Top.Mail.Ru
Общество
Самарская область
0

«Я даже потанцевать не успел...» Война, наука и геометрия младшего сержанта Сапарова

Владимир Сапаров - последний защитник Ленинграда, оставшийся в Самаре
Владимир Сапаров - последний защитник Ленинграда, оставшийся в Самаре

Владимиру Сапарову в феврале 2020 года исполнилось 97 лет. Он единственный в Самаре защитник Ленинграда, с которым мы, потомки, можем пока пообщаться лично. Несмотря на годы, Владимир Ефимович продолжает заниматься научной работой. И с удовольствием общается с гостями. Сейчас ветеран проживает в селе Красный Яр вместе с сыном. Причем переезд за город не умерил пыл гражданской ответственности: в случае необходимости Владимир Ефимович встает на защиту общественных интересов и не стесняется беспокоить губернатора. История ветерана – в материале «ФедералПресс».

«Сбежал на фронт почти тайком»

К началу войны Володе Сапарову, жившему вместе с семьей в Куйбышеве (так называлась тогда Самара) исполнилось 18 лет. Он как раз окончил второй курс Куйбышевского индустриального института, впереди было лето и Заволга (любимое место отдыха жителей, за Волгой – Прим. ред.).

Но 22 июня 1941 года все планы поменялись.

Володя рвался на фронт, ходил в военкомат. Студента отправили на двухмесячные курсы в Военно-медицинскую академию. В конце курса простудился – воспалилось ухо. Военная комиссия однозначно сказала: «Нет!»

«Сижу дома, родители за Волгу уехали. Выходной день. Переживаю: как так – все воевать, а меня не пропустили! Вдруг прибегает друг детства, Горка (Георгий) Жигаев. Он глухой с детства, но тоже воевать хотел, мы все на фронт хотели уйти. Кричит – там лыжников добровольцами набирают, я записался уже! Я и побежал на пункт», – рассказывает Владимир Ефимович.

В сентябре всех добровольцев из Куйбышева отправили в Горький (Нижний Новгород). Там Владимиру Сапарову предложили пройти обучение в школе младших командиров, так как образование, хотя и неоконченное, у него было. Еще два месяца – и младший сержант по приказу главнокомандующего вместе с группой таких же мальчишек, вчерашних студентов, отправляется в самое пекло. Ленинградский фронт, Любанская операция.

«Довезли нас до Рыбинска, высадили, распределили по ротам. Дальше станция Малая Вишера, дальше пешком. Вот в этом первом марш-броске боевое крещение и получили. Идем в полной выкладке по открытой местности, а тут немцы налетели. Все попадали, а толку? Все равно как на ладони. Лежишь, в землю вжался, а в голове мысли о маме: «Мама! Молись за меня, я вернусь!» А немцы с самолетов прицельно били, не боялись низко проходить. Было страшно. Мы же мальчишки еще, а тут раненые кричат от боли, товарища рядом убили, самолеты над головой, чуть кто пошевелился, бьют прицельно. И лежишь, в землю вжался, до ночи еще так далеко», – вспоминает Сапаров.

День закончился, а ночью поредевший отряд добрался до части. Владимир не получил ни одного ранения – в рубашке родился.

В первой по-настоящему большой боевой операции Володя Сапаров принял участие сразу после наступления нового, 1942 года. До этого был ряд стычек и боев.

«Особенно испанцы беспокоили, они напротив нашей роты стояли. По ночам, с кинжалами, пытались диверсии проводить. Тихо подползали и вырезали взводами. Так что спали вполглаза. Но и им от нас доставалось», – говорит ветеран.

7 января 1942 года началась 1-я Любанская операция, частью которой стала и рота Сапарова. Ему в составе группы было поставлено боевое задание: перебраться по льду через Волхов и закрепиться. 28 января маленький отряд из 11 бойцов начал переправу.

«Не повезло. Там немецкое укрепление на берегу было, а берег крутой, хорошо просматриваемый. Они начали бить из минометов. Лед ломается, провалиться можно в любой момент. Но бежим к другому берегу, приказ надо выполнять. Добралось нас всего трое. Сидим в мертвой зоне, где немцы нас не видят, ждем подкрепления. А его нет! Командир говорит – до ночи никаких действий. Но сослуживец не выдержал, побежал по открытому льду на свой берег. Конечно, его подстрелили. Он умирал целый день, кричал. Достать не можем, верная смерть. Можно только закрыть уши и закусить губу. И ждать», – буднично рассказывает Владимир Ефимович.

К ночи по приказу командира, пошли к своим. «Ползем по льду, над головой трассирующие пули, все трещит, и не знаешь, утонешь или огнем достанет. Вдруг чувствую, что нога онемела и кровь. Боли нет, как заморозило, продолжаю ползти. Вижу – немцы бегут, а до наших окопов всего 20 метров. Вскочил и побежал, неважно как», – смеется Владимир Ефимович.

Это сейчас ветеран смеется, а тогда почти без сознания в окоп свалился.

Молодого сержанта отправили в полевой госпиталь. И вот здесь начинается череда удивительных удач. Ранение у Сапарова было тяжелое, его надо было отправлять в тыл. Он не должен был лететь первым рейсом санавиации. Но один из раненых, татарин, отказался от полета, сказал, что вера не позволяет. Володю быстро закинули в самолет. Буквально через несколько часов полевой госпиталь разбомбили немцы, погибли все – раненые, врачи, медсестры.

В тылу, куда его доставили с уже начавшейся гангреной, ногу решили отнять. «Очнулся от бессознательного состояния, слышу, врач с медсестрой обсуждают – по колено мне ногу отнять или выше. Решают – выше. Я чуть не заплакал! Я же даже не танцевал еще ни с одной девушкой! Стал упрашивать врача. Тот на меня накричал, что, мол, с ума сошел, какие танцы, гангрена! Я опять без сознания. После операции смотрю – нога на месте, спасли все-таки. Но врач все равно ругался, что литр спирта на меня извел, на обеззараживание. Я ему до сих пор благодарен», – тепло вспоминает Сапаров.

Дальше – Уфа, нога полностью не восстановилась, состояние ухудшалось. Приехал отец из Куйбышева, он был военврач, взял сына на руки («Я так тогда отощал, что как тень был!») и увез его в родной город. Война для него была закончена.

наградной лист

Владимир Ефимович Сапаров был награжден за боевые заслуги орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Славы 3-й степени.

«Не надо мне инвалидности – работать хочу!»

После выздоровления Сапаров отправился в военную комиссию. Врачи должны были дать II группу инвалидности (нерабочую). «Я умолял дать III группу. Что я, дома сидеть должен? Я работать хочу, я молодой мужик! И дали, дали рабочую», – улыбается ветеран.

В Куйбышеве к этому времени открыли авиационный институт, и Володя решил, что продолжит образование в нем. Окончил его по специальности «инженер авиамоторостроения».

Еще в институте его пленила начертательная геометрия и инженерная графика. Этому он посвятил всю свою жизнь. В 1958 году защитил кандидатскую диссертацию, потом получил ученое звание профессора по стандартизации. Успел поработать в строительном и политехническом институтах, а в 1969 году возглавил кафедру «Инженерная графика» в институте связи (сейчас ПГУТИ). Здесь он преподавал «до тех пор, пока ходить мог». То есть пока ему не исполнилось 90 лет. Его до сих пор с благодарностью вспоминают и студенты, и коллеги.

Трудовой путь и научная деятельность Владимира Ефимовича действительно впечатляют! Он является автором и соавтором более 175 научных, учебных, методических работ и нормативных вузовских документов. Им опубликованы многочисленные статьи в журналах: «Высшая школа», «Стандарты и качество», «Цемент», «Прикладная металлургия» и в других сборниках научных трудов.

Уже в возрасте далеко за 90 он разработал нововведение, позволяющее усовершенствовать содержание и методику обучения дисциплины «Инженерная графика» и дополнить национальный стандарт ГОСТ 2.305-2008 новыми положениями. И до сих пор известен в научных кругах как профессионал в сфере стандартизации, высококвалифицированный методист и прекрасный преподаватель.

При этом Владимир Ефимович вел активную общественную жизнь. Читал лекции в обществе «Знания», создал музей боевой славы в самарской школе No 175. Добился от тогдашнего губернатора Константина Титова издания книги «Самарцы в боях за Ленинград», в которой увековечили память всех куйбышевцев, сражавшихся за Северную столицу.

Его неоднократно награждали за научные труды, трудовую и общественную деятельность и в родном городе, и в Москве. Сапаров избран членом-корреспондентом научно-общественной академии телекоммуникаций и информатики, почетным членом Ученого совета ПГУТИ.

научная работа

И до сих пор его стол завален книгами и научными выкладками: Владимир Ефимович продолжает заниматься любимой геометрией.

«Я по Гуглу посмотрю, есть ли там дорога»

У Владимира Ефимовича большая и дружная семья. Жена, к сожалению, ушла из жизни, но есть дети, внуки и правнуки (трое детей, шесть внуков и пять правнуков).

Сын Владимир и его жена Ольга несколько лет назад забрали отца к себе за город. За Владимиром Ефимовичем был необходим уход, да и свежий воздух полезен, прогулки. Дом стоит на самом краю села Красный Яр. Дорога там есть, но местами. 100 метров дороги, оставшихся до дома, – грунтовка. Ее так размывает в распутицу, что даже скорая подъехать не может.

Владимир Сапаров пытался починить дорогу на свои средства, сделал отсыпку щебнем. Но соседний участок продали, и КамАЗы, возившие на стройку землю, разбили дорогу окончательно. Два года сын Владимира Ефимовича пытался достучаться до администрации Красного Яра, прося помощи (не только его дом, еще четыре других на отшибе оказались). Глава поселения занимался отписками в духе: «Денег нет, помочь не можем».

Владимир Ефимович, который стал заложником бюрократии, обратился к губернатору Самарской области Дмитрию Азарову.

«Не привык никогда просить, но обращаюсь к Вам с жизненно необходимой просьбой. После операции я практически не могу ходить, да и раны напоминают о себе, поэтому часто обращаюсь за медицинской помощью. Но весной и осенью, а также в дождливую погоду к дому, где я проживаю, невозможно добраться машине скорой помощи, так как грунтовую дорогу размывает. Мой сын своими силами каждый год восстанавливает дорогу, но ее хватает на два-три месяца. По этой же причине я уже два года не могу попасть на парад Победы, нашей с Вами Победы! Неужели я не заслужил медицинской помощи и возможности попасть на парад?» – написал ветеран.

Реакция Дмитрия Азарова последовала незамедлительно: «Я просил, чтобы каждого ветерана Великой Отечественной войны главы районов знали в лицо и чтобы каждый на учете стоял! Глава поселения на обращения ветерана отправляет отписки. Так относиться к людям нельзя, тем более к участнику войны! Приведите дорогу в порядок и предоставьте участнику войны транспорт для поездки на парад, а с главы поселения взять объяснительную записку. У одного на учете стоит, у другого проживает. В результате ветеран без присмотра! Вот, коллеги, ваша работа. Вот настоящее отношение к делу!»

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Дмитрий Азаров (@azarov.life) 3 Мар 2020 в 6:07 PST

Глава Красноярского района Михаил Белоусов в прямом эфире в Instagram оправдывался перед Дмитрием Азаровым. «Я был не в курсе, Сапаров не обращался в администрацию, только к главе поселения. Я посмотрю по Гуглу, есть ли там дорога», – находил аргументы Белоусов. На следующий день он и его помощники лично приехали к дому ветерана и убедились, что дорога действительно есть и что ездить по ней невозможно. Михаил Белоусов на камеры заявил, что, безусловно, найдет финансирование, что дорогу починят, как только позволят погодные условия, что Владимиру Ефимовичу будет предоставлено все, что положено по закону: врачи, диспансеризация, уход и, конечно, транспорт для посещения парада Победы».

Губернатор Самарской области держит дело на контроле. А Владимир Ефимович надеется, что Белоусов все же сдержит свое слово.

Фото: samsud.ru

Сюжет по этой теме
29 января 2020, 15:55

Спецпроект «75-летие Великой Победы. Живые герои»

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.