Пандемия коронавируса вновь поставила вопрос об объединении систем здравоохранения Екатеринбурга и Свердловской области. Он обсуждается на протяжении почти десяти лет, в течение которых контроль над больницами был предметом торга городских и областных политиков. О том, почему существующий расклад перестал устраивать власти, кто пытается помешать реформе и какими кадровыми перестановками это грозит, – в материале «ФедералПресс».
Пациент не реагирует
О том, что Свердловская область перестанет делегировать Екатеринбургу свои полномочия в сфере здравоохранения, первый вице-губернатор Алексей Орлов заявил на заседании регионального заксобрания. Он пояснил, что объединение городской и областной систем здравоохранения станет возможным после инвентаризации имущества муниципальных больниц и обсуждения с областными депутатами и депутатами думы Екатеринбурга. До этого планируется запустить несколько пилотных проектов: например, единую детскую больницу.
«Это рекомендация Минздрава». Первый зам Куйвашева о передаче области екатеринбургских больниц
Первый вице-губернатор не стал скрывать, что «отсутствие коммуникации, отсутствие реагирования на решения, принимаемые на уровне субъекта, неисполнение рекомендаций» привело к печальным последствиям во время вспышки коронавирусной инфекции на территории региона. Но речь шла, в частности, о заражении почти 100 медиков и пациентов городской больницы № 1.
Глава Екатеринбурга Александр Высокинский после этого заявил, что процесс объединения начался еще в 2019 году и не связан с пандемией коронавируса. Тем не менее никто не сомневается, что именно распространение инфекции и, в частности, массовое заражение в горбольнице № 1 станут катализатором реформы.
«Недостаток этой системы, на мой взгляд, и привел к тому, что у нас в первой больнице вспышка коронавируса. Насколько я знаю, областное министерство еще полгода назад выражало недовольство ее руководством», – заявил корреспонденту «ФедералПресс» депутат регионального заксобрания Вячеслав Вегнер. Он сравнивает схему, в которой указания поступают из федерального министерства в областное, а оттуда в городское управление здравоохранения, с «глухими телефончиками».
«В системе здравоохранения целесообразна единая система управления, особенно это видно на фоне сложной ситуации, которая происходит сейчас, с учетом взаимообмена между регионом и городом большого количества приезжих, которые не прописаны в Екатеринбурге», – пояснил корреспонденту «ФедералПресс» председатель областной организации по защите прав пациентов Максим Стародубцев.
Рудимент противостояния
Известно, что слияние двух систем здравоохранения обсуждается еще с 2011 года, когда был принят соответствующий федеральный закон. Именно по нему сейчас живут остальные муниципалитеты Свердловской области. Тем не менее закон допускает делегирование полномочий, которое и было применено по отношению к Екатеринбургу. Жесткую позицию тогда заняла «городская команда», противостоявшая «областной». В частности, независимость муниципальной системы здравоохранения лоббировали первый замглавы горздрава Татьяна Савинова (ныне вице-губернатор Оренбургской области) и ее супруг, председатель комиссии гордумы по соцзащите Константин Савинов (ныне главврач ГКБ № 2 Екатеринбурга).
В 2015 году произошел новый виток «войны города и области», когда регион предпринял наступление на градостроительные и рекламные полномочия Екатеринбурга. Тогда губернатор Евгений Куйвашев заявил и о возможности передачи полномочий в сфере медицины, воспользовавшись скандалами с оптимизацией поликлиник на окраинах уральской столицы. Предложения звучали и в областном заксобрании, что вновь вызвало негодование «городской команды».
Депутат заксобрания Алексей Коробейников, который тогда резко критиковал городскую медицину и считался главным сторонником передачи полномочий, заявил корреспонденту «ФедералПресс», что решать их судьбу будет губернатор.
«Я думаю, что и на оперативном штабе [по противодействию коронавирусу] вопрос будет обсуждаться», – сказал политик.
Как говорит Максим Стародубцев, ранее между двумя системами здравоохранения происходило «определенное соревнование».
«Но в той ситуации, которая сложилась сейчас, когда противостояние города и области практически исчезло и появилась административная вертикаль, горздрав является рудиментом», – заключил он.
«Лишний аппарат чиновников»
Изменениям и сейчас пытаются придать политическую окраску: резко против реформы выступил лидер фракции «Яблоко» в гордуме Константин Киселев. Он считается одним из главных соратников спикера Игоря Володина в его противостоянии городской администрации. На своей странице в Facebook он заявил, что больницы Екатеринбурга могут потерять поступления из муниципального бюджета.
Вячеслав Вегнер, напротив, считает эти опасения безосновательными: он отмечает, что значительная часть денег поступала из бюджета области и ранее, а расходы на уплату больницами налогов он называет несвойственными городской казне. Кроме того, Вегнер подчеркивает «полный бардак» с инвентаризацией имущества и земель больниц, который и мешает передать их областным властям.
«Медицина – это отрасль, которая должна и финансироваться централизованно, и управляться централизованно. Такие промежуточные звенья в виде отдельных управлений не совсем правильны. Это лишний аппарат чиновников от медицины, а не для медицины», – категоричен депутат.
Справится ли Цветков?
Объединение двух систем серьезно увеличит нагрузку на областной минздрав, при этом работа действующего министра Андрея Цветкова даже сейчас вызывает множество нареканий: достаточно вспомнить прогремевший на всю страну скандал с массовыми увольнениями врачей в Нижнем Тагиле. В областной детской клинической больнице, которая должна стать базой для пилотного проекта в рамках реформы, всего полгода назад медики подписали открытое письмо с жалобами на низкие зарплаты. В сложившейся ситуации наблюдатели не исключают замены Цветкова на кого-либо из влиятельных екатеринбургских медиков.
Председатель экспертного клуба Екатеринбурга, директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов Анатолий Гагарин также прогнозирует кадровые изменения.
«Я думаю, что новая система управления заставляет задуматься и пересмотреть некоторые принципы и персональные подходы. Необходимо подумать над системой, в которой городское здравоохранение входило бы в областную структуру, но имело бы сильных руководителей, а то управленческое звено, которое показало свою адекватность, было бы укреплено и инкорпорировано в областную систему», – заявил он корреспонденту «ФедералПресс».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин
Пандемия коронавируса