«Переведи деньги на этот номер, мне не звони»: СМС примерно такого содержания получало большинство пользователей сотовых телефонов. Прием, который используют мошенники, – старый и уже перешедший в разряд фольклора. Но преступники продолжают совершенствовать техническую часть и психологические приемы. Как результат – количество жалоб в полицию на разного рода интернет- и телефонных мошенников растет. Как не попасться на киберудочку и какие приемы хищений у доверчивых граждан могут появиться во время пандемии – в материале «ФедералПресс».
Утечка информации
19 мая в отдел полиции Иркутска обратилась 26-летняя местная жительница. В заявлении сотрудница областного онкодиспансера сообщила, что неизвестные выманили у нее более 500 000 рублей. По признанию потерпевшей, она сама перевела деньги постороннему человеку, который представился сотрудником службы безопасности одного из крупных банков.
«Около 17:10 позвонила неизвестная женщина, представилась работником службы безопасности ПАО «Банк ВТБ» и сообщила, что в банке произошла утечка информации и чтобы не были похищены деньги, необходимо снять все наличные и перевести на безопасный счет. Я через банкомат выполнила ряд операций под диктовку неизвестной, перевела указанную сумму денежных средств на счет физлица. В настоящее время телефон неизвестной недоступен», – пояснила девушка в полиции.
Показания иркутянки практически под копирку повторили еще несколько заявлений, поступивших в полицию в течение недели. 288 тысяч рублей отдала неизвестным фельдшер из Усть-Илимска. Почти по 100 тысяч – двое безработных иркутян и пенсионерка, которая перевела на чужой счет 2700 рублей. Во всех случаях неизвестные представились сотрудниками службы безопасности банка. В каждом случае фигурировали московские номера телефонов. Однако сотрудник уголовного розыска Анатолий Греков уверен: это вовсе не значит, что все преступники звонили из столицы. По его словам, нынешние технологии позволяют злоумышленникам получить доступ к любому виду связи, не имея сим-карты как таковой, поэтому личность абонента на том конце провода установить крайне трудно.
«С точки зрения простого обывателя мы привыкли, что для того чтобы позвонить, нам нужен мобильный телефон и сим-карта. Уверяю вас, это уже давно не так. Я не буду раскрывать механизм, чтобы не научить того, кому знать об этом не стоит, но сейчас это вовсе не обязательно. И это, безусловно, затрудняет поиск злоумышленников, поскольку они не персонифицируются никак. К тому же в большинстве случаев следы ведут за пределы не только регионов, но и страны. А за границей очень часто юридические инструменты нашего государства не работают», – объясняет оперативник.
Приблизительно также обстоит дело со счетами, на которые мошенники предлагают перевести деньги. Многие банки, по словам Анатолия Грекова, дают возможность открытия обезличенных счетов. Для его открытия достаточно зарегистрировать электронную почту. Данных о владельце счета – минимум, даже у самих кредитных учреждений, а заграничные банки ими вовсе могут не делиться с российскими правоохранителями.
Следы ведут в интернет
Подобные виды мошенничества полицейские делят на несколько типов. Первый можно условно назвать «высокотехнологичным». Зачастую граждане сами совершают покупки в интернете, не убедившись в добросовестности продавца товара. Это касается таких сайтов, как «Авито» или «Юла». Сталкиваясь же с сомнительными интернет-магазинами, покупатель не только рискует остаться без суммы, которую он перевел в качестве оплаты, но и есть вероятность оставить мошенникам свои персональные данные.
Устькутянка Алена Ф. несколько минут с изумлением наблюдала, как ее смартфон жил самостоятельной жизнью. Он получал СМС с кодом подтверждения о переводе, сам вводил код и отправлял его на сервисный номер банка. После того как со счета была переведена определенная сумма, девушка обратилась в полицию. По дороге заехала в банкомат и сняла остатки денег с карты, чтобы не лишиться всей учительской зарплаты.
Оперативник угрозыска Анатолий Греков поясняет: скорее всего, причиной как раз стало то, что девушка где-то оставила свои персональные данные или к ее смартфону получили доступ посторонние.
«Возможно, девушка пыталась что-то купить через мошеннический сайт. В этом случае она могла, сама того не зная, скачать вредоносную программу. Такой софт дает доступ к вашему телефону третьим лицам. Простым языком – кто-то сидит за тысячи километров от вас и со своего компьютера управляет вашим гаджетом. Поэтому внимательнее следует относиться к тому, что вы скачиваете и на какие ресурсы заходите. Также не стоит доверять даже на время свой телефон малознакомым людям», – предостерегает полицейский.
В опасности «подцепить» на свой смартфон «шпионскую» программу наравне с интернет-магазинами стоят сайты для взрослых. Зачастую любители «клубнички», потеряв деньги, но желая сохранить лицо, не торопятся рассказывать в полиции всю правду. Из-за этого следствие теряет драгоценное время.
Даже не подцепив вирусную программу, пользователи интернета все же рискуют попасть в поле зрения преступников. Нередко интернет-сайты просят подтвердить регистрацию и ввести свой номер мобильного телефона. Как раз он и интересен мошенникам, практикующим второй тип подобных преступлений – прямые звонки. Именно они зачастую представляются, к примеру, сотрудниками банков или спецслужб. Еще одним источником утечки информации об абонентах могут быть операторы сотовой связи, интернет-провайдеры и недобросовестные сотрудники кредитных учреждений. Именно этим зачастую объясняется то, что звонящие представляются служащим именно того банка, где у абонента открыт счет. Как поясняют в пресс-службе Сбербанка, в том случае, когда якобы сотрудник пытается узнать у вас персональные данные, смело кладите трубку. Скорее всего, это мошенник.
«При звонке клиенту сотрудник Сбербанка всегда обращается по имени-отчеству. Никогда не просит конфиденциальные сведения: полные реквизиты карты (номер карты, ПИН и CVV-код), СМС-пароли банка. Никогда не требует совершать операций с картой. Прекратите разговор и позвоните в банк», – поясняют в кредитном учреждении в ответ на официальный запрос.
Нижнюю строчку рейтинга аналогичных мошенничеств занимают, как правило, заключенные колоний. Для них вершиной технической оснащенности является обычный телефон. Однако скудную материальную базу они компенсируют излишками свободного времени. Именно они зачастую являются авторами сообщений и звонков типа: «Попал в беду, отправь деньги. Мне не звони, потом объясню» или «Положила по ошибке на ваш телефон 350 рублей, верните хотя бы 200».
Про бесплатный сыр
Рассказав о типах мошенничеств, нельзя не упомянуть и о типах жертв. Зачастую преступники делают ставку на определенные черты и качества людей. Во-первых, главная задача преступника– поставить собеседника в ситуацию мини-стресса и паники. Жертве постоянно напоминают о том, что его сбережения под угрозой, а времени на раздумья нет, и требуют немедленно сообщить им необходимую информацию. Полицейские в таких случаях советуют все же взять тайм-аут. Например, сказать, что вы сейчас за рулем и перезвоните через 10 минут. Этого времени будет достаточно для принятия взвешенного решения.
Еще одна черта, на которой могут сыграть преступники, – жажда немедленного обогащения. Этим пользуются лжеброкеры и фейковые трейдеры, которые предлагают игру на бирже и сулят баснословные 200–300 % прибыли. Тут достаточно понимать, что такая маржа невозможна в принципе, и нелишним будет спросить у собеседника хотя бы брокерскую лицензию. Хотя и она не гарантирует защиту от финансовых потерь.
Третья категория граждан, которых любят «обрабатывать» мошенники, – те, кто сам играет с законом на грани или пытается решить финансовые проблемы с помощью хитрых схем. Именно эти люди зачастую лишаются денег, согласившись на предложение обналичить материнский капитал, или платят неким посредникам, чтобы беспрепятственно получить кредит или продать заложенное имущество. Также не исключено, что в ближайшем будущем появится еще одна категория жертв – те, кто захочет незаконно получить компенсации из-за коронавируса или поддастся на уговоры упростить процедуру выдачи такой компенсации.
Фото: пресс-служба ГУ МВД РФ по Иркутской области; ФедералПресс / Давид Азизов; pxhere.com