Экономика
Экономика
Москва
0

Короли коронавируса. Кто и как зарабатывает на смертельной заразе?

В условиях распространения коронавируса россияне все чаще совершают покупки онлайн
В условиях распространения коронавируса россияне все чаще совершают покупки онлайн

Распространение нового коронавируса, которое Всемирная организация здравоохранения уже признала пандемией, наделало много шума во всем мире. Экономики практически всех государств страдают от COVID-19, границы закрываются, как и предприятия, а люди вынуждены оставаться в изоляции, чтобы сохранить здоровье. Казалось бы, кто в этих условиях может похвастаться прибылью? Однако некоторые компании и даже целые отрасли от распространения заразы остались в плюсе. И речь идет не только о фармацевтике. Подробнее об этом – в материале «ФедералПресс».

Золотые маски

Главными бенефициарами коронавируса, если можно так выразиться, стали фармацевты. Напуганные распространением COVID-19 граждане сначала скупили все медицинские маски, а потом принялись опустошать запасы противовирусных препаратов. Аптеки не преминули воспользоваться паникой и взвинтили цены.

По данным Федеральной антимонопольной службы, розничные цены на защитные маски существенно выросли в 68 регионах России. Значительнее всего маски подорожали в европейской части страны: в Ивановской, Тамбовской и Воронежской областях цены по отдельным позициям выросли в четыре раза. Особенно отличился индивидуальный предприниматель из Шуи, который повысил стоимость масок на 485 %. По каждому случаю эксперты ФАС проведут проверку, пообещал замглавы антимонопольного ведомства Андрей Цариковский.

Вслед за масками в аптеках подскочили цены и на противовирусные препараты. Цена упаковки сегодня составляет в среднем 580 рублей, что на 14 % больше, чем месяцем ранее. При этом россияне продолжают активно скупать препараты – продажи за последние 30 дней выросли на 16 %.

Ретейл в плюсе

Всегда в трудные времена, когда в мире возникает угроза войны или болезни, граждане стремятся пополнить запасы продуктов. Эпидемия коронавируса не стала исключением. Как показывают многочисленные исследования, россияне активно скупают товары первой (и не самой первой) необходимости, консервы, крупы и прочие продукты, которые могут долго храниться. Ретейлеры, в отличие от фармацевтов, цены не взвинчивают, но получают прибыль за счет объемов продаж.

экспертное мнение
Леонид Дуленков
17.03.2020, 10:46

«Лучше избежать заражения, чем потом заниматься восстановлением здоровья». Эксперт о массовых дистантах

По данным Ассоциации компаний розничной торговли, большим спросом пользуются гречка, макароны, средства дезинфекции, а также туалетная бумага. При этом торговые сети не испытывают проблем с наличием и доставкой основных товарных категорий в магазины, запасов должно хватить почти на восемь недель.

По словам представителя одного из онлайн-магазинов, за неделю продажи консервов выросли почти на 70 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Круп и макарон продают на 55 % больше, заморозки – на 20 %. В «Ашане» спрос на консервы за две последние недели февраля вырос на 5 % по сравнению с началом месяца. У Wildberries за последние две недели февраля продажи средств для стирки и хозяйственного мыла взлетели примерно в восемь раз, средств для мытья посуды – почти в четыре раза. При этом ретейлеры продолжают настаивать на том, что никакого ажиотажа нет, а рост продаж – это следствие правильной политики компании. Представители X5 Retail Group заявили, что рост спроса на некоторые продукты традиционно связан с праздниками: Масленицей, 23 Февраля и 8 Марта.

«Многие россияне еще помнят времена позднего СССР, когда товары зачастую отсутствовали на полках магазинов; кто-то боится повторения многочисленных кризисов последних лет, когда резко могла подорожать какая-то категория продуктов, например, гречка. Консервы, крупы, макароны – это недорогая продукция, к тому же на нее часто есть большие скидки, поэтому многие могут позволить себе закупить их впрок», – объясняет гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.

Закрытые границы государств и приостановка поставок товаров сыграют в пользу импортозамещения, считает аналитик консалтинговой компании «Призма» Андрей Вольский. По его мнению, китайские продукты на полках вскоре могут заменить российские. «Распространение коронавируса и его последствия дают российским аграриям прекрасную возможность проявить себя и вывести на рынок собственную продукцию», – считает эксперт.

С доставкой на дом

Все больше россиян стараются без особой надобности не выходить из дома. Предприятия переводят своих сотрудников на удаленную работу. На этом фоне все большей популярностью пользуются услуги доставки.

Так, по данным представителя компании «Все в дом», которая осуществляет услуги доставки продуктов и готовой еды, за последние три недели количество заказов у них возросло вдвое. «Люди просят привезти продукты, платят онлайн, а курьера просят оставить пакеты у двери, чтобы не контактировать с ним. Мы относимся к таким клиентам с пониманием – все боятся заразиться. Цены мы пока не поднимали, но с ростом спроса нам придется это сделать, так как курьерам нужно будет оплачивать сверхурочную работу», – рассказали в компании и добавили, что всех сотрудников снабдили средствами защиты – масками и перчатками.

«На фоне распространения коронавируса доставка еды может стать очень прибыльным бизнесом. Причем заработать на этом могут не только посредники, такие как «Яндекс.Еда» и Delivery Club, но и сами магазины и рестораны, у многих из которых уже имеется такая услуга», – считает Андрей Вольский.

Переход на «цифру»

Добровольное затворничество россиян повышает популярность различных технологий онлайн-коммуникации, образования и прочих сервисов, считает руководитель медиацентра технопарка «Русский» Елена Овсянникова. «Сейчас могут получить широкое развитие технологии для онлайн-образования, онлайн-боты, которые помогают удаленно общаться с клиентами. У одного из наших резидентов есть проект Lifetracker, который позволяет отслеживать различные параметры организма человека, и у этого проекта сейчас есть все шансы получить развитие», – считает она.

Отмена массовых мероприятий, деловых встреч, конгрессов, даже собраний акционеров и пресс-конференций также играет на руку представителям IT-сферы. Мероприятия все чаще решают провести в глобальной сети, из-за чего растет спрос на услуги площадок для онлайн-конференций.

При этом, по данным предлагающей услуги по созданию мобильных офисов компании Nvision, переход в онлайн может сократить операционные расходы на 18 млн рублей в год за счет сокращения расходов на аренду. При этом перевод на дистанционную работу от 100 до 150 сотрудников будет стоить около 15–20 млн рублей.

Учебные заведения, закрывшиеся на карантин, также активно пользуются современными технологиями для обучения. Компании уже начали предлагать удобные платформы для удаленной работы педагогов. «Мы предлагаем сервис по онлайн-обучению с возможностью проведения вебинаров, удобной системой оценки успехов учащихся. Сейчас работаем уже с несколькими школами в Москве и других городах РФ», – рассказала исполнительный директор компании «Умные технологии» Вероника Семенова.

С шашечками и без риска

В плюсе оказались и таксисты, услугами которых все чаще пользуются россияне, чтобы избежать переполненного общественного транспорта.

«Я уже недели две передвигаюсь только на такси. Лезть в метро, где каждый второй подозрительно кашляет, вообще не хочется. Особенно когда со мной дети», – признается москвичка Марина Соколова на своей странице в соцсети.

Многие транспортные компании в этой связи поднимают цены. «Это реакция на спрос. Точно так же происходит и в праздники, и в другие дни, когда резко возрастает количество заявок. Таким образом мы стимулируем водителей выходить на маршрут», – пояснили в компании «Яндекс.Такси».

Услугами «авто с шашечками» пользуются целые компании. Так, руководство одного крупного банка приняло решение отправить большинство своих сотрудников на удаленную работу, а тем, кто по различным причинам не может покинуть офис, предоставило такси.

Перспективный бизнес

Косвенно от эпидемии COVID-19 выигрывают и представители других сфер бизнеса. Одной из них является рынок недвижимости. Напуганные кризисом, спровоцированным в том числе вирусом, россияне ищут способы сохранения средств и находят традиционную тихую гавань – жилье. И хотя доходность от этой покупки сегодня уже не столь велика, как несколько лет назад, она позволяет сохранить накопления.

«Количество звонков с просьбами подыскать подходящий объект для покупки увеличилось однозначно. Коронавирус тут стал катализатором. Люди ждали роста цен, который неизбежно произошел бы из-за изменений в законодательстве (появление эскроу-счетов), роста ставок и выхода на рынок покупателей с материнским капиталом (с 2020 года деньги будут получать за первого ребенка). Пока цены выросли незначительно, но в будущем рост продолжится и по итогам года может составить до 20 %», – считает частный риелтор из Екатеринбурга Татьяна Симонова.

По словам ведущего аналитика Forex Optimum Ивана Капустянского, получают доход от вируса и страховые компании. Они могут использовать повышенные риски при продаже медицинских страховок. «Однако данные проявления вряд ли пока можно признать устойчивым и значимым для экономики трендом, воздействующим на рынки», – отметил аналитик.

Фото: unsplash.com

Сюжет по этой теме
24 марта 2020, 10:13

Герои и антигерои эпохи пандемии

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.
Регионы
Москва
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Vkontakte 1