Facebook – крупнейшая в мире социальная сеть, которая охватывает почти 1,5 млрд пользователей по всему миру, то есть практически каждый пятый человек на планете пользуется этим ресурсом. Ежедневно публикуются сотни миллионов текстов, среди которых могут быть и недостоверная информация, фейки и материалы, разжигающие вражду и социальную нестабильность. Неудивительно, что компания озаботилась профилактикой фейков, но вот то, как это происходит на примере постсоветского пространства, вызывает больше недоумения, чем удовлетворения. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Пару недель назад на сайте балтийского центра журналистских расследований Re:Baltica появилась новость о том, что дочерняя структура этой компании отныне будет официально заниматься проверкой фактов или фактчекингом публикации в Facebook на территории Прибалтики. С одной стороны, миссия благая – объем информации и фейков, тем более в связи с событиями последних месяцев, просто зашкаливает.
«Заниматься фактчекингом соцсетей необходимо и обязательно, потому что сегодня любой так называемый инфлюенсер может навязывать свою точку зрения неограниченному числу лиц. Ситуация с коронавирусом показала, что реальная, честная, правдивая информация становится на вес золота, потому что, не имея ее, ты веришь в любую чушь, люди в крайней степени нервозности могут совершать необдуманные поступки», – отметил в комментарии для «ФедералПресс» председатель комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич.
Другое дело, кто и как должен осуществлять модерирование информации в социальных сетях. По мнению Малькевича, эту работу можно организовать на принципах машинного интеллекта и определенных алгоритмов, которые будут на основе определенных критериев «отрезать» аккаунты, распространяющие большое число фейков или нежелательной информации, но одна из крупнейших IT-компаний мира пошла по другому пути. А именно, Facebook запустил партнерскую программу с некой Международной сетью проверки фактов (IFCN). Как писала RT год назад в большом расследовании, это проект американского Poynter Institute for Media Studies, созданный в 2015-м для «поддержки растущего числа фактчекеров путем продвижения лучшего опыта и сотрудничества в данной сфере». И сейчас все компании, которые хотят получить почетный статус «фактчекера Facebook», должны быть ассоциированными с этой структурой. Ассоциацией с IFCN бравирует и упомянутый ресурс Re:Baltica, на его примере и можно посмотреть, как и кто проверяет факты и решает, что читать пользователям соцсети в той или иной стране.
Как отмечают эксперты, Re:Baltica – это один из наиболее одиозных русофобских порталов в Прибалтике, его материалы тенденциозны и всегда стоят на страже латышского населения, тогда как российское меньшинство не особо их и заботит. По факту это означает, что русскоязычные пользователи Facebook даже на страницах соцсетей не смогут обсуждать свои проблемы и обращать внимание на важные для себя проблемы, поскольку «цензоры-фактчекеры» с большой степенью вероятности будут эту информацию пессимизировать, что в конце концов приведет к отключению аккаунтов.
«Выбор очевиден, Facebook показывает свои приоритеты. Без всяких стеснений и экивоков они говорят, что да, русскоязычный сегмент Facebook в Прибалтике будут проверять на благонадежность откровенные русофобы, которые будут сносить любую информацию, расходящуюся с представлениями властей Прибалтики, которые давили, давят и будут давить гражданские свободы, и ничего им за это не будет. А страдать будут люди, которые будут пытаться об этом рассказывать», – не сомневается Малькевич.
Интересно и то, на какие деньги живет «независимый» центр журналистских расследований. По данным, которые появлялись в СМИ, одним из наиболее щедрых жертвователей является фонд Джорджа Сороса «Открытое общество», признанный несколько лет назад нежелательным на территории России. Он же спонсирует тот самый IFCN и большинство партнеров, занимающихся фактчекингом по всему миру, – таких организаций насчитывается больше полусотни. В большинстве стран это структуры, открыто выступающие против местных властей, и особенно более ярко, если эти власти критикуют Запад и США, как, например, президент Филиппин. А если говорить о постсоветском пространстве, то партнером Facebook на Украине стал пару лет назад портал VoxCheck, который по своей сути и структуре финансирования практически ничем не отличается от Re:Baltica.
Вообще, проверкой фактов стоит озадачиться не только социальным сетям, но и популярным информационным ресурсам. «ФедералПресс» недавно уже писал о том, как проходят цензурирование и редактура в «Википедии» – те же тенденциозные подходы, недостоверные факты и намеренное искажение фактов в угоду сиюминутным интересам определенных акторов. При этом «Википедия» входит в десятку самых популярных сайтов мира, многие люди безоговорочно доверяют опубликованной там информации. Но открытая структура позволяет вмешиваться в редактуру любым людям, а сами статьи практически не проходят никакого контроля. Отсюда появляются, например, «энциклопедические статьи» о российском вмешательстве в американские президентские выборы 2020 года, которые состоятся через полгода.
«Абсолютно не приходится сомневаться в односторонней модерации «Википедии» и Facebook – это не низкий уровень профессионализма, это сознательно стоящие перед ними задачи. Фонд защиты национальных ценностей, который я возглавляю, готовит сейчас к публикации доклад о нарушении прав пользователей со стороны корпорации Google. Там есть факты, что в 2018 году Верховный суд США подтвердил, что корпорация Google, до этого так было и с Facebook, является частной организацией, действия которой не подпадают под первую поправку Конституции США про свободу слова. Проще говоря, эти организации имеют право публиковать кого хотят, удалять кого хотят, цензурировать как хотят. Речь не о профессионализме, а о тенденциозном подходе и отсутствии объективности. При этом тратятся деньги на определенных лидеров мнений, которые по своим темникам рассказывают по своей интернет-пастве о том, что интернет – территория свободы», – резюмирует Александр Малькевич.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин