Кризис на нефтяном рынке только начинает набирать обороты – эксперты прогнозируют рекордное снижение объемов добычи в мире, а на российский рынок на фоне падения цен на нефть и эпидемии COVID-19 может попасть европейский бензин. Что это будет – в материале «ФедералПресс».
Добыча нефти во втором квартале 2020 года может сократиться до 10 млн баррелей в сутки – таков прогноз консалтинговой компании IHS Markit. По оценкам аналитиков, вероятный спад добычи может быть связан с заполнением хранилищ и кризисной ситуацией на рынке, связанной с пандемией короновируса. Мировая добыча в период с апреля по июнь может сократиться на 16,4 млн баррелей в сутки в сравнении с аналогичным периодом 2019 года.
Нефть впервые за 18 лет упала ниже 20 долларов за баррель
Названы страны, наиболее уязвимые для нефтяного кризиса
Трамп и Путин обсудили пандемию коронавируса по телефону
Цена на нефть Brent в апреле может упасть до 10 долларов за баррель
«Глобальное потепление так просто не остановить». Климатолог рассказал о последствиях коронавируса
Согласно прогнозу, сокращение ожидается не только в странах ОПЕК, но и во всех регионах мира, при этом Россия и США снизят объемы добычи сильнее всех. В случае сокращения добычи цена на нефть марки Brent может опуститься во втором квартале 2020 года до $10 за баррель, при этом производители будут вынуждены платить покупателям ввиду возникновения отрицательных цен.
В марте 2020 года нефтяные котировки достигли минимальных значений с начала XXI века ввиду того, что участники не достигли договоренностей об условиях продления сделки ОПЕК+ на фоне пандемии короновируса. Глава МАЭ Фатих Бирол считает, что эпидемия COVID-19 является причиной падения спроса на сырье, что может привести к снижению объемов добычи до 20 млн баррелей в сутки.
Как писал ФедералПресс, на 23 марта нефть марки Brent подешевела на бирже в Лондоне на 3,48 %, до $26,04 за баррель. Майские фьючерсы WTI на торгах Нью-Йоркской товарной биржи подорожали на 0,49 %, до $22,74 за баррель, при этом в середине марта WTI упала в цене на 29,3 %, что является максимальным недельным снижением с 1991 года, а нефть марки Brent потеряла в цене 20,3 %. По оценкам CNBC, в марте WTI подешевела почти на 44 %, что может может оказаться рекордным значением.
Нестабильная ситуация на нефтяном рынке на фоне эпидемии COVID-19 и ценовых войн между государствами может привести к экономическому кризису сродни Великой депрессии. Чрезвычайно низкие показатели мировой добычи нефти вкупе с низкой ценой за баррель ударят в первую очередь по США, России, а также другим участницам ОПЕК и напрямую отразятся на их экономике.
По данным некоторых иностранных СМИ, уже сейчас Россия может начать импортировать европейский бензин и таким образом вернуться в 1990-е годы– российский бензин стоит дороже импортного аналога на 6–8 тыс. руб за тонну. С 30 марта стоимость АИ-92 и АИ-95 снизилась на 3 %, до 41,5 тыс. руб за тонну, и 4 %, до 43 тыс. руб за тонну, соответственно, а с учетом ввозной пошлины на 5 % текущего курса рубля, акциза и НДС европейский бензин в России будет стоить 37 тыс. руб за тонну.
Причиной подобной ситуации, по мнению экспертов, является демпфер, призванный сглаживать влияние колебаний цены на нефть на стоимость топлива в России. При высоких ценах нефтяная промышленность получает компенсации потерь от продажи топлива внутри Российской Федерации, а в случае с низкими ценами нефтедобывающие компании направляют выплаты в бюджет. В преддверии кризисной ситуации на топливном рынке демпфер нуждается в корректировке, однако источники называют наиболее вероятным введение заградительной пошлины на импорт топлива.
Импорт топлива в Россию из-за границы осложняется отсутствием необходимой инфраструктуры в азиатской части страны– об этом СМИ рассказал генеральный директор «Петромаркет» Иван Хомутов. Хомутов подчеркнул, что завозу также препятствует отсутствие схем поставки продуктов из Европы, а поставки в больших объемах не практиковались уже на протяжении долгого времени. Наиболее вероятным сценарием, по мнению эксперта, являются поставки продуктов с НПЗ Белоруссии, однако от этого пострадают российские НПЗ ввиду потери рынка из-за гарантированного снижения спроса на бензин в апреле-мае и возникновения непредвиденной конкуренции с зарубежными игроками на отечественном рынке.
В случае сокращения объемов добычи и дальнейшего рекордного падения цен на нефть российская экономика и нефтедобывающие компании могут оказаться в невыгодном положении на фоне неожиданного кризиса, вызванного отсутствием соглашений участников сделки ОПЕК+ и эпидемии короновируса. Нестабильные и непредсказуемые факторы лишь усугубляют положение на рынке, в то время как эксперты дают пессимистичные прогнозы и предрекают российским компаниям возвращение в девяностые годы, когда страна не была способна обеспечить топливом внутренний рынок в достаточном объеме.
Пандемия коронавируса