Экспертный институт социальных исследований (ЭИСИ) провел очередную дискуссию. Специалисты обсудили вопросы выхода из пандемии и возвращения к обычной жизни. Практически во всех странах, охваченных коронавирусной инфекцией, введена поэтапность снятий ограничительных мер. И Россия не является исключением. Об особенностях выхода из пандемии и некоторых прогнозах посткарантинной жизни расскажем в материале «ФедералПресс».
В ожидании вакцины
В России, как и в большинстве стран мира, охваченных пандемией коронавируса, введено поэтапное снятие ограничений. Рекомендации разработаны Роспотребнадзором на основании методик Всемирной организации здравоохранения. Как из карантина выходят в Европе и Америке, в своем аналитическом обзоре дорожных карт рассказали эксперты ЭИСИ. По словам политолога Екатерины Соколовой, «российский подход к поэтапному снятию ограничений разработан на основе четких критериев, и это вполне стандартный подход для разных стран».
Критерии оценки эпидемиологической ситуации известны и понятны. Врач-инфекционист Александр Горелов напомнил, что каждый регион принимает решение об ослаблении ограничений самостоятельно. Но общие условия успешного выхода из карантинного режима одинаковы для всех – соблюдение всего комплекса мер: социальное дистанцирование, ношение масок, мытье рук, ограничение контактов. Эксперт подчеркнул, что все ограничения, введенные в российских регионах, соответствуют международным нормам – никаких «драконовских ограничительных мероприятий».
Очевидно, что остановить дальнейшее распространение инфекции поможет только вакцина. Только пока прогнозы опасаются делать даже эксперты. «Мы ожидаем, что к сентябрю закончатся клинические испытания вакцины и начнется вакцинация, но все будет зависеть от скорости и производственных мощностей, – отметил Горелов. – Прогноз дать сложно, потому что при изменении и обострении эпидемиологической ситуации карантинные мероприятия на любом этапе могут откатиться назад. Многое зависит от нас самих – насколько мы будем соблюдать гигиенические нормы и требования. При воздушно-капельной инфекции невозможно создать колпак, чтобы мы не встретились с возбудителем».
Политическая реакция
Некоторая стабилизация эпидемиологической обстановки в разных странах позволяет экспертам анализировать, как власти и политики подходили к борьбе с пандемией. Глава ЭИСИ Глеб Кузнецов, в частности, исследовал язык обращений лидеров государств и пришел к выводу, что пока никто не видит будущего. «Кризис собственных повесток. Никто не говорит о будущем. Повестка зажата», – констатирует Кузнецов.
Чаще всего в речах лидеров стран встречаются два понятия – экспертократия и социологизм. В первом случае государственные деятели стараются переложить ответственность с себя за принятие решений на экспертов. Во втором – на общество, как это сделала, например, бельгийский премьер-министр, которая предложила собрать некий совет фактически из случайных людей и спросить их мнение, что делать дальше, как выходить из ограничений, как поддерживать экономику. «Про будущее все говорят с большой опаской. Никто не знает даже, что происходит на самом деле. Не определено ни будущее, ни настоящее. Движемся вперед осторожно и медленно», – отмечает Глеб Кузнецов.
У ряда экспертов, впрочем, остается оптимизм. Председатель правления Центра политических технологий Борис Макаренко полагает, что в России уровень безработицы будет ниже хотя бы потому, что «наша экономика в меньшей степени зависит от сферы услуг». «Если вернутся к деятельности крупные предприятия, будет не такое сильное падение, – считает Макаренко. – Но есть и минус: экономика будет расти только за счет государства – выплат, поддержки и т. д. Это ослабит падение, но и затруднит на каком-то этапе экономический рост. Я не вижу, как мы будем выходить из кризиса в отраслях, где люди должны собираться вместе, – в ресторанах, в поездах, на пляжах и т. д. Но тот, кто открывается, уверен, что назад власти не отыграют. Это хороший признак – сектора живы, не потеряли веру в себя и готовность работать».
Что касается политической стороны вопроса, то, по мнению Бориса Макаренко, «возрастает запрос на перераспределительную политику». «Это шанс для «левых» сформировать новую повестку. Будут востребованы те лидеры, которые покажут эффективность в новых условиях и которые придут на смену нынешним политикам на новых выборах, – отмечает эксперт. – Не уверен, что будет запрос на консервативные ценности. Сейчас люди боятся, и мы склонны к рефлексии, но когда все выйдут на работу, шкурные интересы будут ближе».
«Расслабляться не будут». Сенатор рассказал о работе регионов после совещания Путина
Уже сейчас можно говорить, что в обществе выросло напряжение. И это касается всех стран, скованных ограничительными мерами из-за коронавируса. Политолог Андрей Манойло отмечает, что «правительства стран заняты преодолением не вирусной опасности, а того, что они сделали, борясь с этой вирусной угрозой». «Вирус породил социальное напряжение, потери в экономике, протестные настроения. Это проблемы, с которыми правительства столкнутся в момент, когда ограничительные меры будут сняты. Поэтому нужно снимать ограничительные меры поэтапно. Чтобы не просто плавно приучить людей к движению от сильно зарегламентированной жизни к свободе, а чтобы люди не стали требовать от правительства отчета за те потери, которые они понесли. Эта ситуация породит большой спектр разных траекторий выхода из инфекций», – заявил Манойло.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева
Пандемия коронавируса