Российские регионы противостоят коронавирусной угрозе. Ситуация меняется с каждым днем, но уже сегодня есть субъекты, где пандемию удалось если не остановить, то существенно замедлить. Проработан комплекс мер, которые приняли губернаторы для борьбы с коронавирусом. Они уже позволили некоторым регионам начать возвращение к нормальной жизни. Один из удачных примеров в этом смысле – Сахалинская область. На карте распространения коронавируса она находится в нижней части списка. Здесь всего зафиксировано 19 случаев заражения коронавирусом, за сутки 23 апреля новые инфицированные не выявлены. Кроме того, в регионе никто не погиб от коронавируса. Как Сахалинская область справляется с пандемией, в интервью «ФедералПресс» рассказал губернатор Валерий Лимаренко.
Валерий Игоревич, как вы могли бы описать обстановку с коронавирусом в регионе?
– У нас всего зарегистрировано 19 случаев заражения, при этом уже 12 человек выздоровели. Среди тех, кто поправился, есть даже 80-летний житель Сахалинской области. Всплеска новых случаев коронавируса у нас не наблюдается.
Какие меры были приняты по борьбе с пандемией?
– Всех, кто приехал в регион, мы в обязательном порядке отправляем на самоизоляцию на две недели. Людям в порту или в аэропорту измеряют температуру, делают тест на коронавирус. Мы проводим экспресс-анализ, который показывает результат уже через 20 минут. Граждане, прописанные в Сахалинской области, проходят самоизоляцию дома. Если это иногородние, они проходят самоизоляцию в гостиницах, детских лагерях, домах отдыха. Все объекты, куда попадают люди, мы считаем объектами потенциальной опасности. Это вокзалы, аэропорты, морские порты, зоны обсервации. Там назначены ответственные лица.
Всего в регионе около тридцати подобных зон. Есть там и комиссар санэпиднадзора, который наблюдает за людьми. Из шести тысяч пять находятся дома, тысяча – в специальной обсервации. В день к нам прибывает около 200 человек, с каждым днем все меньше. Мы вынуждены эту систему поддерживать, поскольку у нас есть трудовая миграция на проекты «Сахалин-2», «Сахалин-3». Также у нас есть крупнейшие месторождения угля, работают компании, которые добывают рыбу.
Удалось отследить, откуда был завезен коронавирус на Сахалин?
– Могу отметить, что мы выявляли случаи коронавируса, в первую очередь, у приезжих из-за границы и из Москвы. Поэтому меры самоизоляции для прибывших в Сахалинскую область граждан оправданы. Мы отслеживаем контакты этих лиц, чтобы выявить весь их круг общения. Члены семьи вместе с прибывшими уходят на самоизоляцию также на 14 дней. Гражданам звонят по телефону, волонтеры в случае потребности приносят еду, помогают. Полиция также следит за тем, чтобы прибывшие соблюдали режим самоизоляции.
Активно используем ресурсы системы «Безопасный город». Она анализирует изображения более чем с тысячи видеокамер. Онлайн-мониторинг ведется круглосуточно. Выявлено свыше ста случаев нарушения режима. Оформлено штрафов на сумму порядка 1,5 млн рублей.
Также проводим массовую дезинфекцию помещений, общественного транспорта. Кроме того, у нас закрыта часть предприятий, связанных с контактами людей. Например, торговые центры. Неработающие сейчас – около 3% от общей численности населения. Но эти люди испытывают сложности. Хорошо, что нам удалось открыть парикмахерские, салоны красоты и прочее. С соблюдением необходимых мер, конечно.
Я несколько раз обращался к людям через прямые эфиры, предупредил весь бизнес, что обязаны платить работникам зарплату. Кому трудно – дадим беспроцентный кредит. Следим за этим строго. Таким образом, в социальном смысле ситуация в регионе стабильная. Хотелось бы, чтобы меньше людей ходило по улицам, по выходным выезжало в лес. Но в целом жители ведут себя организованно. Мы выстроили надежную систему и надеемся, что и в дальнейшем будем контролировать ситуацию.
В мире принято считать, что одной из лучших мер профилактики коронавируса является массовое тестирование. Насколько мне известно, Сахалинская область лидирует в России по числу проводимых тестов на коронавирус. За счет чего этого удалось достичь?
– Мы начали с того, что поставили такую задачу – мы должны тестировать всех, кто прилетает, и затем – когда они будут выходить с карантина, поскольку первый тест не всегда выявляет то, что нужно. Считаем также, что нельзя человека выпустить из карантина, не проверив его легкие. Профилактическое обследование положено и жителям с симптомами ОРВИ, пневмонии или бронхита. Диагностику на всех компьютерных томографах проводим круглосуточно, по 500 исследований. То есть это то, что сейчас называется «московским опытом». Мы месяц живем в этой системе. Два теста плюс КТ с каждым, кто попадает на карантин или обсервацию. Таким образом проверили легкие восьми тысяч человек.
Сегодня две тысячи человек в день проходят тестирование. Начинали с шестисот. В прошлом году мы приступили к масштабной реформе здравоохранения. Подняли зарплату в медицине, пригласили персонал. В прошлом году сделали закупку современного оборудования. В пересчете на одного человека у нас доступность оборудования лучше, чем в европейских странах. Поликлиники стали доступнее, сама система работает более эффективно. Ежедневно делаем более двух тысяч исследований. По этому показателю наша область действительно одна из лидеров в стране. Кроме того, все, кто находится на карантине, помимо тестов, проходят обязательную компьютерную томографию легких. И еще есть свободные мощности.
Внедрили технологию «бережливой поликлиники» и предоставили населению возможность выбирать лучшие медицинские организации. У Роспотребнадзора и службы здравоохранения выстроились хорошие отношения. Выстроилось взаимодействие с полицией и другими службами. Были случаи, когда приезжали «нерадивые» из командировок и выходили на работу, их тут же находили и сажали в самоизоляцию. Довольно организованное взаимодействие.
Какие отрасли экономики больше всего пострадали от пандемии?
– Ограничения затронули работу гостиниц и сферу общественного питания, платных услуг населению, сферу туризма. Это 88 видов деятельности. Неделю назад вывели на работу парикмахерские, салоны красоты, то, чем пользуются хозяйки. Заранее объявили, купили необходимые средства защиты. В каждой парикмахерской предусмотрено расстояние между креслами, висит информация о необходимости соблюдать санитарные правила. Следим за этим.
Кроме того, в преддверии охотничьего сезона возобновили розничную торговлю оружием и боеприпасами в специализированных магазинах. Также возможно приобрести мотоциклы и детали для них в специализированных торговых точках. Разрешили практические занятия в автошколах, теорию рекомендуется преподавать дистанционно.
В Европе сейчас магазины площадью несколько сотен метров начинают открывать при определенных условиях. И мы тоже к этому готовимся. Понимаем, что бизнес переживает тяжелое время. Закрылись торговые центры, работают магазины с продуктами и товарами первой необходимости. Мы принимаем все меры, чтобы скорее вернуть все сферы экономики к нормальной жизни. С 20 апреля ввели некоторые послабления в ограничениях. Возобновлена работа предприятий по 11 видам экономической деятельности.
Сегодня в числе неработающих остается около трех процентов населения Сахалинской области. Это небольшая доля, но им, безусловно, нужна поддержка, и мы ее оказываем.
Какие меры принимаются для поддержки малого и среднего бизнеса?
– В первую очередь – снижение налоговой нагрузки. Существенно уменьшены ставки для предприятий, наиболее пострадавших от пандемии и тех, которые используют упрощенную систему налогообложения. Снижен налог по «упрощенке» с шести до одного процента. Ресурсоснабжающие организации не выставляют пени. Снизили налог на имущество с 1,5 до 0,5%. Снизили ставки по кредитным займам (с 5-6 % до 2-3% в зависимости от вида деятельности). Предоставляем отсрочку по арендной плате за пользование областным и муниципальным имуществом.
Договорились с банками по рассрочке выплаты кредитов. Это чувствительный вопрос. Порой обращаются предприниматели, а им отказывают по формальным признакам. Потому все вопросы решаем сообща. Нужно рассматривать рассрочку платежей, реструктуризацию долго, и бизнес откликается.
Хочу отметить, что работаем с бизнесом индивидуально. Принимаем обращения через специальные интернет ресурсы «Сахалин. Онлайн», «Бизнес. Сахалин. Онлайн». Это первый пакет мер. Будем следить за развитием ситуации, оценивать их эффективность и достаточность, в соответствии с этим принимать новые решения. Но, какие бы меры мы ни принимали, все равно людям тяжело. Мы это понимаем и планируем открывать бизнес, но при этом не создавая опасность для жизни граждан.
Если говорить о жителях, которые остались без работы, какие меры поддержки их принимаются?
– Сразу скажу, у нас безработных порядка полутора тысяч человек. Мы активно боролись с безработицей в обычной жизни. Здесь несколько вариантов. Некоторые люди стали безработными с 1 марта. Таких 98 человек. Мы будем их оформлять, с учетом северных надбавок пособия составят от 17 до 30 тысяч рублей. Самозанятым предлагаем оформиться и получить выплату, которую платят безработным. Есть у нас шесть тысяч рабочих мест в отраслях, которые готовы брать людей – торговля, строительство, сельское хозяйство.
За эти несколько недель в центры занятости обратился 631 человек. 257 из них уже трудоустроены и обращаются со словами благодарности. Кроме того, работает свыше двухсот социальных программ.
Создана «Касса взаимопомощи». Свой вклад в нее вносят крупные бизнесмены. Те, кто потерял работу или временно остался без зарплаты, могут обратиться туда и получить до 25 тысяч рублей. На сегодняшний день обратились 52 человека. Заявления рассмотрены. По 27-ми из них принято решение оказать поддержку по линии министерства социальной защиты. На выплату материальной помощи из кассы взаимопомощи направлены 25 заявлений. По десяти из них средства уже выплачены.
Сахалинское ипотечное агентство предоставляет кредитные каникулы своим заемщикам. Речь идёт о людях, чьи доходы в сравнении с 2019 годом снизились более чем на 30%. Причем сумма займа значения не имеет.
Стали подписывать соглашения с профсоюзами, со строительными и дорожными отраслями. Отрадно отметить, что работают газовые, нефтяные отрасли, добыча морепродуктов. Это экспортная продукция с хорошей выручкой в бюджет. Работают сферы транспорта и строительства. Чтобы экономика работала, мы специально занимаемся контролем трудовой миграции вахтовых бригад буквально в ручном режиме. В том числе совместно с губернатором Хабаровского края Сергеем Фургалом.
Как Сахалинская область остановила распространение коронавируса? Полную версию интервью с Валерием Лимаренко можно увидеть на Youtube и в социальных сетях «ФедералПресс»
2:00 об изоляции приезжих
7:25 о готовности населения к самоизоляции и нарушителях режима
07:12 кому было выгодно ставить знак равенства между Сталиным и Гитлером?
14:18 о пострадавших отраслях и мерах поддержки экономики
Фото: пресс-служба Правительства Сахалинской области
Мультиформаты «ФедералПресс»