Подходит к концу очередная неделя самоизоляции. В части регионов ограничения для жителей и бизнеса сохраняются, однако многие уже пошли на смягчение требований. К заявленным федеральным мерам поддержки и списку системообразующих предприятий региональные власти добавляют свои инициативы. Цель — поддержать предпринимателей и максимально сохранить бизнес и рабочие места. В рамках проекта «Антикризисная повестка недели. Бизнес» «ФедералПресс» изучил ситуацию в Кемеровской области.
Ставки сделаны
Кемеровская область стала одним из самых ярких примеров в Сибири в вопросах поддержки бизнеса, переживающего сейчас экономические трудности. Здесь уже приняты решения по мерам налоговой поддержки. Для предпринимателей, использующих систему «доходы минус расходы» ставка налога снижена с 15% до 5%, а для тех, у кого он исчисляется со всего дохода — с 6% до 1%. Для компаний, имеющих льготную ставку в 3% и относящихся к пострадавшим от коронавируса отраслям, сбор также сокращается до 1%. Столько же будут платить предприниматели, которые находятся на УСН и занимаются охотой, сельским хозяйством, лесозаготовкой, производством одежды и обуви, лекарств, ремонтом и монтажом машин, предоставлением соцуслуг и другими видами.
Более чем вдвое будет снижен налог на имущество для гостиничных, туристических, сервисных организаций, общепита и ряда других — с 2,2% до 1%. Единый налог на вмененный доход сокращается с 15% до 7,5%. Право на налоговые преференции получат и владельцы торгово-офисной недвижимости — при условии снижения арендных ставок арендаторам.
При этом предприниматели могут лишиться прав на льготы при нарушении административного кодекса. Например, в части санитарно-эпидемиологических норм.
Из-за всех принятых мер бюджет региона недополучит более 1 млрд рублей — в дополнение к дефициту, который составляет 23 млрд рублей. Чтобы экстренно принять меры помощи, депутаты собрались на внеочередную сессию и проголосовали за эти инициативы сразу в двух чтениях.
«Принятые меры позволят снизить негативные последствия пандемии коронавируса на объекты малого и среднего бизнеса и дадут возможность сохранить трудовые коллективы», - резюмировал на мероприятии министр финансов Кузбасса Игорь Малахов.
Политика максимальной открытости
С конца минувшей недели власти Кубасса максимально либерализовали работу торговых точек. Сегодня магазинам и даже рынкам разрешено вести деятельность во всех городах региона, кроме Кемерово и Новокузнецка — единственных населенных пунктах, где зафиксированы случаи коронавируса – 11 эпизодов на момент выхода распоряжений.
При этом закрытыми остается большинство павильонов в торгово-развлекательных центрах — здесь имеют право работать только аптеки, салоны связи и магазины с товарами первой необходимости. Вернулся даже прежний график работы общественного транспорта, включая внутриобластные маршруты.
«Если обстановка, связанная с распространением коронавируса, резко ухудшится, мы восстановим ограничения. На сегодня такой необходимости нет», - объяснил такие решения губернатор Кузбасса Сергей Цивилев.
Какой с них спрос
Ряд предприятий области сумели адаптироваться под изменившиеся экономические условия. Еще в конце марта Тайгинская швейная фабрика перешла на выпуск многоразовых медицинских масок из нетканого материала спанбонда. Предприятие выпускает порядка 500 масок в день. На продукцию стали сразу приходить заявки от угольщиков и металлургов региона.
А Кемеровский механический завод несколько дней назад отчитался о начале выпуска клапанов для аппаратов искусственной вентиляции легких. Уже изготовлен промышленный образец, ведется подготовка к получению разрешительной документации, первые 15 клапанов должны пройти испытания в ближайшие дни. Интересно, что до последнего времени такую продукцию выпускал только один завод в России.
КМЗ работает уже 90 лет и относится к старейшим предприятиям областной столицы. В основной жизни завод специализируется на производстве разнокалиберных боеприпасов, а также запчастей для сельхозтехники, спорттоваров, тары, ножей, инструментов и другой продукции.
Остались без ужина
Как и по всей стране, болезненно переживает экономический кризис сфера общепита. Например, владелец четырех ресторанов в Кемерово Иван Печерский официально предложил своим сотрудникам написать заявление об увольнении по собственному желанию и встать на учет в службу занятости — чтобы они могли получать пособие по безработице в ближайшее время. Когда кризисное время закончится, предприниматель обещает принять их обратно на работу.
«Для меня это не расставание, а вариант материальной помощи. Как только мы откроем двери, я всех буду принимать назад», - объяснил он.
Остальных же сотрудников предупредили о том, что они не смогут получать обещанные две трети заработной платы.
При этом обнародованные властями меры поддержки Печерский не считает ощутимыми для отрасли. По его расчетам, ресторан в режиме доставки может заработать за месяц до 500 тысяч рублей, и в этих условиях снижение УСН с 6% до 1% не принесет какого-то заметного экономического эффекта. В целом же, по его оценке, оборот упал в 10 раз.
«С марта мы накапливаем долги по всем фронтам. И когда мы откроем двери, то будем понимать, что первая цель — рассчитаться за все долги. И если платить сотрудникам 2/3 зарплаты, это значит, что меня заставляют взять кредит, который потом придется выплачивать. Но я не могу к уже взятым мной обязательствам новые обязательства, потому что это может привести к краху и закрытию ресторанов», - рассуждает он.
Время прощаться
Другой страдающей от коронавируса отраслью стал гостиничный бизнес. Председатель «Гильдии гостеприимства Кузбасса» Василий Бочкарев также оценивает сокращение выручки на десятикратном уровне.
«Большинство сфер отельного, ресторанного бизнеса, фитнес-клубов и других представителей малого предпринимательства достаточно серьезно закредитованы. И эти обязательства никто не отменяет. К сожалению, наиболее удачная мера, чтобы пройти через сложившуюся ситуацию - увольнение сотрудников», - объясняет Бочкарев.
Всего, по его оценке, в сфере занято около 30 тысяч человек, а с учетом членов семьи цифра пострадавших от этого может утроиться. При этом он привел пример: средняя зарплата горничной в области — 23 тысячи рублей, в том числе оклад — 13 тысяч рублей. В режиме простоя она будет получать 2/3 от этой суммы, то есть 9,5 тысяч рублей. В то же время при устройстве через биржу труда уволившимся положена выплата в 15 тысяч рублей в месяц.
«Но самое главное, если люди не будут внимать в этот вопрос, откажутся писать заявление по собственному желанию и решат остаться на предприятии, то существовать такому предприятию останется кому-то считанные недели, кому-то месяцы», - добавил он.
Ранее гильдия подготовила свои предложения по мерам поддержки: отмена всех налогов и страховых сборов, субсидирование 80% заработной платы и 50% коммунальных платежей. Принятые же на данный момент меры в основном не меняют ситуацию.
«Снижение страховых сборов с 30 до 15% в части, которая превышает МРОТ, не коснется большинства компаний, потому что 80% сотрудников и так получают МРОТ. Снижение налогов — это безусловно хорошая мера, но когда у предприятия снижается выручка в 10 раз, кардинально картину это никак не меняет. То есть вместо убытка в 1 млн рублей предприниматель получает его же, но в размере 950 тысяч рублей», - объясняет Бочкарев.
Уголек не погаснет
В то же время Кемеровская область демонстрирует высокий уровень устойчивости в сравнении с другими сибирскими регионами. Правительство РФ в настоящее время завершает подготовку списка системообразующих предприятий. Из 646 наименований, фигурировавших в предварительном перечне, 32 относятся к СФО, и компании составляют более трети из них. В основном речь идет об угледобывающих компаниях: «Угольная компания «Кузбассразрезуголь», шахта «Листвяжная», ООО «Ресурс», участок «Коксовый», ПАО «Южный Кузбасс», АО «Черниговец» и ОАО «СДС-уголь». Больше того, именно представители Кузбасса занимают больше половины от всех попавших в список организаций, занимающихся добычей угля. Это значит, что предприятия, являющиеся основными налогоплательщиками и работодателями области, смогут рассчитывать на поддержку со стороны федерального центра.
Впрочем, и в этой сфере есть свои трудности. На минувшей неделе начались сокращения порядка 400 человек на шахте «Алексиевская» в Ленинск-Кузнецком районе. Утверждается, правда, что процесс не связан с нынешним коронавирусом, а вызван ранее начавшейся процедурой банкротства.
«Сокращения идут согласно принятому плану, никаких нарушений в этом процессе не зафиксировано», - поделился председатель территориальной организации Углепрофсоюза Николай Томшин.
Фото:ako.ru
Главное за неделю в регионах