено снижение налога для низкоприбыльных услуг и обнуление – для убыточных. И даже слабо развитые в экономическом плане Молдавия, Эстония и Латвия рассматривают возможность налогообложения интернет-торговли.
Министерство финансов России изучает перспективы введения цифрового налога, но пока с ним не спешит – необходимо взвесить все за и против, чтобы не создать ненужных проблем для граждан нашей страны, покупающих товары или услуги через интернет. Тем не менее в перспективе России не мешало бы последовать примеру стран Европы с целью обеспечения справедливого налогообложения IT-бизнеса.
Фото: pxhere.com