В 2020 году в Челябинской области почти в два раза увеличится протяженность построенных и отремонтированных дорог – до 800 километров. Подрядчикам придется непросто: губернатор Алексей Текслер поручил региональному правительству особое внимание уделить качеству. Где появится новый асфальт, как будут отслеживать качество ремонта и строительства, выяснял «ФедералПресс».
Новые дороги – на интерактивной карте
В 2020 году у правительства Челябинской области большие планы по строительству и ремонту дорог. За счет средств дорожного фонда в нормативное состояние приведут более 750 км автомобильных дорог регионального и местного значения. Для удобства южноуральцев министерство дорожного хозяйства запустило интерактивную карту работ, где отображены объекты строительства, реконструкции, капитального ремонта. Такая интерактивная карта позволит в дальнейшем отследить качество дорожных работ.
«Дороги – крайне резонансная и важная тема. Мы в этом году увеличили финансирование и объемы не только по Челябинску, но и по региону в целом. Будем не просто наращивать объемы, но и контролировать качество наших дорог, оно должно стать лучше», – отметил ранее губернатор Алексей Текслер.
В регионе запланировано реализовать несколько особо крупных проектов. Всего в этом году на дороги региона потратят больше 3,4 млрд рублей, из них 1,6 млрд рублей – из федерального бюджета. Так, завершается реконструкция участка (Кулуево – Альмеева) автомобильной дороги Аргаяш – Кулуево – Марксист – Альмеева. Общая стоимость работ – 178,9 млн рублей. Продолжаются работы по ремонту и обустройству автомобильной дороги Челябинск – Харлуши: идет установка ограждений, знаков, освещения.
В 2020 году стартует строительство автодороги Береговой – Сагаусты с мостовым переходом через реку Миасс. Ее протяженность в будущем – 1,931 км (длина моста – 105,2 м), а общая стоимость работ составит 201,26 млн рублей.
Еще из крупных проектов министерство дорожного хозяйства запланировало реконструкцию автомобильной дороги Шагол – Красное Поле – автодорога Обход города Челябинска. Это долгосрочный контракт на два года, общая стоимость работ составит 495,04 млн рублей, реконструируют почти 7 км. Изменения ждут и дорогу Челябинск – Харлуши – граница Аргаяшского района. На участок длиной почти 9 км планируют потратить за два года 688,01 млн рублей.
Челябинск в этом году тоже ждет большой ремонт. Мэрия запланировала отремонтировать 26 улиц общей протяженностью 41,6 км. Об этом рассказал на аппаратном совещании в мэрии заместитель главы города по дорожному хозяйству Максим Куляшов. Администрация города также провела анализ улично-дорожной сети, чтобы наметить планы на будущие работы. В 2020 году управление дорожного хозяйства планирует сосредоточиться на проектировании дорог.
«У нас нет базы проектно-сметной документации. В прошлом году комитет дорожного хозяйства был расширен, нам удалось провести анализ всей улично-дорожной сети и определиться в приоритетах. Мы надеемся, что в этом году максимально сделаем проектную документацию и будем обращаться уже в министерство дорожного строительства и правительство Челябинской области с просьбой увеличить долю финансирования на ремонт и реконструкцию, строительство дорог, которые так необходимы жителям города Челябинска», – отметила глава города Наталья Котова.
В областном министерстве дорожного хозяйства также добавляют, что в плане не только строительство и ремонт дорог, но и сокращение количества мест концентрации ДТП, установка пунктов весогабаритного контроля, а также внедрение интеллектуальных транспортных систем в Челябинской и Магнитогорской агломерациях. Такие системы направлены на автоматизацию процессов управления дорожным движением. Все это позволит сделать дороги безопасными и комфортными, что соответствует главным целям нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Регион – за конкуренцию
Губернатор Алексей Текслер еще в прошлом году подчеркивал, что региону нужно уходить от монополизации рынка строительства дорог. Из-за укрупнения лотов ФАС ранее неоднократно предъявляла претензии региональному правительству.
«По содержанию дорог я поставил задачу максимально разукрупняться, для того чтобы приходили разные подрядчики на территорию региона. Мы соответствующие компетенции будем собирать в муниципалитетах», – отметил глава региона.
По мнению Алексея Текслера, необходимо повсеместно внедрять контракты жизненного цикла, по которым подрядчик несет ответственность за качество работ в течение всего гарантийного срока и устраняет выявленные дефекты за свой счет. Министерство дорожного хозяйства с обновленным руководством активно включилось в работу. В этом году проблема укрупнения рынка уходит на второй план. Так, ведомство с января заключило 18 контрактов на выполнение ремонтно-строительных работ. Среднее количество участников закупок – три организации на конкурс.
«В отношении порядка формирования лота министерством принято решение формировать лот исходя из специфики объекта закупки, необходимого вида работ с учетом территориального деления Челябинской области по муниципальным территориальным образованиям», – пояснил министр дорожного хозяйства Алексей Нечаев.
Основную часть дорожных работ в 2020 году будут проводить компании АО «Уралавтодор», ООО «Нижавтодорстрой», ООО «Урал – Сервис-Групп», АО «ИНГЕОКОМ», ООО «Уралдорстрой», ООО «Дорстройтех-Лизинг».
Контроль по-новому
Подрядчикам, зашедшим в регион, будет непросто: региональные власти будут требовать от дорожных компаний качественного выполнения работ. Как отметил ранее губернатор, упор будет сделан именно на это.
«Средства мы выделили, но при этом я хотел бы, чтобы эти деньги не разошлись, чтобы не получилось: и денег нет, и дороги в таком же состоянии. Поэтому контроль за качеством – это основная задача, которая поставлена перед миндором, отвечающим в целом за региональные дороги и осуществляющим мониторинг муниципальных дорог», – сказал губернатор.
В 2019 году в рамках реализации нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в Челябинской области лабораторный и строительный контроль работ проводили несколько компаний – помимо ОГКУ «Южно-Уральский центр дорожных испытаний и исследований» и лабораторий подрядчика. Как отмечают в миндортрансе, усилен и общественный контроль. Рабочая группа общественного контроля наблюдает и контролирует все стадии дорожного ремонта.
«В состав рабочей группы входят представители совершенно разных профессий: ветераны дорожной отрасли, преподаватели, учителя, студенты и так далее», – пояснил министр дорожного хозяйства Алексей Нечаев.
Также жители региона смогут на интерактивной карте оставлять свои замечания по качеству ремонта дорог. А чтобы дополнительно проконтролировать подрядчиков, в этом году миндор будет проверять соблюдение требований безопасности продукции, которая попадает под действие технических регламентов Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог».
«Для этого будут запрошены составы на асфальтобетонные смеси и протоколы лабораторных испытаний на исходные материалы (щебень, песок, битум, минеральный порошок, добавки) с декларациями соответствия. Для проверки достоверности качества материалов будем проверять асфальтобетонные заводы и лаборатории подрядчиков с отбором проб всех дорожно-строительных материалов для испытаний в собственной испытательной лаборатории», – рассказал Алексей Нечаев.
Лаборатории подрядчиков тоже будут проверены на соответствие ГОСТу. Только после проведенных проверок будет разрешена работа на объектах строительства, реконструкции или ремонта. И в течение всего сезона миндор будет проводить контрольный отбор асфальтобетонных смесей при укладке на объектах. А диагностика объектов будет проводиться по новым стандартам, включая такие параметры, как геометрия, коэффициент сцепления, ровности и прочности.
Фото: пресс-служба губернатора Челябинской области
Национальные проекты