10 апреля правительство может принять список организаций, имеющих системообразующее значение для экономики России. В него вошли крупнейшие компании нашей страны. Однако при внимательном прочтении становится ясно, что в списке есть и те, кому государственная помощь не нужна. Кто они – расскажем в материале «ФедералПресс».
Жить лучше не становится
Цены на нефть еще не восстановились, эпидемия коронавируса в России пока не идет на убыль. Одновременно в нашей стране продолжает действовать режим самоизоляции, который был ранее продлен президентом Владимиром Путиным до конца апреля.
Бизнес в складывающихся условиях выживает как может. Если туристические фирмы, рестораны и компании по торговле одеждой уже прекратили свою деятельность и готовятся к масштабным увольнениям персонала (фактически проводя их втихаря), то промышленные предприятия продолжают функционировать в прежнем ритме (с поправкой на проводимые ими меры по профилактике заболеваемости коронавирусом).
Тем не менее и им приходится нелегко, поэтому они ищут пути оптимизации расходов. «Сибур», например, временно перевел на четырехдневную рабочую неделю персонал в своей штаб-квартире и менеджеров на заводах. Сходным образом поступили «Российские железные дороги»: их правление одобрило введение режима неполного рабочего времени.
Завтра, 10 апреля, правительство планирует утвердить список системообразующих организаций. Он насчитывает 646 компаний, но может быть и дополнен.
Серьезные металлурги и иже с ними
При просмотре списка «счастливчиков» сразу бросается в глаза, что в него включены практически все основные металлургические компании – «Норильский никель», ТМК, УГМК, ОМК, «Мечел», «Промышленно-металлургический холдинг» и так далее, хотя их владельцы обладают многомиллионными состояниями и могут в случае необходимости из личных средств поддержать свои активы на плаву.
Но в их круг затесалась парочка весьма любопытных структур. Первая из них – Голевская горнорудная компания (ГГРК), входящая в состав «Интергео» миллиардера Михаила Прохорова. На протяжении многих лет она пытается построить на базе Ак-Сугского медно-порфирового месторождения в Тыве ГОК, способный перерабатывать 24 млн тонн руды ежегодно. Успеха ГГРК пока не добилась, хотя вроде бы начато проектирование необходимой энергетической инфраструктуры. Предприятие, как ожидается, должно заработать в 2023 году, и не совсем понятно, почему ГГРК попала в правительственный список – она же пока ничего построила.
Не менее занятным является нахождение в рядах системообразующих «Металлсервис-Групп». Согласно данным Rusprofile, она находится в Москве и занимается консультированием по вопросам коммерческой деятельности и управления. На самом же деле «Металлсервис-Групп» имеет сеть складских комплексов в ряде городов России и занимается торговлей черными и цветными металлами. Ключевым акционером «Металлсервис-Групп» является фирма «Электронкомплекс». Есть основания полагать, что в руководящий состав «Металлсервис-Групп» и круг ее владельцев входят Владимир Медведев, бывший глава охраны генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева, и Петр Манченко, экс-заместитель председателя Госплана одной из советских республик.
В то же время неясно, почему в перечень системообразующих организаций не включены конкуренты «Металлсервис-Групп» – «ДиПос», «Металлокомплект-М» и т. д. – они ведь тоже продают металлы по всей России.
Помощь зарубежным активам
Нашлось место в списке и для активов бизнесмена Михаила Гуцериева – «Русского угля», «М.Видео» и «Славкалия». Нахождение в нем «Русского угля» нареканий не вызывает: он не только поставляет уголь для нужд энергетики и жилищно-коммунального комплекса, но и обеспечивает занятость жителей нескольких населенных пунктов в Сибири и на Дальнем Востоке.
Зато относительно целесообразности включения в список «М.Видео», заработавшего в прошлом году 365,216 млрд рублей и получившего 91,015 млн рублей валовой прибыли, сомнения невольно появляются: пускай в ее магазинах продается широкий спектр бытовой техники и электроники, люди явно не каждый день нуждаются в таких покупках.
«Славкалий» по логике вещей вообще не должен числиться в системообразующих предприятиях РФ, поскольку ведет строительство Нежинского ГОКа в… Беларуси. Предприятие будет добывать калийные соли и получать из них хлористый калий – до 2 млн тонн в год. Инвестиции в него составляют 2 млрд долларов, в том числе 1,4 млрд долларов предоставил в виде кредита China Development Bank.
На российском рынке продукция Нежинского ГОКа точно будет лишней: весь спрос на хлористый калий вполне могут удовлетворить «Уралкалий» и «ЕвроХим». На каких основаниях «Славкалий» нужно считать важным для России, знает, наверное, лишь сам Михаил Гуцериев.
Все флаги в гости к нам
Вообще, судя по названиям компаний, среди них много игроков из ретейла и общественного питания, причем с иностранными корнями: например, американские сети ресторанов McDonald’s и Burger King или шведская компания IKEA, торгующая мебелью и товарами для дома, французская Leroy Merlin и немецкий поставщик обуви Adidas.
Наименования отдельных фирм известны, пожалуй, очень посвященным людям. Так, непримечательная «Аромалюкс» на деле оказывается подконтрольной кипрской Rive Gauche Group и продает под одноименным брендом парфюмерно-косметическую продукцию. Точно так же обстоят дела с ее конкурентом, «Алькор и Ко»: за его спиной высится опять-таки кипрская L'etoile Holdings.
Скромная компания «Домашний интерьер» управляет мебельными гипермаркетами Hoff. Ее владельцы, Михаил Кучмент и Александр Зайонц, ранее были топ-менеджерами «М.Видео» (последний известен организацией теннисного турнира серии Challenger специально для своего племянника Карена Хачанова).
Не забыты и продуктовые магазины сети «Вкусвилл», принадлежащей бывшему физику Андрею Кривенко, и универсамы «Верный», контролируемые «Союзом святого Иоанна Воина», который в действительности подчинен Александру Рогачеву. Его называют отцом российского ретейла, и доля правды в этом есть – помимо «Верного», он был основателем X5 Retail Group, известной магазинами «Пятерочка» и «Перекресток».
Больницам и школам вход запрещен
Разумеется, X5 Retail Group нашлось место в списке системообразующих организаций, хотя доходы у нее и без того неплохие (равно как у «Вкусвилла» и прочих продуктовых ретейлеров). В нем же значатся московские ЦУМ и «Детский мир» с их заоблачными ценами и три региональные компании с корнями на Кипре – «Альфа Владимир», «Альфа Рязань» и «Альфа Пенза», торгующие алкогольными напитками.
Достойна упоминания Crocus International – ядро Grocus Group, оперирующей колоссальным выставочным комплексом «Крокус-Экспо», концертными залами Crocus City Hall и Vegas City Hall, телеканалом «Жара», фитнес-клубами и еще много чем. Ее акционер, миллиардер Араз Агаларов, в январе нынешнего года публично раскритиковал низкие зарплаты и пенсии и высокое налоговое бремя в России.
И, наконец, в перечень входят уж совсем экзотические структуры – кадровое агентство «Анкор» скромного коммерсанта Олега Звягина, корпорация «Роснано» с ее одиозным председателем правления Анатолием Чубайсом и государственный холдинг «Росгеология», управляемый экс-заместителем министра экономического развития России Сергеем Горьковым (в январе Министерство финансов России выступило против выделения «Росгеологии» 65 млрд рублей из Фонда национального благосостояния), букмекерская контора «Фонбет» и специализированный застройщик «БизнесСити», не имеющий даже собственного сайта. Какими достижениями в сфере девелопмента отметились стоящие за «БизнесСити» Майя Пискунова и Анна Некрасова, выяснить не удалось.
Нет в списке только поликлиник, больниц и родильных домов, школ и вузов, библиотек. Вероятно, от медицинских и образовательных учреждений проку мало.
Преференции будут, но не сразу
Интригой остается вопрос, что же дает той или иной компании включение в список системообразующих организаций. По мнению отраслевых экспертов, сразу особых льгот никому не дадут.
«Список формируется для осуществления финансового мониторинга и проведения стресс-тестирования компаний, которые по обороту и численности сотрудников являются системообразующими предприятиями в стране и от них во многом зависит устойчивость экономики в целом. Нахождение в списке автоматически не дает предприятиям льгот, но позволяет рассчитывать на весомые меры поддержки со стороны государства в виде как доступа к льготному кредитованию, так и предоставления государственных гарантий по инвестиционным проектам, налоговым послаблениям и так далее», – считает Сергей Дейнека, аналитик «БКС Премьер».
«Потенциально фигуранты списка могут рассчитывать на оказание экстраординарной помощи в части предоставления кредитных ресурсов, преференций по участию в государственных тендерах, таможенных послаблениях. Разумеется, попадание в список не означает немедленного получения поддержки, большая часть системообразующих компаний в кризисы 2008–2009 и в 2014–2015 годах даже не обращалась за помощью, поскольку она накладывает значимые ограничения на их деятельность. Тем не менее сам факт нахождения в нем служит своеобразной страховкой на случай тяжелых рыночных обстоятельств и является фактором поддержки позиции на переговорах с кредиторами», – солидарен с ним Максим Худалов, старший директор АКРА.
Несколько иного взгляда придерживается Олег Богданов, ведущий аналитик QBF. «Попав в список системообразующих организаций, компания может пользоваться всеми льготами, которые предусмотрены правительством в данный непростой период. Сейчас речь может идти о полугодовом моратории на банкротство, рефинансировании или отсрочке платежей по обязательствам компании, ряде других преференций», – отметил он.
Между тем в перечне нет предприятий малого бизнеса, гибнущего под грузом навалившихся на него экономических проблем. Не лучше ли помочь прежде всего ему? Средства для этого можно найти, введя специальный налог для миллионеров и миллиардеров, чьи компании сейчас находятся в данном списке. В качестве основы для расчета налога можно использовать рейтинг богатейших предпринимателей России, каждый год публикуемый Forbes. Чтобы неповадно было клянчить поддержку у государства.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин