Правительство России дополнило список пострадавших от коронавирусной эпидемии отраслей. Одной из таких признана деятельность в области демонстрации кинофильмов. Тем не менее конкретные меры поддержки до сих пор не определены. В то же время остальные деятели киноотрасли считают, что они тоже нуждаются в поддержке. Производятся ли фильмы в условиях карантина? И какой станет отрасль после победы над коронавирусом? Разбирался «ФедералПресс».
«Кина» не будет
Еще с начала марта мировые кинокомпании стали заявлять о переносе премьер долгожданных кинолент. Так, эта участь постигла 25-й фильм о Джеймсе Бонде – «Не время умирать». Теперь поклонники агента 007 смогут увидеть картину не в апреле, как это планировалось ранее, а лишь в конце ноября.
Переносятся премьеры и российских фильмов. Из-за пандемии не удалось осуществить повторный прокат фильма «Курьер» Карена Шахназарова, также весной 2020-го массовый зритель не сможет ознакомиться со снискавшей славу на международных кинофестивалях картиной Sheena667 молодого российского режиссера Григория Добрыгина.
Из-за мировой эпидемии отменился даже один из главных мировых киносмотров – Каннский фестиваль. В мае он не состоится точно, а вот будут ли его проводить организаторы в другие даты текущего года, пока не известно.
Российская киноотрасль также тяжело переживает коронакризис. Поэтому распоряжением правительства РФ от 10 апреля «Деятельность в области демонстрации кинофильмов» наряду со «Стоматологической практикой» была внесена в список отраслей российской экономики, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Как теперь государство будет поддерживать кинотеатры?
Глава Ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин в беседе с «ФедералПресс» рассказал, что расширение правительством списка пострадавших отраслей позволит использовать положительный эффект от тех программ поддержки, которое оно принимает. «Другой вопрос: пока, естественно, никто ни на уровне правительства, ни на уровне регионов не понимает, какие это должны быть программы. Еще рано говорить об эффектах от поддержки. Крупные сети кинотеатров не попадают в категорию малого или среднего бизнеса, потому что у больших сетей – большой оборот. Сейчас идет осмысление того, насколько глубоко мы падаем», – описал сложившуюся ситуацию Березин.
Также о конкретных мерах поддержки ничего не смог сказать и исполнительный директор Фонда кино Вячеслав Тельнов. Тем не менее он заверил, что фонд продолжает свое функционирование, хотя и назвал текущее положение вещей «плачевным». «Будем смотреть, насколько долго все это будет происходить и когда откроются кинотеатры. Будем исходить из этого», – прокомментировал Тельнов.
«Не в первый раз»
Демонстрация кинофильмов является лишь верхушкой айсберга киноотрасли, для которой по всему миру наступили не лучшие времена. И все-таки в России исчезнуть она не может.
Об этом «ФедералПресс» рассказал кинорежиссер, генеральный директор концерна «Мосфильм» Карен Шахназаров. Он напомнил, что киноиндустрия в России практически полностью субсидируется государством, поэтому она в определенной степени имеет больше возможностей выжить, чем западная киноиндустрия, которая во многом зависит от кинотеатров.
Положение одной из самых важных для киноотрасли России площадок – «Мосфильма» – Шахназаров описал как прочное. «Мы переживем, у нас довольно большой запас прочности. Мы в таком состоянии можем находиться несколько месяцев. Хотя нам никто не помогает. «Мосфильм» выплачивает зарплату на том же уровне, что и до начала пандемии, выплачиваем из своих средств. Насчет «Мосфильма» можно не беспокоиться, у нас будет все нормально», – жизнеутверждающе заявил режиссер.
Тем не менее Шахназаров считает, что в целом «отрасль понесет серьезные потери». «Прежде всего это касается прокатчиков, кинотеатров», – дополнил он.
С коллегой солидарен продюсер, руководитель компании «СТВ», председатель правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения Сергей Сельянов. Он напомнил, что в настоящее время «все съемочные процессы остановлены, сотрудники съемочных групп зарплату не получают».
Сельянов рассказал, что продюсеры доносят свою точку зрения о необходимости поддержки до правительства, но пока «позитивных сигналов на этот счет» не получают. «Убытки отрасли в течение трех следующих лет оцениваются в 150 млрд рублей. Мы в этом году не сможем начать большую часть проектов, потому что большинство съемок заканчивается в октябре. В целом кризис будет продолжаться лет пять. Ну, ничего, не в первый раз», – отметил продюсер.
Минус четверть
Когда же отрасль начнет выходить из кризиса?
По мнению Олега Березина, российские кинотеатры откроются либо в августе, либо в октябре. «В отличие от многих других отраслей, кино является глобально-интернациональной областью деятельности, мы зависим от фильмов, мы зависим от продюсеров – российских и зарубежных. Открываться нам придется больнее и сложнее, чем закрывались, хотя это тоже было непросто», – предупредил он.
Березин предположил, что, когда закончится карантин, скорее всего, останутся ограничения на проведение массовых мероприятий, под которыми можно понимать и киносеансы. Таким образом возникнет проблема: часть кинотеатров откроется, а часть – нет.
Глава Ассоциации владельцев кинотеатров Березин считает, что все будут ждать, когда откроется основное количество кинотеатров. «До этого момента нормальные дистрибьюторы выпускать свои фильмы не будут. Когда же все откроются, то дистрибьюторам понадобится три-четыре недели для того, чтобы запланировать дату показа того или иного фильма, начать рекламную кампанию и в конечном итоге, помимо рекламной кампании фильма, начать кампанию по привлечению людей в кинотеатры», – объяснил он.
В итоге, по мнению эксперта, открытие кинозалов будет происходить постепенно, однако арендодатели, некоторые из которых пошли навстречу кинотеатрам и отменили или снизили плату за пользование помещением, потребуют вносить арендные платежи не постепенно, а наоборот, сразу же после открытия. Из-за этого такое открытие переживут не все.
Березин прогнозирует, что прекратит работу примерно 25 % кинотеатров. Он утверждает, что, по самому оптимистичному сценарию, для восстановления рынка понадобится год или два.
Для того чтобы восстановление произошло быстрее, необходимые меры нужно предпринимать уже сейчас. Как заявил «ФедералПресс» советник президента России по культуре Владимир Толстой, «министр культуры Любимова сейчас пытается оказать необходимое содействие, но пока не все удается, насколько я понимаю».
Хорошо, что удается хотя бы что-то. Коронавирус лишил нас свободы передвижения, но возможностью наслаждаться киноискусством он лишить нас не может. Не должен.
Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский
Экономический кризис