Сегодня президент России провел совещание по занятости. Прозвучали конкретные меры, которые уже были выполнены по сохранению занятости в России. Вместе с тем министр труда Михаил Котюков озвучил ряд предложений, которые поддержал глава государства. В частности, увеличен минимальный размер пособия по безработице в 3 раза – до 4,5 тыс. рублей. Такое минимальное пособие сегодня получают порядка 45 % зарегистрированных безработных: те, кто впервые ищут работу, граждане с большим перерывом в трудовом стаже и те, кто ранее работал неофициально. Для индивидуальных предпринимателей, прекративших деятельность в период пандемии, на 3 месяца устанавливается максимальное пособие по безработице. Ранее такие граждане могли претендовать только на минимальный размер пособия. Кроме того, доплата по 3 тыс. рублей на каждого несовершеннолетнего раньше была доступна только безработным, потерявшим работу после 1 марта. Сейчас предлагается эту меру поддержки распространить на всех зарегистрированных безработных граждан. До 1 октября продлевается период выплат пособий по безработице на 3 месяца. Помимо этого, президент поручил оказать содействие в трудоустройстве одной из наименее защищенных категорий соискателей – выпускникам учебных заведений, а также содействовать работодателям в сохранении трудовых коллективов через возмещение расходов на частичную оплату труда при организации общественных работ или временной занятости. Как обстоит ситуация с безработицей в целом, насколько эффективно могут сработать принятые меры? Своим мнением с «ФедералПресс» поделились эксперты.
Председатель комитета Государственной думы РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов:
«У нас пособия по безработице выплачиваются из бюджета. Это не входит в систему обязательного страхования. И много лет пособия индексировались минимально. Поэтому к центрам занятости у людей было крайне скептическое отношение. Они понимали, что вакансии непривлекательные, платят копейки. Кто-то приходил и просил, чтобы ему отказали в трудоустройстве.
Когда президент объявил о повышении максимального пособия временно, к центрам занятости у людей появился интерес. Но правительство включило в меры поддержки только тех, кто потерял работу после 1 марта. А граждане, которые были безработными до этого, пошли на биржу труда и получили копеечные пособия. Госдума приняла протокольные поручения, были приняты запросы. Мы поняли, что была заужена группа получателей. И сейчас президент поддержал это решение.
Теперь о количестве безработных. Цифра в 4 миллиона не говорит о том, что это следствие коронакризиса. Всплеск продиктован тем, что появилась возможность зарегистрироваться онлайн и были озвучены меры по повышению МРОТ.
Необходимо обеспечить так называемые временные рабочие места. Для этого нужны средства из федерального бюджета. Сейчас мы говорим о том, чтобы платить средства из системы социального страхования. Для работодателей это нагрузка, для работников удержание, что будет вызывать определенные вопросы. Но что-то с этим делать надо.
Также важно повышать уровень доверия к службам занятости населения. Сегодня на многих коммерческих ресурсах нужно создавать рабочие места, поддерживать предприятия, кто пострадал. И за основу надо брать примеры США, стран Европы, Азии, где индивидуальные предприниматели и представители малого бизнеса получают приличные средства. Нужны любые меры для борьбы с серой и черной занятостью и поддержки рабочих мест, а также для борьбы с бедностью».
Депутат Государственной думы РФ Виталий Милонов:
«Задача перед всеми нами – сократить последствия карантина в части безработицы. Депутаты и чиновники всех уровней обязаны создать такую обстановку для бизнеса и населения, чтобы мы в кратчайшие сроки смогли достигнуть допандемийных показателей. Особенно важно, чтобы госпомощь получили люди и предприятия, которые действительно нуждаются, а не инфлюенсеры и поп-дивы, лишившиеся сверхприбылей».
Председатель совета директоров Некоммерческого фонда – Института социально-экономических и политических исследований Дмитрий Бадовский:
«Прежде всего тема занятости – одна из главных для государства, поскольку выбрана модель антикризисных мер, где основной акцент делается именно на сохранение рынка труда. Государство решило, что сохранение занятости – это основной приоритет при преодолении социально-экономических последствий кризиса. Объем выплат населению не был очень большим, в отличие от других стран, где в большей степени акцент переносился на это. Меры поддержки в России концентрируются на поддержке отраслей экономики для максимального сохранения и поддержания производственных цепочек и занятости.
С другой стороны, те же возвратные кредиты, субсидии на выплату зарплат и так далее прямо обусловлены взаимной ответственностью бизнеса по недопущению сокращения рабочих мест. Действительно, тема поддержания рынка труда в нашей антикризисной модели является центральной. Поэтому такое значение имеют меры поддержки. Ситуация с занятостью в России выглядит лучше, чем в других странах. Но надо учитывать и структуру экономики. У нас сектор потребительской экономики, малого и среднего бизнеса не такой большой. Существует крупный бюджетный сектор, который не испытывает сокращений. Большая структура занятости в секторе крупных корпораций и производств, которые не будут сокращать рабочие места, поскольку это является приоритетом для государства. Но меры поддержки сервисной экономики во многом связаны с сохранением занятости.
Некоторые выводы о том, как будет развиваться ситуация, делать рано. Как минимум есть еще два важных момента. Первый – в том, что даже на сегодняшнем совещании возникло мини-обсуждение между президентом и министром труда Антоном Котяковым, когда министр сказал о прогнозах по росту безработицы на 3-й квартал. Он не лишен смысла. Сейчас, после того как экономика раскроется (я имею в виду потребительский сектор и сервисную сферу), прежде всего многие бизнесы и предприниматели будут заново оценивать ситуацию и принимать решения о продолжении или закрытии своей деятельности и увольнении работников. Сервисная экономика не до конца оценила, сможет она восстановиться или нет. Нельзя исключить, что возможны отложенные увольнения.
Кроме того, у нас большой сектор серой занятости, или «гаражной экономики». И что будет с сектором полунеформальной занятости, тоже серьезный вопрос. Тем более эта сфера не до конца прозрачна для государства. Власть будет стремиться усиленно обелять полускрытую занятость в бизнесе, когда зарплаты приходят в конвертах. Естественно, обеление этих процессов в том числе будет вестись с помощью цифровизации, чтобы стимулировать бизнес и вытаскивать его на свет. Но тем не менее большую часть неформальной занятости государство толком не видит. Как на это можно влиять, не до конца ясно. Проблемы с падением доходов пока не уйдут».
Гендиректор коммуникационного агентства «Маркелов Групп» Сергей Маркелов:
«Те, кто потерял работу раньше наступления пандемии коронавируса, не имеет повышенных пособий. Условно регламент рынка труда можно разделить на периоды до пандемии и после пандемии. Меры, которые были озвучены на совещании, в основном касаются аспекта пандемии. И связаны они с новым притоком безработных, когда вся страна ушла в самоизоляцию. Это сейчас главное. Новое время требует оперативных мер. Мы понимаем, что раньше к безработице в России не было приковано такое массовое внимание. Была условная статистика, и центры занятости этим занимаются. Сейчас появилась актуальная армия людей, которые стали безработными по причине пандемии. И этому было посвящено совещание.
Наверное, на уровне тренда мы видим картину реальной безработицы. Это свыше 4 млн человек. Надо разделять собственно безработицу и ее скрытую форму. История искажения трендов реальной и скрытой безработицы особенно мощно была распространена на Кавказе. Я в свое время участвовал в одном проекте на Кавказе, мы это выявляли. Обнаружили, что, например, в Ставропольском крае зарабатывается деньгами условно полмиллиарда в месяц, а реальное движение денег гораздо больше, чем по трудовым книжкам. Это говорит о том, что определенная часть людей задействована в серой экономике.
Кроме того, важный момент, который я хотел бы отметить, связан с доверием населения и государства. Есть группа людей, которые настроены на обман со стороны государства. В итоге может быть такое, что помощь получат 10–15 % граждан, которые реально в ней нуждаются. Есть определенная часть людей, которые идут в микрофинансовые организации, берут кредиты, убегая от государства, а не обращаясь к нему за помощью.
Еще важный момент – простота процедур и поддержки, удобство портала госуслуг и сайтов центров занятости. Их хорошая работа будет серьезной помощью людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию».
Руководитель агентства «Социальные коммуникации» Илья Паймушкин:
«Ситуация с безработицей в России выглядит, на мой взгляд, не совсем удручающе. Безусловно, доходы населения снизились. Есть две категории граждан, которые по-разному прожили период самоизоляции и на которых ситуация с коронавирусом будет иметь не одинаковые последствия. Первая категория – это жители мегаполисов, большая часть которых перешла на удаленку, кроме работников сферы обслуживания, туризма, некоторых производств, торговли, которые больше всего пострадали за время ограничений. Те, кто трудился дистанционно, практически ничего не потеряли, испытав только некоторые сложности, работая и находясь одновременно дома с детьми. Причем многие жители городов, имея определенную финансовую подушку, уехали за город: на дачи, в другие города к родителям и так далее.
Вторая категория – это жители российских регионов и глубинки, которые составляют подавляющее большинство жителей страны. В большинстве регионов режим изоляции носил формальный характер и, кроме сферы обслуживания, торговых центров, люди имели возможность выходить на работу, выезжать за город на дачи.
Небольшим подспорьем оказались обещанные президентом России выплаты на детей, тем, кто потерял работу, и меры, которые были предложены по поддержке бизнеса. Особенно существенными оказались меры, которые смогли предложить некоторые главы субъектов. Сумма единовременной выплаты могла бы быть и больше, например, 30 тысяч рублей, что оказалось бы более приемлемой для семей с детьми.
Больше всего пострадали люди, которые имеют долги, ежемесячную ипотеку или какие-то другие обязательные выплаты. К этой категории относятся предприниматели, представляющие в основном мелкий бизнес, которым пришлось выплачивать деньги своим сотрудникам.
Считаю, что некоторые послабления в виде налогов для малого бизнеса и для дачников можно предусмотреть, чтобы наибольшее количество людей могли восстановиться после пандемии и сохранить достаток в своих семьях».
Политолог и социолог Эдуард Атанов:
«Важнейшим аспектом является увеличение выплат пособий для всех граждан. Рост количества безработных за месяц в России уступает количеству безработных в США, Канаде, Австралии. И это говорит об эффективности принятых мер.
Самые пострадавшие сферы: розничная торговля, гостиничный бизнес, общественное питание, строительство. Надеюсь, что комплекс предложенных мер будет действительно эффективным: выплаты – каникулы – переобучение – поддержка выпускников ссузов и вузов.
Запомнилось предложение губернатора Никитина по поддержке стартапов без привязки к сельскому хозяйству.
В целом существенная часть граждан потеряла возможность заниматься работой офлайн, например социологическими исследованиями, так что тема, поднятая сегодня главой государства, важная и весьма небезразличная».
Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов:
«Мне кажется, системная политика требует понимания масштаба безработицы, а сейчас такого понимания пока нет. Часть экономистов допускает, что многие предприятия сейчас откроются, а через месяц-другой закроются насовсем. То есть техническое открытие после карантина вовсе не гарантирует жизнеспособности. Но прогноз не является консенсусным, поэтому масштаб ситуации пока не ясен».
Фото: kremlin.ru
Экономический кризис