Национальная гильдия флористов России направила на имя главы Красноярского края Александра Усса обращение о необходимости исключить торговые точки, торгующие цветами, из списка предприятий, чья деятельность приостановлена в регионе. Почему выбран именно этот субъект Федерации, ждать ли подобных обращений на имя других губернаторов и какими социальными и экономическими последствиями грозит продолжение простоя цветочных павильонов, в эксклюзивном экспресс-интервью «ФедералПресс» рассказала вице-президент Национальной гильдии флористов России Алена Чудопал.
Бизнес завял
«Лучше сделать помощь избыточной, чем недостаточной». Эксперт о поддержке МСБ
Предприниматели Красноярского края последние недели работают в условиях строгих ограничений. С 28 апреля, согласно указу губернатора региона Александра Усса, здесь работали только магазины с товарами первой необходимости и аптеки. С 6 апреля список был расширен. Возобновили работу, например, нотариусы, зоомагазины и медицинские организации. По данным краевой администрации, с этого момента в крае работает около 40 % экономически активного населения.
Недавно обращение Уссу о необходимости возобновления работы направили представители цветочного бизнеса, попросив не распространять ограничение на их сферу деятельности. Авторы утверждают: если павильоны не начнут работу, это грозит региону серьезными социальными и экономическими последствиями. О реакции со стороны краевых властей пока неизвестно. О причинах обращения и рисках, которые возникнут, если голос цветочного бизнеса не будет услышан, рассказала вице-президент Национальной гильдии флористов России Алена Чудопал.
Главное
- 0:30 – Каким губернаторам адресовано обращение.
- 01:00 – Какие регионы обойдены вниманием и почему.
- 01:20 – Количество сотрудников в сфере цветочного бизнеса.
- 02:00 – В какой ситуации сейчас находится цветочный бизнес?
- 02:30 – Сроки и перспективы банкротства основных игроков рынка.
- 02:50 – Социальные последствия возможного банкротства флористов.
- 03:30 – Какой риск ситуация несет для дачного сезона.
«Третья неделя без работы приведет к банкротству павильонов»
В чем причина вашего обращения на имя губернатора Красноярского края? Ограничитесь ли вы только этим или есть планы и по другим регионам?
— Я выступила с инициативой разработки и написания этого письма на имя главы региона. Александру Викторовичу мы это письмо уже передали через канцелярию. У нас есть возможность пообщаться со службой протокола, узнать, как все это правильно делается. В других регионах письма сейчас передаются. Обработано порядка 45 % регионов России. Очень активна ситуация на Дальнем Востоке: Камчатка, Приморье, Хабаровский край. Исключение составляют два региона – Чукотка и Сахалин. Там мы пока еще не назначили представителя, который этим будет заниматься.
Сколько людей сегодня заняты в цветочном бизнесе в Красноярском крае, Сибири и стране в целом?
— Количество сотрудников в нашей сфере по Красноярскому краю – 6,2 тысячи человек. По Сибирскому федеральному округу – более 24 тысяч. По стране в целом – более 200 тысяч. И это только продавцы-флористы. Существуют еще сотрудники, которые обрабатывают цветы, которые организуют логистику. То есть в эти цифры не вошло еще очень много вспомогательного персонала.
От ограничений, которые связаны с коронавирусом, сегодня страдают многие виды предпринимателей. Почему вы считаете, что именно для цветочного бизнеса должно быть сделано исключение?
— Основные расходы в нашем бизнесе – это цветы. Это основные оборотные средства. Нет цветов – нет бизнеса. Две поставки уже утилизированы. Да, есть бесконтактная доставка, но это 10–15 % даже в самом продвинутом салоне. Если мы выбрасываем 85 % цветов, то закупить следующую поставку не на что. Третья неделя без работы приведет к банкротству маленьких салончиков и павильнов. Если еще это продлится две недели, то банкротиться будут и крупные организации. То есть утилизация препятствует покупке следующей партии, что сейчас и происходит.
Если власти все же не прислушаются к вашим пожеланиям, то какими социальными последствиями это может грозить?
— Надо понимать, что цветочный бизнес очень специфический. У нас скоропортящийся товар. Цветы нельзя сохранить в морозилке, на полке или в погребе длительное количество времени. 99 % сотрудников в нашей отрасли – это женщины. Средний возраст от 30 до 40 лет. Соответственно у них дети-дошкольники и школьники. Дальше: в конце апреля у нас родительский день. Его никто не отменял, и людям надо тоже где-то покупать цветы. Ритуальная флористика – неотъемлемая часть нашего бизнеса. Более того, сейчас начинается садово-огородный сезон, когда день кормит год. Практически все цветочные салоны занимаются продажей почвы, различных химикатов, удобрений, семян. Здесь мы получаем недовольство пенсионеров и всех, кто занимается дачами и огородами.
Коллаж: ФедералПресс / Елена Майорова
Мультиформаты «ФедералПресс»