Россия полностью приостановила авиасообщение 4 апреля. За границей только по официальным данным остались 25 тысяч россиян. Для кого-то это стало неожиданностью, а кто-то еще с марта не может вернуться на Родину. Что с ними происходит сейчас? И как им пытаются помочь российские власти – расскажем в материале «ФедералПресс».
Апокалипсис по-балийски
Цитата в заголовке принадлежит нашей героине – Татьяне Кузнецовой. Мы нашли ее пост на просторах сети и решили связаться с девушкой. Татьяна рассказала, как россияне чувствуют себя на Бали в период, когда небо над Россией оказалось закрытым, а лозунг «своих не бросаем» временно утратил актуальность.
На дворе был февраль, стремительного развития событий не прогнозировалось, новости о коронавирусе доходили только из Китая. В это время бывшая журналистка Татьяна из Краснодара отправилась на Бали. «Я не планировала откладывать отпуск. Возможно, наверное, это моя невнимательность к новостям, потому что я после ухода из журналистики перестала следить за ними. Но на самом деле, на тот момент, когда у меня были билеты, я не могла представить, что окажусь в такой ситуации», – рассказывает наша героиня.
Пока, как говорит девушка, закрытое небо над Россией большой проблемы для нее не представляет – обратный билет был взят на 23 апреля. Время еще есть, но пугает неизвестность – не отменят ли рейс? И когда самолеты вновь начнут летать на Родину? Татьяна ежедневно ходит в российское консульство, чтобы следить за ситуацией. «Ситуация меняется чуть ли не каждый час, и даже консул об этом говорит. И даже он не в курсе. Я подала заявку на Госуслугах на эвакуационный рейс не потому, что я нуждаюсь в эвакуации. Я в ней буду нуждаться, если мой рейс 23 апреля не вылетит», – рассказывает девушка.
Что же касается остальных россиян на острове (а их около 4 тысяч), все они по-разному воспринимают происходящее. Кто-то из прилетающих на Бали следует модным тенденциям и остается здесь зимовать, работая удаленно. Для них временная отмена перелетов – небольшая проблема, ведь все равно возвращаться планировали летом. Есть люди, которые готовы продлить аренду своего жилья или снять виллу (это дешевле), пока ситуация не изменится. Разумеется, есть и те, кому помощь необходима. «Обещают компенсацию по 2 тысячи 400 рублей в сутки. Но я не вижу смысла в том, что мне нужно подавать на это заявку, и я в этой помощи в принципе не нуждаюсь. Есть люди, которым она гораздо нужнее, чем мне», – отмечает Татьяна.
Жить на острове ей обходится выгоднее, чем в Краснодаре. Цены на продукты примерно те же, а виллу на месяц можно найти за 12-15 тысяч рублей.
Оказавшимся в трудной ситуации помогает консульство, чьи возможности тоже не безграничны. «Консульство активно помогает. Реально принимает заявления. Туда ходят люди, просят размещение, либо помощь в поисках гостиниц дешевле. Тем, кто в критической ситуации, предоставляет жилье. Консульство признается, что не может себе позволить все 4 тысячи человек расселить, но в самых критических случаях помогают», – рассказывает Татьяна.
Несмотря на карантинные меры, некоторые туристы находят лайзеки, чтобы выбраться на пляж (хотя все они официально закрыты). Многие сидят по домам. «У нас тут есть любимая фраза: Бали – это лучшее место для встречи с апокалипсисом», – говорит Татьяна.
Бедственное положение
И все же ситуация для некоторых россиян остается безвыходной. В частности, речь идет о гражданах нашей страны, которые не смогли вовремя покинуть Таиланд. Как пишет местная пресса, у некоторых соотечественников не осталось средств к существованию, и они укрываются в заброшенных храмах. Власти Таиланда обеспечивают попавших в беду людей масками и противомоскитными сетками.
А, например, «застрявшие» в аэропорту Бангкока российские граждане еще в конце марта записали видеообращение к президенту РФ.
Кроме этого, свое обращение с просьбой о помощи записали туристы, застрявшие в Непале. По их словам, только в столицы страны Катманду сейчас находятся 150 человек, которые не могут вернуться домой.
Обращаются к Владимиру Путину граждане, застрявшие в южнокорейском аэропорту Инчхон. По их словам, 300 россиян вынуждены буквально жить на территории воздушной гавани. Среди них есть беременные женщины, пожилые люди со слабым здоровьем, маленькие дети и нуждающиеся в медицинских препаратах.
Жалуются на закрытое небо и люди, вылетающие из России. Например, пассажир рейса Аэрофлота «Москва-Нью-Йорк» узнал о том, что вылет отменен уже после того, как разместился в самолете. «Я пытаюсь просто вернуться домой, чтобы быть с моим отцом в последние его дни... Вы говорите, что это последний рейс... вы продаете дорогие билеты... сажаете всех на борт... а потом вышвыриваете всех вон, чуть не спровоцировав бунт», – пишет в своем Instagram-аккаунте экс-солист Михайловского театра Джулиан Маккей.
Кого винить?
Российские пользователи социальных сетей разделились на два лагеря – «сочувствующих» и «обвинителей». Гневные комментарии сменяются пожеланиями успехов и скорейшего возвращения.
«Виноватого искать действительно сложно, потому что мы все знаем кто это и что это – это коронавирус, – считает первый заместитель председателя комитета ГД РФ по международным делам Светлана Журова. – Понятно, что во всем мире достаточно жесткие меры, и это бывает даже не только по нашей вине. Может быть, люди могли бы оставаться в отелях или совершать перелеты, но в некоторых странах принимаются достаточно жесткие меры, и сложно бывает эвакуировать граждан. Например, не выпускают самолеты или впускают».
По словам Журовой, МИД предпринимает все необходимые меры. Так, в перспективе будут формироваться полетные листы для определенных направлений, где особенно много наших сограждан. «Всегда можно задаться вопросом, а зачем эти граждане туда поехали? Но дело в том, что были открыты границы, были открыты эти страны, они не были на тот момент, когда эти люди уезжали, в черном списке. Некоторая опрометчивость, авось – да. Но были и те, кто в этих странах жил и учился»,– считает Журова.
Аналогичная ситуация происходит не только с нашими согражданами, рассказал «ФедералПресс» вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин. «По объемом [эвакуированных туристов] мы входим в тройку-четверку. 158 тысяч мы вывезли за достаточно короткий период. Аналогов по вывозу у нас еще не было», – рассказал эксперт «ФедералПресс».
Барзыкин называет действия правительства профессиональными. По его словам, организованных туристов за рубежом остается около сотни, плюс несколько тысяч туристов, которые решили путешествовать самостоятельно, и просто граждан нашей страны. «Конечно, кому-то пришлось ждать, кому-то негде было ночевать, но это экстремальная ситуация... На раз-два-три ни одна страна это не выполнила.. Ну и потом, я не хочу говорить «сами виноваты». Люди же не ожидают таких чрезвычайных ситуаций. Они ехали с разными целями, разными средствами и, конечно, у большинства не было такого запаса прочности», –считает Барзыкин.
Собеседники «ФедералПресс» отмечают, что случалось, когда российские туристы просто не приходили на эвакуацию. Иногда из-за невозможности добраться до пункта назначения ввиду карантинного режима в государствах.
Напомним, ранее премьер-министр РФ Михаил Мишустин заявил, что обещанные правительством выплаты начнут поступать на счета российских граждан, оставшихся за рубежом, с 6 апреля. В этот же день возобновляется эвакуация россиян.
Фото: pxhere.com