Жители российских регионов в массовом порядке начали сталкиваться с телефонным мошенничеством. В правоохранительных органах подтверждают: лавина звонков от аферистов накрыла и Поволжье. Эксперты связывают происходящее с экономическими катаклизмами, и растущей безработицей – недобросовестные граждане пытаются обманным путем компенсировать потерянные доходы. При этом львиной доле аферистов по-прежнему удается уйти от ответственности. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Один из последних резонансных случаев произошел недавно в Чувашии. В городской отдел полиции Чебоксар обратилась заведующая одного из детских садов республиканской столицы.
По ее словам, на служебный номер позвонил мужчина. Он представился сотрудником городской администрации города и сообщил, что в ближайшее время в дошкольное учреждение придет проверка. Чтобы ревизоры были более лояльны к возможным недостаткам, он предложил заведующей перевести деньги на банковский счет – якобы на подарки проверяющим.
Как рассказали «ФП» в республиканском МВД, женщина обещала подумать над предложением. Засомневавшись, заведующая позвонила в горадминистрацию. В мэрии ожидаемо сообщили, что в ближайшее время проверки не планируется, и сотрудника с такими данными у них нет.
В этот же день в полицию поступило заявление от директрисы другого детского сада. Женщина перевела почти 37 тысяч рублей мужчине, который по такой же схеме сумел ее обмануть.
Оперативникам удалось установить, что к афере может быть причастен 24-летний житель соседнего Ульяновска. Вскоре сотрудники правоохранительных органов задержали подозреваемого.
Массовый обман
Подобных историй в последнее время происходит действительно немало, подтверждают правоохранители. Так, житель Саратова лишился 726 тысяч рублей, сообщили в городском управлении МВД. Мужчина рассказал в полиции, что на его мобильник поступил звонок. Голос звонившего был незнакомым, как и номер. Тем не менее, собеседник представился «сотрудником службы безопасности обслуживаемого банка».
«Неизвестный убедил мужчину, что его счетом пытаются завладеть мошенники, и в целях безопасности нужно назвать персональные данные. Потерпевший продиктовал якобы сотруднику банка номер карты и коды, пришедшие на телефон. В результате со счета заявителя были списаны деньги», – пояснили в ведомстве.
Еще одной жертвой мошенников стала 25-летняя местная жительница. На ее номер также поступил звонок от неизвестного, который также представился банковским работником. Он сообщил девушке, что с ее счетом якобы совершаются подозрительные операции и настоял немедленно решить проблему, пока не стало поздно. Девушке было предложено назвать данные банковской карты и коды из смс-сообщений. Выполнив требования, потерпевшая обнаружила, что на нее оформлен кредит в размере 166 500 рублей.
Ранее в администрации Кирова рассказали о росте случаев телефонного мошенничества. Выяснилось, что на мобильные телефоны граждан приходит смс якобы от службы судебных приставов, в котором говорится о наложении ареста на имущество. Также предлагается перейти по некоторым ссылкам для получения более подробной информации. Делать это, как оказалось, ни в коем случае нельзя, потому что ссылки злоумышленники используют для вирусной атаки, чтобы списать деньги с банковской карты, привязанной к номеру телефона.
Миллионы – для аферистов
Эксперт в сфере информационной безопасности Александр Колесников подтвердил, что телефонное мошенничество становится все более массовым явлением. «Вероятно, это связано с общим падением уровня жизни населения: люди остаются без работы, теряют доходы, поэтому многие начинают зарабатывать нечестным путем. Телефонное мошенничество во время пандемии, похоже, достигло своего пика – в общей сложности россияне «дарят» аферистам сотни миллионов рублей», – рассказал он «ФедералПресс».
На сегодняшний день, по данным «Лаборатории Касперского», почти каждый десятый россиянин становился жертвой телефонного мошенничества, а каждый третий признался, что он или его близкие сталкивались с этим криминальным явлением. При этом только незначительная часть (4 %) респондентов обращались в правоохранительные органы.
Информация о якобы подозрительных операциях — хорошо проверенный шаблон, которым пользуются аферисты. Более 90 % звонков клиентам финансовых организаций, где предлагают немедленно назвать данные в обмен на решение проблемы блокировки карты или снятия средств из-за подозрительных действий, поступает от криминальных личностей. На самом деле, сотрудники службы безопасности банка по такому поводу звонить не станут, а просто заблокируют счет. Тем не менее, схема работает.
Социолог Мария Пырочкина рассказала «ФП», что чаще всего при обмане граждан работает «эффект неожиданности». «Зачастую люди сначала выдают информацию, которую у них просят, а уже потом, спустя несколько минут, начинают задумываться – а кем они, собственно, разговаривали, почему сообщили эти данные», – пояснила собеседница издания. Она прогнозирует, что число таких фактов в ближайшее время будет только расти. «Замечено, что такие схемы в большом количестве появляются именно в сложные кризисные времена – люди пытаются выжить, обманывая других», – подчеркнула Пырочкина.
Источник «ФП» в правоохранительных органах Ульяновской области сообщил, что по регионам ПФО действительно прокатилась волна телефонного мошенничества: «Примечательно, что если раньше, несколько лет назад, на удочку аферистов попадались преимущественно пожилые граждане, то сейчас ситуация заметно изменилась – в числе пострадавших немало молодых людей. Скорее всего, это свидетельствует о том, что мошенники становятся профессиональными психологами и действуют более продуманно и осторожно».
Фото: pxhere.com