Top.Mail.Ru
Политика
Самарская область
0

Депутаты на удаленке. Как самарские политики живут в Сети в условиях карантина

Присутствие в социальных сетях становится необходимым условием успешной работы для политиков и депутатов
Присутствие в социальных сетях становится необходимым условием успешной работы для политиков и депутатов

Самарская губернская дума в рамках противодействия распространения коронавирусной инфекции ограничила личное общение с избирателями. Для подачи обращений гражданам предложено воспользоваться электронной почтой, интернет-приемной, «Почтой России» Или опустить письмо в специальный ящик на входе в областной парламент. Но все эти виды связи не дают уверенности в полноценном отклике. Да и как проверить, делает что-то народный избранник или письмо на почте затерялось? Поэтому самым оперативным и любимым в Самаре видом связи остаются соцсети. Кто из депутатов в совершенстве владеет digital-общением, а кто вовсе не появляется во Всемирной сети – в обзоре «ФедералПресс».

КПРФ

В силу того, что даже легальной оппозиции эфира и печатных площадей достается меньше, чем остальным партиям, коммунисты давно и успешно осваивают социальные сети.

Лидер фракции КПРФ Алексей Лескин (46 лет) предпочел в качестве средства связи использовать «ВКонтакте». Профиль ведется регулярно, депутат отчитывается о встречах, пишет свое мнение о мероприятиях и даже высказывает несогласие с трактовками его слов в СМИ и протоколах с заседаний думы. Видеообращения тоже есть. Просмотров достаточно, примерно по 1500, но комментариев под постами практически нет.

Геннадий Говорков (53 года) тоже общается во «ВКонтакте». Правда, депутат по большей части ограничивается поздравлениями и репостами. Однако периодически острые темы по поводу «Автоваза» и социальной ответственности власти и бизнеса поднимаются и вызывают интерес у подписчиков.

В стане коммунистов есть две звезды, владеющие современными средствами коммуникации на отлично, – Алексей Краснов и Михаил Матвеев.

Алексей Краснов из Тольятти – молодой амбициозный политик (41 год). Уже год фамилия Краснова, журналиста по образованию, неизменно связана с защитой прав жителей Самарской области в делах о пересмотре тарифов и нормативов по вывозу ТКО. Вторая тема, которую он постоянно поднимает, – защита трудовых прав. Свой профиль во «ВКонтакте» ведет в ироничной манере, что отражено даже в статусе: «Аккаунт – плод воображения и результат вдохновения группы авторов. Создан в честь депутата Самарской губернской думы Алексея Краснова». Стиль общения ироничный, но создается впечатление личного присутствия автора. Даже записи песен в собственном исполнении есть, очень романтичные. Профиль Краснова в «Фейсбуке» серьезнее, стиль более сдержанный. Оба канала ведутся с учетом интересов целевой аудитории, но при этом живые, вызывают доверие, выражают точку зрения автора. И хотя непосредственно под постами комментариев мало, зато обращений в почту более чем достаточно.

Михаил Матвеев много лет является ньюсмейкером для местных и не только СМИ. Депутату и политику 51 год, он доктор исторических наук, преподает в Самарском государственном аэрокосмическом университете. Имеет богатый опыт в журналистике и рекламе, в 90-х годах издавал собственную газету и основал несколько рекламных агентств.

Матвеев полноценно использует все соцсети. Основная площадка – Twitter, где он публикует иногда просто инсайдерскую информацию и куда идет основной поток жалоб от избирателей. «Фейсбук», «Инстаграм», «Одноклассники», «ВКонтакте», «ЖивойЖурнал», YouTube и даже собственный сайт – плотно задействовано все. И везде – масса комментариев, вопросов и перепостов. Депутат регулярно, как правило, по вечерам, проводит прямые эфиры, в ходе которых можно задавать любые вопросы. Повестка – актуальные темы либо обращения граждан. Стиль – легкий, с каплей самоиронии. Это скорее полноценная площадка блогера, чем официальные профили народного избранника. Язык живой, темы – от домашних хлопот до исторических лекций, политика, экономика. Матвеев умеет дискутировать, давать меткие комментарии, отвечать на острые и иногда нетактичные вопросы с достоинством. Фонд социальных исследований как-то назвал его самым узнаваемым и популярным политиком Самары. В принципе, одним из подтверждений такой славы являются два канала в «Телеграме», которые велись якобы от его имени – «Переулок Матвеева» и «Матвеев анонимус».

В конечном счете настоящий Матвеев завел собственную «телегу» – «Матвеев коммент», мотивировав это тем, что лучше он сам напишет, чем кто-то от его имени врать станет. Причем за несколько месяцев одного конкурента по числу подписчиков уже обогнал.

«Справедливая Россия»

Партию в губернской думе представляет единственный депутат Михаил Маряхин, ему 43 года. В последнее время в нагрузку к депутатским обязанностям он взялся заниматься GR на «Тольяттиазот». Там сложилась неоднозначная ситуация, собственники – за границей, к ним много вопросов у правоохранительных органов. На самом предприятии идет перманентная борьба между различными управленческими группировками, что не может не выплескиваться в политическую плоскость.

Маряхин присутствует в основных соцсетях – «Фейсбук», «Инстаграм», «ВКонтакте». Изложение информации в постах строго в рамках позиции партии и на темы сугубо официальные. Хотя в комментариях подписчики не стесняются задавать острые вопросы, ответов на них не получают.

«Твиттер» в принципе заброшен. Но это не удивительно, так как данная площадка предполагает мгновенную реакцию и ответы в режиме реального времени. Маряхин предпочитает не выходить за рамки. Единственное, что разбавляет официоз, – поздравления с традиционными праздниками.

ЛДПР

Александр Степанов, лидер фракции ЛДПР (36 лет). В качестве площадок для общения выбрал для себя «Фейсбук», «Инстаграм», «ВКонтакте». Посты менее официальные, чем у Маряхина, но не такие раскованные, как у Матвеева. Комментарии и дискуссии присутствуют, но Степанов отвечает очень редко. Повестка – актуальные областные темы и линия партии, а также общение с избирателями, отчет по жалобам и баталии со средствами массовой информации. Последняя победа – добился от местной телекомпании эфира не в ночное время, а в вечерний прайм-тайм. Есть немного личного – хобби, фотографии красивых природных объектов. Ведет собственный сайт.

Петр Карайман, которому в этому году исполняется 61 год, активно общается с избирателями в «Твиттере». Причем не стесняется высказывать собственное мнение по многим вопросам, не в рамках партии, а личное. Является инициатором дискуссий. В «Одноклассниках» размещает информацию и репосты статей и новостей со СМИ, не только политику, но и лайфхаки. За профилем виден человек, так что общение с избирателями идет.

Самый молодой депутат от ЛДПР – Екатерина Колязина, ей 30 лет. Предпочитает не смешивать личное и общественное, поэтому по работе в соцсетях не замечена.

«Единая Россия»

Партийный блок в самарской губернской думе представлен 41 депутатом. Из этого списка уместно исключить известные и без депутатского мандата личности – известного музыканта и исполнителя Сергея Войтенко и директора ВГТРК (Самара) Елену Крылову, которые воспринимаются скорее не как политики, а как медиаперсоны.

Старая гвардия, такие как Геннадий Котельников, Габибулла Хасаев, Александр Колычев, Александр Нефедов, Екатерина Кузьмичева и другие, которые прошли огонь, воду и медные трубы и получили управленческий и политический опыт еще в советское время, социальными сетями не пользуются, предпочитая другие каналы общения.

Представители бизнеса, например Владимир Кошелев (АО «Кошелев», крупный девелопер) или Виталий Коротких («Газпром межрегионгаз Самара»), в соцсетях присутствуют активно, но в разрезе бизнеса, а не политики, с прицелом на формирование собственного делового имиджа.

Некоторые предпочитают пользоваться для формирования имиджа политика услугами блогеров. Яркий пример – Денис Волков. Такая позиция, возможно, является попыткой придать себе политический вес, но здесь крайне важно выбрать правильного исполнителя, поскольку репутация блогера станет ассоциироваться с самим депутатом.

Но есть в «Единой России» и политики, стремящиеся лично выстраивать отношения с избирателями в интернет-пространстве.

Наиболее активным из них является Александр Живайкин (49 лет). Политик со стажем. Он ведет блог на всех популярных платформах – «Фейсбук», «Инстаграм», «Твиттер», «ВКонтакте». Старается придерживаться неофициального стиля, говорить лично от себя, на темы, которые интересны избирателям. Добавляет и личные моменты – воспоминания, любимые книги, музыку. То есть выступает не только как общественный деятель, но и как человек. В «Фейсбуке» и «ВКонтакте» отзывы на посты есть, но нет ответов от самого Живайкина. «Твиттер» существует, скорее, для галочки.

Не менее ярко проявляет себя и Александр Милеев – герой триатлона IronMan. Ему тоже 49 лет. Использует только одну платформу – «Твиттер». Там успевает не только пообщаться с избирателями, отвечая на просьбы и обращения, но и поругаться с главами районных администраций, которые не стесняются его потроллить. Например, когда Милеев написал, что взял «на карандаш» установку поручней у подъезда одного из домов на подведомственной территории, Игорь Рудаков, глава района, едко заметил, что с возможностями Милеева можно смело брать не на карандаш, а на «золотое перо», и предложил подкинуть финансов, так как в бюджете денег нет. Перепалка вызвала восторг у подписчиков, которые резюмировали: «Дерзко, но справедливо». Кстати, Милеев не стесняется выкладывать фотографии личного характера – например, с веником около бани. На комментарии отвечает, даже на неприятные. Что очень похвально.

Не отстает от коллег и Виктор Воропаев, которому исполнится в этом году 66 лет. Его можно найти в «Инстаграме», «Твиттере», «ВКонтакте». Стиль сдержанный, новости по большей части партийные: участие в общественных мероприятиях, общение с избирателями. Но личное мнение по некоторым вопросам он все же высказывает. Есть у депутата и своя аудитория, которая немного, но комментирует.

Реал-тайм в соцсетях: могут и побить

Если подводить итоги, то в целом официальные оппозиционные партии используют социальные сети значительно чаще и в большем объеме, чем партия власти. Что касается выбора платформ, то чаще выбирают «Фейсбук» и «ВКонтакте». Сети различаются по аудитории, но формат удобен для подачи новостей. «Инстаграм» только входит в моду. Вести аккаунт в нем гораздо сложнее, поскольку контент все-таки визуальный, а красивую картинку сделать без привлечения профессионала или освоения специальных навыков крайне сложно.

В «Твиттер» решаются идти одиночки. Твиттеряне, по крайней мере самарцы, могут довести любую городскую новость до федерального министра, а того, кто, по их мнению, виноват, – до белого каления. К тому же формат платформы предполагает мгновенный отклик как на местные события, так и на федеральную/мировую повестку, что не всем удобно.

«Телеграм» как пространство сугубо оппозиционное, многие просто бояться использовать. Да и аудитория там еще менее лояльна, чем в «Твитере».

YouTube в принципе «терра инкогнита», тем более что для хорошей съемки нужна камера и, желательно, студия.

По мнению Сергея Беседина, эксперта по коммуникативному управлению, соцсети – хороший инструмент для формирования имиджа, но им надо уметь пользоваться. По его словам, в сегодняшних реалиях социальные сети и интернет становятся иногда единственным каналом коммуникации, а те, кто их избегает, впоследствии окажутся в роли отстающих. Правда, пользоваться соцсетями политикам нужно крайне осторожно, отмечает эксперт: интернет все помнит, и одна ошибка может стоить дорого. «К тому же политикам надо быть готовыми к реал-тайму, умению держать удар. А то и побить могут. Морально конечно. Политик обязан в корректной форме отстоять свою позицию. И это самое сложное. В то же время отдавать соцсети в ведение пресс-секретарей или стороннего подрядчика стоит с особой осторожностью. Ими должен заниматься человек, который сможет попасть в стиль общения работодателя и брать на себя ответственность и смелость давать нужные советы. Таких профи по пальцам пересчитать можно. Поэтому пока ньюсмейкеров у нас раз-два и обчелся», – комментирует эксперт.

Что касается возраста или партийной принадлежности, то, по мнению эксперта, более важна эрудированность, умение найти интересную тему и личный взгляд на ситуацию. «Оппозиционные партии имеют фору, так как они давно в виртуальном пространстве. У них это зачастую единственный канал для донесения своей позиции до общественности. И самарская оппозиция еще не самая агрессивная», – считает Сергей Беседин.

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин

Сюжет по этой теме
7 сентября 2021, 16:55

Пандемия коронавируса

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.