Top.Mail.Ru
Общество
Иркутская область
0

«Коронавахта». Почему север Приангарья стал горячей точкой на карте пандемии?

По мнению регионального оперативного штаба, «проблемы вахтовиков» не существует
По мнению регионального оперативного штаба, «проблемы вахтовиков» не существует

Иркутская область поэтапно выходит из режима самоизоляции, об этом заявил врио губернатора региона Игорь Кобзев. С 7 июня прекращена работа обсерваторов. Теперь прибывших в Приангарье не будут централизованно направлять на изоляцию. Разрешено при соблюдении определенных условий передвижение по региону рабочих-вахтовиков. Между тем неожиданно на первые позиции по количеству заболевших выдвинулись маленькие города на севере области, где еще недавно о коронавирусе знали только теоретически. Почему вспышка произошла на территориях, где плотность населения один человек на сотню квадратных километров, – в материале «ФедералПресс».

Рухнувший санитарный кордон

Еще меньше недели назад «саянский феномен» обсуждался на федеральном уровне. В городе не было ни одного заболевшего. Вместе с этим феноменом обсуждалась активно и фигура градоначальника Олега Боровского. Он ввел достаточно жесткие меры по ограничению въезда на территорию муниципалитета – даже приезжающих местных жителей не пускали в город без двухнедельной обсервации. Но в то же время здесь удалось избежать жесткой самоизоляции: продолжали работу и детсады, и многие виды бизнеса. Эти меры пыталась оспорить прокуратура, но 5 мая на заседании суда надзорное ведомство отозвало свой протест. Удачно отбиваться от коронавируса и претензий контролирующих органов градоначальник смог в течение двух месяцев. Однако все же 4 июня в городе был зафиксирован первый случай COVID-19. Спустя пять дней число заболевших увеличилось до шести человек.

Путь проникновения коронавируса в Саянск стал типичным для всех городов региона – с рабочими, приезжающими на вахту. Сейчас в городе с диагнозом коронавирус – два человека, так называемые контактные. Еще трое – приезжие вахтовики. Еще один – из района. По мнению мэра Саянска Олега Боровского, вина в появлении в городе болезни лежит на руководстве градообразующего предприятия – «Саянскхимпласта». Именно оно пригласило сотрудников на предприятие и не обеспечило должным образом положенные две недели самоизоляции.

«Непонятно, почему приезжих специалистов селили на съемных квартирах, хотя у предприятия есть гостиницы – «Ермак» и в доме № 41 микрорайона Юбилейного. Муниципалитет неоднократно информировал правительство, что у «Саянскхимпласта» есть возможность на базе гостиницы «Ермак» и профилактория «Кедр» сделать обсерваторы для своих и приезжих специалистов. На сегодня у нас уже шесть больных. Один из района, два наших контактных и трое вахтовиков. Мы два месяца успешно боролись с этой заразой. И вот из-за безответственности отдельных людей все зря оказалось. А теперь, согласно указу врио губернатора, еще и обсерваторы закрывают по всей области, посты в аэропортах сняли. Получается, вахтовики могут спокойно по всей области ездить и развозить заразу. Даже руки опускаются», – поделился градоначальник.

Сейчас региональный минздрав принял решение развернуть в Саянске COVID-госпиталь на 20 мест. Очевидно, причиной выбора стало то, что город располагает для этого отдельно стоящим зданием. Сюда будут доставляться не только местные жители, но и пациенты из Тулуна и Куйтуна – райцентров, расположенных за 200 км от Саянска. И такое решение местному градоначальнику тоже не внушает оптимизма. При этом, по словам Олега Боровского, обещанной самостоятельности в принятии решений главы муниципалитетов так и не получили, они продолжают в своих действиях зависеть от решений, принимаемых в областном правительстве.

Беда и выручка нефтяных вышек

Еще одной горячей «коронаточкой» на карте Иркутской области стал Усть-Кут. Из-за своей отдаленности этот северный город имел все шансы узнать о коронавирусе только из выпусков новостей. И долгое время действительно пандемия обходила город стороной: был выявлен всего один случай. Однако структура экономики Усть-Кутского района обрекла его на вспышку заболевания. В этом регионе действуют нефтепромыслы, которые обслуживаются вахтовым методом. Через Усть-Кут на работу едут тысячи людей со всей страны. 17 мая диагноз COVID-19 подтвердился сразу у 112 человек, причем из них только двое оказались местными жителями, остальные – вахтовики. Это сразу вывело Усть-Кут на второе место в регионе по количеству заболевших. Далее – почти каждый день у десятков вахтовиков подтверждался диагноз.

Большинство заболевших направлялись на работу на промыслы Иркутской нефтяной компании (ИНК). На предприятии – одном из крупнейших недропользователей в районе – сразу заявили, что готовы профинансировать строительство инфекционного отделения в Усть-Куте.

«Иркутская нефтяная компания профинансирует строительство корпуса инфекционного отделения в Усть-Куте. Договоренность об этом достигнута 15 мая между исполняющим обязанности губернатора Иркутской области Игорем Кобзевым и руководством компании», – говорится в официальном ответе пресс-службы компании.

При этом на предприятии сразу отметили: речь идет только о финансировании, и в компании не могут четко сказать, какое это будет инфекционное отделение и на сколько человек оно рассчитано.

По мнению главы Усть-Кута Александра Душина, вахтовики – это отдельная и непростая история в жизни северных территорий. Вместе с деньгами, которые несет нефтянка городам и поселкам, местная администрация получает сложноконтролируемые бонусы в виде вспышек пандемии и нагрузки на местную инфраструктуру.

«Тут двоякая ситуация. Мы получаем от нефти как плюсы, так и минусы. Будем откровенны: транзит грузов для нефтегазовой сферы окончательно убил наши дороги. Но тут ИНК профинансировала проектные работы по строительству новой дорожной инфраструктуры, и вопрос закрыт. Надо сказать, что в совокупном ущербе ИНК занимает небольшую долю, и тем не менее они этот ущерб компенсируют, в отличие от других компаний с офисами в Москве. Те, как правило, менее договороспособны. Но что делать с коронавирусом, который к нам завезли вахтовики? Сейчас ИНК готова профинансировать строительство инфекционной больницы в Усть-Куте. Но больница появится потом, а рост заболевших у нас наблюдается сейчас. И второй момент – в Усть-Куте нет проблем с больничными площадями: у нас большая часть зданий ЦРБ свободна, плюс огромная железнодорожная больница со свободными площадями. Но с медперсоналом есть проблемы. Может получиться так, что в итоге мы получим еще одно здание, которое будет простаивать, и на его содержание и обслуживание будут тратиться бюджетные деньги. А врачей как не было, так и не будет», – отметил градоначальник.

По мнению Александра Душина, логичнее было бы не финансировать строительство здания, в котором нет жизненной необходимости, а эти частные средства потратить на привлечение в город врачей и закупку медоборудования.

Впрочем, опасения градоначальника из-за строительства невостребованного в будущем сооружения могут оказаться преждевременными. Как пояснили в пресс-службе областного правительства, вопрос будет регулироваться трехсторонним соглашением между региональным минздравом, ИНК и застройщиком. По словам представителей ведомства здравоохранения, пока никаких конкретных действий в этом направлении не принято. «Соглашение еще не заключено. Строитель не определен, сметы нет. Сегодня мы говорим о строительстве по аналогии с Шелеховом – 60 мест», – сообщили «ФедералПресс» в пресс-службе министерства здравоохранения региона.

Золотоносный край

Еще две болезненные точки в Иркутской области – это Братск и Бодайбо. Братску в этом плане не повезло с соседом – Усть-Кутским районом, из которого в город направляют большинство больных, что не улучшает ситуацию. Бодайбо же повторил усть-кутский сценарий. Здесь расположены крупнейшие золотоносные месторождения, которые обслуживаются вахтовым методом. Количество заболевших в абсолютном исчислении не столь велико, как в Усть-Куте, но в пересчете относительно количества населения получается серьезная цифра. Кроме того, ситуацию осложняет отдаленность территории. Сообщение между Бодайбо и большой землей возможно только по воздуху. Как сообщил мэр Бодайбинского района Евгений Юмашев, тяжелые больные из его муниципального образования вывозятся санавиацией.

«Ситуация очень тяжелая. За сутки прирост составил 56 заболевших. 21 человек со Светлого, 34 человека с Вернинского (золотодобывающих предприятий). Трое из них в тяжелом состоянии, один на ИВЛ. Сегодня спецбортом всех вывозим в Иркутск», – рассказал мэр района.

На этом фоне с 7 июня в Иркутской области отказались от обязательного размещения прилетевших в регион пассажиров в обсерваторы или ухода на самоизоляцию. Как заверяют в областном правительстве, сотрудники Роспотребнадзора продолжат вести в аэропорту круглосуточный контроль за состоянием здоровья пассажиров и членов экипажей. По мнению регионального оперативного штаба, «проблемы вахтовиков» не существует или она незначительна. Как заявил врио губернатора региона Игорь Кобзев, 73 % случаев заболевания – это так называемое внутреннее распространение. При этом временный руководитель региона возложил ответственность за здоровье сотрудников на руководство предприятий.

«Обращаюсь к руководителям всех без исключения предприятий: масочный режим продолжает действовать. Проведите разговоры с сотрудниками: это требование должно соблюдаться. Необходима ежедневная дезинфекция. Рабочие места нужно организовать с учетом социальной дистанции. Ограничьте посещение предприятий сторонними лицами, совещания, по возможности, проводите дистанционно. Вы должны понимать: при появлении хотя бы одного заболевшего мы будем вынуждены отправить на самоизоляцию весь коллектив», – заявил Игорь Кобзев.

На утро 9 июня в Иркутской области в общей сложности зарегистрировано 3083 заболевших. Прирост за сутки – 206 случаев, госпитализировано 2223 человека, из них 1247 вахтовиков. Выздоровел 831 пациент, умерло 14 человек.

Фото: pxhere.com, bodaybo38.ru, admustkut.ru, admsayansk.ru

Сюжет по этой теме
7 сентября 2021, 16:55

Пандемия коронавируса

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.