Объявленная эпидемия коронавирусной инфекции нанесла удар по планам сотен тысяч выпускников, готовящихся к сдаче ЕГЭ и ОГЭ. И если девятиклассники в худшем случае смогут на два года остаться в школе и наверстать упущенное, то одиннадцатиклассникам вход во взрослую жизнь осложнили до предела. Как справляются с ситуацией родители, что могут предложить школа и вузы – в материале «ФедералПресс».
Дистанционное неравенство
Подготовку к выпускным экзаменам власти по сути переложили на плечи школьников и родителей. Сначала началась череда карантинов, объявленных в школах локально, потом продленные каникулы, и с 6 апреля – всероссийское дистанционное обучение.
При этом качество дистанцонки оказалось в разы ниже заявленного. Рекомендуемые платформы для обучения, не выдерживавшие наплыва школьников, «ложились» одна за другой. Не меньше вопросов было и непосредственно к организации уроков. Региональные министерства образования в растерянности рекомендовали по всем вопросам обращаться к классным руководителям и в школы. Но там тоже не знали, как четко и правильно организовать процесс. Неудивительно, что родители, чей доход это позволял, начали нанимать репетиторов.
«Мы очень растеряны, потому что пока не представляем, как подготовить дочь к поступлению в вуз. Уроков не стало, а дистанционное обучение подчас является формальностью. Очевидно, что школы просто не были готовы к такому развитию событий, но ведь без экзаменов в университет не примут. Мы сейчас наняли дочке сразу трех репетиторов, в месяц это около 25 тысяч рублей. Но понимаем, что постоянно платить не сможем, потому что у самих нестабильно с работой. Знаю, что многие сейчас прибегают к услугам репетиторов, но это очень дорого, точнее – стало значительно дороже. Что делать в этой ситуации – непонятно. Получается, что нас бросили в такой сложной ситуации. Очень боимся, что дочь не поступит в вуз», – рассказывает мать старшеклассницы Анны из Ульяновской области.
К имеющимся проблемам добавились и другие, например, нестабильная работа интернета в сельской местности и малых городах. Иногда, чтобы поймать сигнал, дети вынуждены были отправляться к ближайшей трассе или залезать на чердаки. Также родители жаловались на возросшую стоимость предоставляемого интернета. Минимального трафика не хватает, приходится переходить на другие, более дорогие тарифы, что в условиях экономической нестабильности больно бьет по карману.
Еще одна сложность оказалась связана с обеспечением учащихся оргтехникой – ноутбуками, компьютерами, планшетами. Во многих семьях был один ноутбук и простые смартфоны, которые невозможно использовать для полноценного обучения. Ситуация усугублялась, если, например, к двум учащимся прибавлялись родители, работающие на удаленке. И если многодетным или малообеспеченным семьям пообещали выдать технику на дом во временное пользование, то остальные должны справляться сами. Бесплатное, согласно Конституции, обучение внезапно потребовало значительных финансовых затрат. Многие семьи себе этого позволить просто не могут.
«Вышка» не для бедных
Рособрнадзор уже перенес даты ЕГЭ и ОГЭ. Они начнутся 8 и 9 июня соответственно. При этом, уповая на качественное дистанционное обучение, чиновники отказались упрощать выпускные экзамены.
«У меня есть подозрение, что средний балл в этом году может подрасти, – считает врио руководителя Рособрнадзора Анзор Музаев. – Потому что школьники сейчас не отвлекаются на другие предметы и могут подтянуть именно те, которые будут сдавать. Как правило, это два обязательных предмета и два по выбору».
При этом чиновники почему-то посчитали, что все школьники находятся в одинаковых условиях, что в корне неверно. По данным Росстата за 2018 год, многие семьи просто не могут позволить себе инвестиции в образование детей, так как 79,5 % семей испытывают трудности при покупке самого необходимого. Непредвиденные траты, к которым в том числе относится незапланированная покупка компьютера или других предметов длительного использования, в 2018 году была не по карману 53 % жителей страны. За прошедшее время российская экономика показала не настолько значительный рост, чтобы ситуация изменилась кардинально. А с учетом ограничений, из-за которых многие оказались на грани увольнения, она только ухудшилась. Тем более что, помимо затрат на оргтехнику и интернет, значительно выросла и цена на услуги репетиторов.
«Число обращений с просьбой подготовить к ЕГЭ значительно выросло в последние две недели. Лично меня находят знакомые, а также знакомые знакомых, активно работает сарафанное радио. Часть занятий я уже перевела в удаленный режим – через скайп. Но всех взять, конечно, не смогу – людей очень много, а поточная подготовка к ЕГЭ невозможна. Родителей я прекрасно понимаю – они волнуются, что их дети при дистанционном обучении не получат необходимых знаний. Большинство школ вообще не были готовы к дистанционке – начнем с того, что многие учителя просто, простите, «устаревшие», например, некоторые не умеют пользоваться компьютерами, мессенджерами. Мои коллеги, которые занимаются репетиторством, тоже говорят о повышенном спросе на их услуги, некоторые уже, насколько я знаю, поднимают цены – в полтора-два раза», – рассказала «ФедералПресс» на условиях анонимности репетитор из Ульяновска по обществознанию и истории.
ЕГЭ отменять не будут
Скептически отнеслись к возможностям дистанционного обучения и сами преподаватели высших учебных заведений. Они прекрасно понимают обеспокоенность родителей и те технические сложности, с которыми столкнулась средняя школа при подготовке к ЕГЭ.
Второе полугодие, особенно март-апрель, является финишной прямой, занятия идут интенсивно. Что касается репетиторов, то в регионах, даже в областных столицах, их немного. Тех, кто реально может подготовить ребенка к поступлению на бюджет в хороший вуз, можно пересчитать по пальцам, и места на подготовку бронируются за год до 11 класса. Таким образом, родители, рассчитывающие только на школьных учителей, оказались в заведомо проигрышной ситуации.
Некоторые депутаты Государственной думы посчитали уместным из-за объявленной эпидемии отменить ЕГЭ и даже обратились с предложением к премьер-министру Михаилу Мишустину.
«Сейчас ЕГЭ отсрочен чуть больше, чем на две недели. Но мы понимаем, что ситуация может не завершиться к началу мая, поэтому мы просим проработать версию отмены ЕГЭ в этом году», – выступил с инициативой зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин.
Проблему подтвердили и в Рособрнадзоре – организовать сдачу ЕГЭ дистанционно невозможно.
«У нас нет формы и технологии проведения дистанционного единого государственного экзамена на дому. Установить 750 тысяч пунктов на дому – это история неподъемная, эти пункты должны соответствовать, должны быть оборудованы, стандартизированы, вплоть до того, что общественный наблюдатель присутствует», – сообщили в Рособрнадзоре.
Поэтому единственное, на что пошли чиновники, – сдвиг сроков сдачи выпускных экзаменов. Как дистанционное обучение скажется на качестве подготовки, сейчас не может спрогнозировать никто. Теоретически Министерством просвещения и региональными исполнительными органами власти делается все, что возможно. Точнее, на что хватает ресурсов. По факту массу вопросов приходится на свой страх и риск решать учителям, классным руководителям и родителям, нарушая правила и неся значительные финансовые траты.
Преподаватели вузов, впрочем, вполне понимают ситуацию.
«Беспокойство родителей понять можно. Различные исследования уже показывают резкий рост спроса на услуги репетиторов. Причем стоимость занятий тоже значительно растет – например, зачастую стоимость часового занятия вырастает с 500 рублей до 1200! Это очень серьезно, далеко не каждый родитель может позволить себе такие траты.
Именно поэтому сегодня ключевой задачей государства является необходимость оперативно выстроить эффективную систему дистанционного образования – чтобы дети учились не для галочки, а вполне реально, получая необходимые знания. Современные технологии позволяют это делать. Пока же многие не верят, что только школа, особенно в удаленном режиме, способна подготовить выпускников к поступлению в высшие учебные заведения», – считает доцент кафедры социологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского Сергей Таланов.
Также в связи со сдвигом ЕГЭ были перенесены и сроки подачи документов. Согласно новому графику, 10 августа – последний день подачи документов в вузы, 11 августа – начало первой волны зачисления, 20 августа – вторая волна. Учебный год в Министерстве просвещения РФ надеются все-таки начать 1 сентября.
Фото: ФедералПресс / Елена Сычева
Пандемия коронавируса